В зеркале пропанового кризиса

Августовский скачок цен на СУГ отразил во всей полноте болезни украинской экономики

В разгар августовской жары, когда тысячи украинских автомобилистов отправились в долгожданные отпуска, цены на пропан — самое бюджетное топливо - подскочили на 50%.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала ЭнергоБизнес

Автору довелось наблюдать разгар ценового скачка в поездках на трассе Киев-Одесса и на юге страны. Можно без преувеличения сказать, что этот скачок застал и автомобилистов, и многих трейдеров, да и власти страны, врасплох. Однако реакция каждой из этих групп была совершенно разной.

Ценовой удар

Еще 17 августа на трассе Киев-Одесса можно было заправиться автогазом по цене порядка 11.80 грн за литр. Хотя в Киеве и других больших городах наступление на полулегальные частные АЗГП было проведено более чем успешно, и возросшие налоги от продаж СУГ потекли звонкими ручьями в казну мегаполисов, на трассах еще можно было встретить "партизанские" АГЗП. Здесь наливали газ по цене менее 50% от цены высокооктанового бензина, что считается каноническим соотношением успешности для бизнеса по торговле СУГ.

Удар по бочкам-наливайкам, которых весной этого года срезали сотнями, забывая вернуть содержимое законным владельцам полузаконного бизнеса, шел массово и системно. Особую поддержку этому наступлению оказали члены "бензиновой ассоциации" — крупнейшие компании-"бензинщики" — OKKO, WOG, столичная KLO, да и многие другие. Уже тогда автомобилисты ощущали определенный ценовой нажим, однако, это были скачки на 1-1.5 грн/литр, и вызваны они были, как многим казалось, резким сокращением точек продажи при растущем спросе.

Оказалось, что это была лишь увертюра той трагикомедии, которая разыгралась на украинском рынке СУГ в августе.

Для многих автомобилистов, да и для власть имущих, оказалась совершенно незамеченной весенняя кампания украинских спецслужб по "наезду" на целую группу операторов оптового рынка СУГ. Тогда в силу надуманных претензий в "финансировании терроризма" целый ряд нефтетрейдеров утратили возможность напрямую импортировать СУГ из России, которая в 2016 г. обеспечила более 60% потребности украинского рынка автогаза.

Вместе с тем , уже ни для кого не секрет, какими стремительными темпами развивается потребление СУГ в сегодняшней Украине. В 2016 г. рост спроса на СУГ составил более 30% и объем потребления превысил 1.4 млн т. Этот экологичный энергоноситель стал "кровью" новой экономики, основным средством заправки автомобилей для той активной части населения, которая имеет пока робкие, но все растущие шансы стать тем "средним классом", который мог быть опорой экономического возрождения страны.

Характерно, что все эти успехи были достигнуты не благодаря, а вопреки энергетической политике государства. И если в ЕС СУГ уже признан экологическим топливом, несмотря на "подозрительное" углеводородное происхождение, то в Украине власти совершенно не волнует актуальность поддержки этого стратегического экономически и экологически важного топлива. Неудивительно, что "пропанщики", как именуют себя операторы розницы автогаза и оптовые трейдеры, выживают и развиваются, в основном, благодаря своей сплоченности и активности.

Такая активность, следует заметить, далеко не всем по нраву, и в частности, все тем же крупным операторам бензиновой розницы, или "бензинщикам", которые в этом году утратили значительную долю выручки, как вследствие падения импорта бензина, так и вследствие увеличения и потребления качественного бензина Евро-5 украинского производства НПЗ в Кременчуге в Полтавской области и Шебелинского ГПЗ в Харьковской области. Падение особенно сказалось на поставках в Украину литовского бензина.

Августовский удар был нанесен в самое чувствительное и беззащитное на данный момент место и украинской энергетической отрасли, и украинской экономики в целом.

В течение трех дней уикенда, предшествовавшего Дню независимости Украины, цена выросла более чем на 3 грн/литр (или более чем на 12.5%) и в последующую неделю наступала невиданными темпами, достигнув у отдельных операторов в отдельных регионах 18 грн/литр.

Наступление на СУГ

В то время, как многие автомобилисты недоумевали, "что же происходит с газом?", и спешили заправиться газом уже по любой цене где придется, а где не было СУГ, заправиться про запас и бензином, в своих рядах трейдеры не без оптимизма потирали руки, видя в этом ценовом скачке возможность заработать "по крупному".

Впрочем, по-настоящему опытные трейдеры, понимая, что ценовые качели вещь довольно жесткая с обеих сторон, старались не выкручивать руки потребителям и уступали объемы по щадящим ценам. Так, компания "Надежда", закончившая после праздника Независимости "растаможку" своей партии в 1.8 тыс т СУГ, полученной с танкера в Одесской области, предпочла реализовать объем на юге страны, а не тянуть в центральные регионы и Харьковскую область, где цены могли быть еще выше. Объемы "Надежды" в значительной мере помогли смягчить ценовой удар по автомобилистам на юге страны.

Тем временем, после праздничных выходных, стали приходить в себя в правительстве и Верховной Раде, о кризисе на рынке СУГ узнали многие телевизионные журналисты. Прозвучали вопросы, "кто виноват?"икак мы дошли до жизни такой?".

Наконец, удалось обратить внимание на то, что импорт российского СУГ в Украину монополизирован не только с российской стороны, где право поставлять на украинский рынок напрямую осталось под давлением федерального контролера по экспорту — ФСТЭК — лишь у российского госгиганта — компании "Роснефть", но также эти поставки монополизированы и с украинской стороны, где монополистом является швейцарская компания "Глуско", по странному совпадению, также аффилированная с НК "Роснефть".

На внеочередном антикризисном заседании правительства премьер Владимир Гройсманн обратил внимание на то, что в ходе ценового кризиса заправки "Роснефти" в Украине были единственными, где цена не повысилась, а упала.

Далее включились в действие мощные PR-ресурсы, одни чуть ли не со слезами на глазах убеждали на страницах в Facebook и давно испытанных агитационных онлайн-ресурсах в том, что нынешний кризис "лишь свойственная всему молодому болезнь роста", а другие винили во всех грехах смертных "Роснефть", хотя вся вина непосредственно российского производителя состояла в том, что компания осталась единственным поставщиком на украинский рынок среди еще весьма многочисленного пула российских производителей СУГ.

Ни автомобилисты, ни многие государственные чиновники не обращали внимания на то, что под шумок очередной травли разные игроки стремятся играть свою игру, и, чего уж греха таить, практически все игроки рынка СУГ и бензинов стремятся "наварить" на фоне разгоревшегося кризиса.

Пожалуй, первым отрезвляющим сигналом прозвучали совершенно диссонирующие с общим тоном "защитим рынок экологического топлива" слова заместителя главы ОККО Юрия Кучабского, который предложил правительству… "повысить акциз на СУГ" для стабилизации ситуации на топливном рынке страны.

Авторитетный "бензинщик", чья компания давно и плотно сидит на кредитах европейских банков и потоках бензина из Литвы, Польши и Беларуси, настаивал, что в отличие от СУГ, который в основном ввозится из РФ, при поставках бензина никаких проблем и дефицита не возникает, поскольку есть надежные и диверсифицированные поставки бензинов из разных стран, и никакой привязки к России.

Это выступление вызвало возмущение большинства операторов топливного рынка, и многие недоумевали, как вообще в разгар кризиса с поставками экологического топлива представитель топливной компании призывает повысить на него акциз. Складывается впечатление, однако, что подобные заявления, какие сделал Ю. Кучабский, делаются не без подсказки со стороны финансовых кругов, которым в целом довольно безразлична и экологическая ситуация в Украине, и ветер, гуляющий в карманах украинских автомобилистов.

Пока рынок обсуждал "странное" выступление Ю. Кучабского, премьер В. Гройсман призвал Антимонопольный комитет, Службу безопасности приложить все усилия, чтобы разблокировать поставки СУГ на украинский рынок, как из России, так и других направлений, и решить проблему к 15 сентября 2017 г.

Тем временем оптовая цена и на отечественные поставки СУГ взлетела до космических высот — более чем на 3 тыс грн, до 30 тыс грн/т, хотя еще в начале августа была в районе 20 тыс грн, а в июне и того меньше. Целый ряд трейдеров обратил взоры на восток, и крупные партии СУГ отправила на украинский рынок компания "Тенгизшевройл" — крупнейший производитель СУГ в Казахстане. Новые ценовые реалии возобновили сообщение между казахским и украинским рынком, хотя еще в июне многие трейдеры на нефтетрейдерском форуме Argus Медиа в Алма-Ате полагали, что это произойдет не ранее 2018 г.

Пока оформлялись заявки и торговалась на биржах и переговорах нефтетрейдеров цена на СУГ, последняя неделя августа поставила украинских автомобилистов в самые трудные условия, делая бессмысленной покупку автогаза, т.к. его цена на фоне укрепившейся гривни приблизилась к 75% от розничной стоимости высокооктанового бензина.

Лишь начало осени и первый уикенд сентября принес первые признаки облегчения, и цены весьма неохотно поползли вниз — на 0.5-1 грн/литр. Стало ли это первыми результатами предпринятых правительством мер, сказалась ли импортная активность трейдеров на морских направлениях, получилось ли увеличить закупки с беларусского и казахского направлений благодаря возросшей цене закупок — мы увидим к середине сентября.

Однако уже можно подвести первые, не слишком обнадеживающие, итоги. Украинский рынок СУГ, который является одним из немногих позитивных и мощных энергетических и экологических трендов украинской экономики в последние годы, весьма беззащитен, о чем свидетельствуют события, которые мы наблюдали весной и летом этого года, и это может быть лишь начало "большого сражения".

К сожалению, практически никаких действенных шагов по диверсификации импорта СУГ, увеличению производства СУГ в Украине, снижению налоговой нагрузки на СУГ пока не видно. Все стремления поддержать украинского потребителя СУГ в решении той проблемы, с которой он столкнулся в августовском кризисе, пока остаются лишь благими намерениями.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt