Налоговая модель

Законопроект о налоге на выведенный капитал готов. Чего ждать бизнесу?

Министерство финансов Украины закончило подготовку и передало на согласование профильным ведомствам законопроект о налоге на выведенный капитал, которым планируется заменить действующий налог на прибыль предприятий.

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

Одна из целей законопроекта — создать стимулирующую модель налогообложения, которая позволит компаниям реинвестировать средства и привлечет в Украину потенциальных инвесторов. Для газодобывающей отрасли эта реформа, в случае если "за" проголосует парламент, может стать одним из пока немногих стимулов для развития, модернизации производства и наращивания объемов добычи природного газа.

В I полугодии 2017 г. газодобывающие компании в Украине добыли 10.7 млрд куб м газа, что только на 3% больше, чем в I полугодии 2016 г. Результат несколько неожиданный, так как особых причин для роста у газодобывающих компаний нет: ни одна из заявленных реформ в отрасли недропользования так и не была доведена до логического завершения. Более-менее положительное влияние на газодобывающую отрасль оказал рынок природного газа, где половину ресурса поставляют газодобывающие компании, которые ведут добычу в Украине. При этом так и не был изменен фискальный режим для добывающей отрасли, не утверждены правила работы частных компаний в формате СРП, не приняты изменения относительно регуляторной политики в отрасли, да и многое другое осталось только в планах на бумаге.

И вот в конце июня 2017 г. Министерство финансов Украины опубликовало текст законопроекта о налоге на выведенный капитал. Авторы законопроекта предлагают облагать налогом только дивиденды, которые получают собственники, по ставке 15%. Соответственно, действующий налог на прибыль предприятий будет упразднен. Идея либерализации налоговой системы возникла в деловых кругах еще два года назад. Как один из элементов – отказ от налога на прибыль в пользу налога на выведенный капитал – был заложен при внесении изменений в Налоговый кодекс в конце 2016 г. Согласно этим изменениям, Кабмин до 1 июля 2017 г. обязался внести в парламент проект закона о введении налога на выведенный капитал. Идею тогда поддержал бизнес.

Что меняет налог на выведенный капитал? Согласно представленному законопроекту, налог на выведенный капитал предполагает администрирование исключительно операций и объектов, которые возникают между плательщиками налога на выведенный капитал и неплательщиками. К числу неплательщиков относятся физические лица, упрощенная система, нерезиденты. Остальные операции являются нейтральными к этой системе и не создают ни объекта, ни базы налогообложения. Основной объект налогообложения — выплата дивидендов, и ожидается, что налог на выведенный капитал будет применяться только к распределенной прибыли. Авторы законопроекта предлагают облагать выплату дивидендов в пользу нерезидентов, физических лиц, плательщиков-упрощенцев по ставке 15%. При этом налог на доходы физических лиц будет равен нулю, а налог на репатриацию согласно предложенной системе не уплачивается.

Для любого инвестора важно, чтобы налоговая система была простой с точки зрения администрирования, прозрачной и правила игры были одинаковыми для всех. Ни тем ни другим газодобывающая отрасль Украины сегодня похвастаться не может. Поэтому необходимо изменение парадигмы экономической системы, создание инновационных стимулов для развития и возможности реинвестирования. Предложенная система повысит конкурентоспособность инвестиционных проектов в Украине и позволит бизнесу использовать средства на модернизацию и расширение производства. Именно на таких преимуществах, как упрощение администрирования и увеличение финансовой возможности компаний, была построена концепция модели введения налога на выведенный капитал.

В целом, экономика Украины хронически страдает дефицитом инвестиций, но сложная, не прозрачная и не лояльная к бизнесу налоговая система сдерживает приток дополнительных средств как в экономику в целом, так и газодобывающую отрасль в частности. Поэтому правительство стало проявлять интерес к проблемам нефтегазодобывающей отрасли, а о необходимости изменить систему налогообложения газодобывающей отрасли не говорил разве что ленивый. По иному реализовать цель правительства и существенно нарастить объемы добычи природного газа к 2020 г., кроме как улучшать инвестиционный климат подобными реформами, вряд ли удастся. По оценкам Минфина, налог на выведенный капитал – это хороший ресурс для внутренних инвестиций, не говоря о внешних, так как планируемая реформа налогообложения обеспечит пополнение оборотных средств компаний и улучшит инвестиционную привлекательность украинской экономики, и таким образом позволит привлекать средства, в том числе и через внутреннее кредитование.

Общий рост добычи газа в 2016 г. не превышал 1%. При этом частные газовые компании сократили динамику прироста втрое: с 15% в 2015 г. до 5% в 2016 г. В I квартале 2017 г. зафиксирован рост в 1-2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Но газодобытчики даже в нынешних условиях готовы к небольшим инвестициям. Так, например, Cub Energy готова инвестировать $1 млн в приобретение нового оборудования для возобновления производства на Русско-Комаровском месторождении. Несмотря на ограниченные инвестиции, наращивает постепенно добычу нефти и газового конденсата "Укрнафта". Благодаря снижению фискального давления улучшила инвестиционную политику крупнейшая государственная добывающая компания "Укргаздобыча". Так, в конце июля через систему публичных электронных закупок ProZorro "Укргаздобыча" объявила тендер на привлечение внешнего подрядчика для проведения работ по восстановлению добычи углеводородов на ликвидированных скважинах компании, фонд которых на сегодня составляет более 1900 ед. Все условия для потенциальных инвесторов будут доступны в течение месяца в тендерной документации, которая является публичной и выложена на сайте Prozorro и официальном сайте ОАО "Укргаздобыча". Перспективу инвестиций в украинскую газодобычу изучают международный фонд SigmaBleyzer и американская компания Henry Petroleum. Представителям SigmaBleyzer и Henry Petroleum продемонстрировали автоматизированную систему оперативно-диспетчерского управления процессами, оборудованную современной телеметрией и солнечными панелями высокодебитную скважину №7 Семиренковского месторождения и установку предварительной подготовки газа "Олефировка" ДТЭК Нефтегаз. Со своей стороны, представители SigmaBleyzer и Henry Petroleum отметили, что одним из основных направлений обеспечения энергетической безопасности Украины является стимулирование газодобычи и интеграция газового сектора Украины в европейский рынок. Но это возможно только при условии создания соответствующего инвестиционного климата и основы для вхождения иностранных компаний на рынок.

Таких примеров заинтересованности и реализации инвестиционных планов могло бы быть гораздо больше, ведь интерес инвесторов показывает перспективы отрасли. Но крупные зарубежные инвесторы пока боятся инвестировать в украинскую газодобычу. Причиной тому является нестабильность, чрезмерная фискальная нагрузка и непрозрачность условий работы. Необходимо еще вспомнить и о том, что Украина снижает потребление в течение последних нескольких лет и независимые добывающие компании работают в условиях постоянно растущей прямой конкуренции к импортерам природного газа. Для развития отечественной газодобычи необходимы три составляющие: стабильные инвестиции, современные технологии и опытные специалисты. Инвестор, как внутренний, так и внешний, будет вкладывать деньги в украинские месторождения только при условии конкурентных налоговых ставок, прозрачности получения специальных разрешений на пользование недрами и проведения дерегуляции разрешительной системы. Только в этом случае Украина имеет шанс реализовать планы по достижению энергетической независимости в ближайшей перспективе. В 2017 г. газодобытчикам в Украине должны были включить зеленый свет. Для увеличения собственной добычи газа Украине надо решить две группы проблем, которые связаны с изменением законодательной базы. Первый блок — это налоговые вопросы, второй — дерегуляция. Но большинство законодательных инициатив по либерализации условий работы газодобывающих предприятий лежат в парламенте, и если публично многие законодатели говорят о поддержке реформы, то в зале довольно часто голосов для принятия того или иного законопроекта не хватает. Чтобы привлечь инвестиции в украинскую газодобывающую отрасль, нужно в первую очередь предоставить фискальные стимулы для разработки новых месторождений. Такое стимулирование для частных компаний предусмотрено законопроектом №5459, который пока так и не был рассмотрен в парламенте. Проектом, в частности, предлагается установить рентную ставку в размере 12% для скважин, бурение которых начато после 1 января 2017 г. Возможно, более успешным будет реформа фискальной политики, и налог на прибыль будет таки заменен налогом на выведенный капитал, что уже в ближайшие годы увеличит объем оборотных средств компаний и откроет возможности для реинвестиций. Инертность же в процессе проведения реформ приведет к усилению зависимости от импорта и ухудшит в целом перспективы газодобывающей отрасли Украины в ближайшие годы.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt