Недорогой переход

Переход к "зеленой" энергетике идет быстрее, чем думали

Общемировой спрос на энергию выровняется с 2030 г., спрос на нефть – с 2020 г. до 2028 г., а затем значительно сократится, переход на возобновляемые источники энергии будет более быстрым и более массовым, чем считает большинство специалистов, и при этом обойдется сравнительно недорого. Такие выводы содержатся в отчете независимой консалтинговой компании DNV GL под названием Energy Transition Outlook.

Нина ШЕРШОВА

Исследование, ставшее первым в своем роде, было проведено крупнейшей консалтинговой компанией, в которой работают около 3400 экспертов в области энергетики, собирающих и обрабатывающих информацию в самых разных сферах - от производства, передачи и распределения до устойчивого использования энергии, включая такие отрасли, как возобновляемые источники энергии, хранение энергии, сети, а также нефть и газ. Отчет включает различные прогнозы для 10 основных регионов мира.

Спрос перестанет расти

Один из основных выводов – впервые в истории человечества общемировой спрос на энергию выравнивается. Прекращение роста произойдет в 2030-х гг., что ставит под вопрос целый ряд прогнозов и сценариев развития энергетики, опубликованных за последнее время, и, соответственно, бизнес-планы многих крупных компаний. В частности, основываясь на таких прогнозах, нефтяные компании рассчитывают на продолжение роста спроса на многие десятилетия в будущем.

При этом спрос на энергию в транспорте продолжит рост до середины 2020-х гг., а потом начнет снижаться, спрос в строительстве и промышленности существенно не изменится и, как и сейчас, доля каждой из этих отраслей составит около 30% ( рис. 1).

Рис. 1. Спрос на энергию (по секторам), ЭДж/г

Источник: Energy Transition Outlook

В докладе снижение спроса на энергию в транспортном секторе связывается с переходом на электромобили, о чем будет сказано ниже.

Прекращение общего роста потребления обусловлено тремя причинами. Во-первых, DNV GL считает, что население будет расти медленнее, чем это прогнозируют аналитики ООН. Во-вторых, ВВП будет расти медленнее, чем считают в МЭА и нефтяных компаниях. Многие экономисты прогнозируют на обозримое будущее темпы роста в 3-3.5% в год, но это слишком много, считают эксперты DNV GL, ближе к истине прогнозы McKinsey, PWC, MIT и Statoil. Третья причина – сокращение затрат в сфере солнечной и ветровой энергии и повышение энергоэффективности. И то и другое будет происходить быстрее, чем принято считать, уверены в DNV GL. Увеличение использования электричества в сочетании с ростом доли возобновляемых источников энергии сделает энергосистему более энергоэффективной, что приведет к значительной экономии энергии, считают эксперты.

Пик потребления нефти и рост ВИЭ

Второе важное изменение – прекращение роста потребления нефти на фоне продолжающегося роста возобновляемой энергетики. И там и там будет происходить снижение издержек, но в возобновляемой энергетике оно пойдет быстрее, чем в нефтегазовом секторе. При этом прогноз DNV GL предполагает умеренный уровень цен на нефть - не более $60 за тонну в 2050 г. В результате, доля возобновляемых источников энергии к 2050 г. составит 44% первичной энергии и 85% в электрогенерации. В то же время доля э/э в общем объеме энергоснабжения резко возрастет с 18% в 2016 г. до 40% к 2050 г.

Природный газ останется единственным ископаемым топливом, доля которого будет расти (с 14% в настоящее время до максимального уровня в 2035 г.), тогда как спрос на нефть снизится на 38%, а уголь - на 73% до 2050 г. Ожидается, что доли биомассы и ядерной энергии будут оставаться достаточно стабильными.

Рис. 2. Спрос на разные источники энергии, ЭДж/г

Источник: Energy Transition Outlook

Спрос на нефть стабилизируется в период с 2020 по 2028 гг. Это приблизительно совпадает с оценками Shell и Statoil, но значительно раньше, чем прогнозируют BP или МЭА.

Радикально вырастет доля э/э. Если в 2015 г. на нее приходилось 18% конечного спроса на энергию в мире, то к 2050 г. ее доля составит 40%. Электричество будет вытеснять как уголь, так и нефть , а тренд электрификации затронет все регионы.

Электромобили

Прекращение роста спроса на нефть в основном будет обусловлено еще одной важной тенденцией – ростом популярности электромобилей. В DNV GL считают, что после 2025 г. половина всех продаж новых авто в Европе придется именно на них. В Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии, Китае и Индии это произойдет в 2030 г., а в остальных странах – в 2035 г.

Это же станет причиной роста спроса на э/э, но он будет покрыт в результате развития возобновляемой энергетики. Перемены в электроэнергетике потребуют и соответствующих регуляторных перемен. По мнению экспертов компании, регуляторные ограничения во многих странах часто тормозят развитие возобновляемой энергетики, и есть риск, что они станут препятствием на пути прогнозируемых перемен. В частности, во многих странах сетевым операторам не разрешается заниматься хранением энергии, потому что оно считается прерогативой генерации. Но хранение энергии выгодно для сетевых операторов. Такое регулирование уже мешает реализации новых проектов хранения энергии.

Рис. 3. Производство электроэнергии из разных источников, ПВт/ч

Источник: Energy Transition Outlook

Энергоэффективность

Прогноз DNV GL показывает, что мировая энергетическая система очень чувствительна к изменениям энергоэффективности. Энергоемкость во всем мире (затраты энергии на единицу ВВП) в среднем снижается на 1.4% за год за последние два десятилетия. В DNV GL считают, что в ближайшем будущем этот показатель будет падать вдвое быстрее – на 2.5% в год. Основной причиной этого является ускорение электрификации энергетической системы. Проще говоря, использование э/э намного более эффективно, поскольку при этом теряется меньше тепла, чем в случае использования ископаемых видов топлива. Этот эффект усиливается при увеличении доли солнечной и ветровой энергии в выработке, поскольку эти источники предполагают лишь несущественные потери энергии. Он также будет усиливаться с распространением электромобилей, которые потребляют только четверть энергии, используемой по сравнению бензиновыми автомобилями. В авиа- и морском транспорте энергоэффективность будет улучшаться медленнее в силу продолжающегося использования двигателей внутреннего сгорания. В целом эксперты DNV GL прогнозируют в этих отраслях улучшение энергоэффективности, соответственно, на 2% на пассажиропоездку в год и на 0.8% в год за тонну-милю.

Хорошие и плохие новости

Прекращение роста потребления обострит конкуренцию среди генерации. Компании этого сегмента все больше будут считать затраты и стремиться их снизить.

Еще одним следствием стабилизации спроса станет сдерживания инвестиций в энергетику. Вероятно, в пересчете на ВВП в энергетику будет вкладываться меньше средств, а общая сумма вложений не сильно увеличится по сравнению с сегодняшним уровнем. Таким образом, переход на новую модель мировой энергетики, предполагающую большее значение ВИЭ, не будет стоить слишком дорого для экономики. Тем не менее, этот переход не означает, что удастся достичь целей Парижского соглашения. Для этого потребуются более радикальные изменения.

Сокращение ископаемых топлив

В отличие от многих прогнозов, например, World Energy Outlook от IEA, DNV GL Energy Transition Outlook не дает различных сценариев будущего. В нем представлено только одно "наиболее вероятное" будущее энергетики, и этот прогноз основан главным образом на сравнении затрат: предполагается, что со временем цены будут следовать той же тенденции, что и затраты. Прогноз также учитывает долгосрочную климатическую политику. Например, предполагается, что субсидии на ископаемое топливо будут постепенно сокращаться в течение следующих нескольких десятилетий, а субсидии на возобновляемые источники энергии правительства продолжат выделять, но в последующие десятилетия они будут постепенно уменьшаться.

По мнению экспертов компании, хотя возможно создать безопасную энергосистему с очень высоким уровнем возобновляемой энергии, ее доля никогда не достигнет 100%. Использование газа будет расти наряду с ВИЭ, по крайней мере, до 2050 г. Газовые ТЭС останутся эффективными, несмотря на снижение стоимости "зеленой" энергии.

Рис. 4. Рост установленной мощности в разных секторах, ТВт/год



Источник: Energy Transition Outlook

По данным DNV GL, инвестиции в ископаемое топливо по сравнению с современным уровнем $3.4 трлн в год сократятся более чем вдвое - до $1.5 трлн в год. При этом расходы, не связанные с ископаемыми энергоресурсами, будут демонстрировать противоположную тенденцию и вырастут в пять раз – примерно с $500 млрд в год в настоящее время до $2.7 трлн в 2050 г.

Переход инвестиций в возобновляемые источники энергии, при котором инвестиции являются авансированными капвложениями, подразумевает переход от энергосистемы, в которой большая часть инвестиций приходится на операционные расходы и меньшая – на капитальные вложения, к энергосистеме, при которой, наоборот, капитальные вложения составляют большую часть инвестиций, а операционные расходы – меньшую. В долларовом выражении глобальные операционные расходы сократятся в год примерно с $2 трлн в 2015 г. до $1.5 трлн в 2050 г. И наоборот, годовые капитальные затраты почти удвоятся - с $1.8 трлн в 2015 г. до $2.6 трлн в 2050 г. Эти цифры не включают расходы на сети и инвестиции в повышение энергоэффективности.

Согласно прогнозу, энергетический переход к новой модели энергетики может осуществляться без какого-либо увеличения общих инвестиций в энергетику. Глобальные затраты на энергию будут оставаться постоянными с течением времени. С прогнозируемым увеличением глобального ВВП на 130% в ближайшие 33 года это означает, что расходы на энергию упадут до менее чем половины текущего уровня мирового ВВП – с 5% до чуть более 2% от валового мирового продукта.

Это означает, что переход на энергоносители вряд ли может быть поставлен под угрозу из-за нехватки средств, и хотя корректировка потребует более тяжелой капитальной нагрузки из-за необходимости инвестировать в возобновляемые источники энергии, переход вряд ли окажется финансово тяжелым. Возможно, из-за этого он будет происходить быстрее, чем предполагалось.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt