НКРЭКУ: перезагрузка или подвисание?

Задержка ротации регулятора свидетельствует о кризисе политической воли к реформам

В Киеве состоялся круглый стол "Два месяца без НКРЭКУ: каким быть энергосектору?", на котором представители регулятора, парламента и международных организаций обсудили ситуацию с задержкой формирования номинационой комиссии, которая должна назначить новых членов НКРЭКУ. По мнению спикеров, регулятор как можно быстрее должен быть "перезапущен", иначе реформы энергетического сектора застопорятся.

Владимир МИХАЙЛОВ

Президент DiXi Group Елена Павленко заявила, что в лучшем случае, регулятора в стране не будет еще два месяца.

"Есть вещи, которые не позволяют говорить о запуске нового, сильного регулятора. Это создание конкурсной комиссии и ротация регулятора, и вопрос бюджета. Мы подсчитали, что если конкурсная комиссия будет по максимуму выбирать все те сроки, которые записаны в законе, не сокращая время на рассмотрение и оценку, то будет определенный период, ориентировочно до двух месяцев, когда действующими будут лишь два члена комиссии. Это особенно опасно сейчас, когда принят закон о рынке электроэнергии и нужно принимать много, до двухсот, нормативных актов, для того чтобы запустить этот процесс.

Но даже после избрания членов, все равно мы должны говорить о том, что регулятор должен оставаться сильным, независимым и иметь достаточно полномочий для того, чтобы мониторить рынки и электроэнергии, и газа", — сказала она.

И.о. председателя Комитета ВРУ по вопросам ТЭК Александр Домбровский говорил об ответственности президента, правительства и парламента за формирование номинационного комитета. Он выразил надежду, что все три стороны в ближайшее время предложат своих членов в этот комитет .

"Украина подписала Соглашение об ассоциации. Независимый регулятор – одно из требований соглашения. У нас есть договоренность с главой Верховной Рады, есть письмо, которое направлено руководителям фракций. И у нас есть надежда, что фракции, в соответствии с законом о независимом регуляторе, отреагируют на него, и в следующий вторник мы от фракций получим предложения по рекомендуемым членам, которые будем рассматривать на двух комитетах – ТЭК и жилищно-коммунальной политики.

Я рассчитываю, что в среду на заседании своего комитета мы сможем принять свое решение, и в четверг внести на голосование парламента. В принципе, можно было бы сконцентрировать политическую волю и от украинского парламента проголосовать двух номинантов в эту комиссию.

Я знаю позицию украинского правительства, они готовы внести свое предложение. Насколько я слышал и знаю, администрация президента также понимает и чувствует эту проблему. Президент готов внести две свои кандидатуры. Но мы живем в парламентско-президентской республике, и первого шага мы ждем от парламента. И я, как оптимист, жду, что в ближайшее время он будет способен это сделать, несмотря на желание некоторых политических партий пойти на выборы.

Почему это очень важно? Нам нужен не просто независимый регулятор. Сегодня даже с операционной точки зрения оператор принимает очень много решений. При всей критичности того, что есть в СМИ, мы не совсем объективно оцениваем его задачи и те решения, которые сегодня принимает регулятор, и ответственность, которая на нем сегодня лежит.

Мы активно приступили к имплементации закона о рынке электрической энергии. У регулятора огромный объем задач по вторичному законодательству, нормативной базе. Нам нужен сильный, независимый, незаангажированный, профессиональный регулятор для того, чтобы закон о рынке электрической энергии мы могли имплементировать в соответствии с европейскими директивами.

Кроме того, я хотел бы напомнить, что и в части проблем с рынком природного газа, с конфликтом, который сейчас существует между правительством и НАК "Нафтогаз Украины", также очень важна роль регулятора как независимого уполномоченного профессионального органа. Поэтому я считаю, что решение проблемы регулятора – это второе дыхание для проведения энергетических реформ в стране. Если проблема тормозится, подвешивается, если у нас остается всего два члена НКРЭКУ, и орган перестает быть полноценным с точки зрения принятия решений, это может грозить тем, что фактически все реформы могут остановиться и пропадет тот огромный объем энергии, который мы все потратили, и в Верховной Раде, и в правительстве, и в экспертной среде, и с международными донорами и партнерами.

Для того чтобы энергетические реформы двигались, вопрос регулятора критически важен", - сообщил А.Домбровский.

Заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам ТЭК Ольга Белькова призвала своих коллег, правительство и администрацию президента использовать свое право и назначить своих представителей в номинационный комитет.

"Как соавтор закона о регуляторе, я должна признать – на сегодня он не работает в той части, которая касается независимости этого органа. В громкое слово "независимость" вкладывалось несколько смыслов. В первую очередь, кто и как выбирает новый состав этого очень важного органа. На сегодня его обновления не произошло. Напомню, что больше всего "драк" в сессионном зале были именно вокруг вопроса, кто и каким способом номинирует членов номинационного комитета. Давайте признаем правду: на сегодня "драк" вокруг того, чтобы представить своих кандидатов, нет. Верховная Рада не назначила, президент не назначил, Кабмин не назначил.

Сегодня я получила письмо от министра энергетики Игоря Насалика, который уведомил меня, что они планируют назначить своего представителя. Это уже неплохо.

Хотя бы президент и Кабмин могли показать пример. Мне бы хотелось видеть их лидерство в назначении этих представителей. В отличие от Верховной Рады, эти органы едины в своей философии, и могли бы быстрее их назначить. Конкуренции в назначении сегодня не хватает", - сказала О. Белькова.

Проблемы есть также с финансированием регулятора. "Наши коллеги из финансового комитета не утвердили смету, которая была подготовлена нынешним составом регулятора. Напомню, что одна из важных норм – норма финансирования, чтобы там действительно работали люди, которые не просто подмахивали бумажки, а глубоко разбирались в этом секторе, где очень сложная техническая, интеллектуальная компонента. Нам не все равно, кто там будет работать. Мы неоднократно обсуждали с главой НКРЭКУ, насколько это важно, и я лично готова присоединиться к борьбе за финансирование, если увижу, что другие части, особенно часть ротации, начинают работать", - добавила она.

Регулятор до сих пор не является независимым, и это настораживает. "Одна из норм закона, за которую мы боролись – независимость в принятии решений. На практике она сформулирована так, что НКРЭКУ самостоятельно принимает решения и самостоятельно несет за них ответственность. Это довольно революционная норма. Как вы знаете, большая часть решений всех регуляторных органов в Украине, как правило, согласовывается с Минюстом или Кабмином. Но по логике европейского подхода к независимости, это было третьим компонентом того, как сделать регулятора независимым и полностью ответственным за хорошие или плохие решения", - сказала О.Белькова.

Она также обратила внимание на то, что правительственная газета "Урядовый курьер" не публикует решения НКРЭКУ так, как она должна это делать по закону.

"Насколько мне известно, на сегодня "Урядовый курьер" решения НКРЭКУ публикует выборочно, как ни странно. Выяснилось, что "Урядовый курьер" у нас лучше правительства разбирается, какие решения публиковать, какие – нет", - отметила О. Белькова.

"Сегодняшний состав НКРЭКУ и история вокруг номинации, ротации требуют от нас действий относительно как можно более быстрого перезапуска этого органа. Я бы хотела видеть, как этому органу сегодня удастся восстановить доверие потребителей, рынка и всех, кто зависит от его решений. Ротация неминуема, и должна быть ускорена", - подытожила О. Белькова.

Председатель подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности Комитета ВРУ по вопросам ТЭК Алексей Рябчин заявил, что он пессимистично настроен в отношении регулятора по нескольким причинам.

Во-первых, перспективы назначения номинационного комитета примерно такие же, как перспективы назначения глав комитетов Верховной Рады, министров и и.о. министров, главы Расчетной палаты и других регуляторов, послов. Это – системная проблема, которая не решается уже которой год.

Политической воли назначать независимого, сильного и профессионального регулятора нет, констатировал А. Рябчин. Есть три ключевых игрока, которые назначают номинационный комитет: президент, Министерство энергетики и угольной промышленности, Верховная Рада. Во всех этих случаях ключевую роль играет "партия власти", и политическое решение зависит от одной политической силы, точнее, одного человека – президента. "И господин Вовк, и другие члены Комиссии были назначены указом президента Украины", - сказал А. Рябчин.

У него также есть сомнения в конституционности Комиссии. "Де-факто у президента нет полномочий назначать комиссионеров. Есть письмо спикера Верховной Рады на запрос от Конституционного суда, в котором говорится, что и Верховная Рада не может этого делать. И это "подвесило" весь вопрос", - сказал он. А. Рябчин также отметил, что тоже был удивлен тем фактом, что "Урядовый курьер" публикует не все решения комиссии.

Председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк заявил, что не согласен с прозвучавшим ранее утверждением о том, что ротация Комиссии означает успех реформ.

"В законе предусмотрена финансовая независимость. У нас есть хорошие новости – 20 сентября 2017 г. Бюджетный комитет согласовал бюджетную смету на 2018 г. В части обеспечения финансовой независимости осталось получить решение Верховной Рады по изменениям в Бюджетный кодекс. Уже на следующий год будет обеспечена финансовая независимость", - сказал он.

Вторая составляющая независимости – операционная независимость. "Мы на примере "Урядового курьера" наблюдаем, как эта операционная независимость, невмешательство со стороны других органов власти, не выполняется. Логичного и объективного пояснения нет", - сказал Д. Вовк. Действительно, некоторые решения не опубликованы или публикуются с задержкой. "Нам очень жаль, что задерживается публикация даже решений, по которым нет никаких споров", - сказал Д. Вовк.

Риск отсутствия кворума существует, но в НКРЭКУ пытаются минимизировать негативные последствия этого. "С этой целью комиссия подготовила три направления. Первое – более раннее рассмотрение проектов решений для рынка электрической энергии. Второе – подготовлены изменения в нормативную базу, чтобы регуляторные решения комиссии можно было сделать долгосрочными, с тем чтобы в какой-то период отсутствие кворума не влияло на отрасль. Третье – ранее был запущен процесс рассмотрения тарифов на 2018 год", - сказал Д. Вовк.

Отсутствие кворума – это плохо, но есть пример большой страны, США, где кворум в этом году отсутствовал почти 6 месяцев, хотя это однозначно негативно влияло на отрасль. "Мы стремились максимально подготовиться к такому негативному сценарию, и все-таки надеемся, что в декабре номинационный комитет сможет подать президенту на утверждение кандидатов, которые будут утверждены, и время, когда отсутствует кворум, будет минимизировано", - добавил Д. Вовк.

Иоганнес Баур, первый советник и начальник операционного отдела Представительства ЕС в Украине подчеркнул важность быстрого решения проблемы с назначением номинационного комитета и ротации регулятора.

"В такой ситуации мы можем только обращаться ко всеми игрокам – президенту, правительству, Верховной Раде, чтобы они номиновали соответствующих людей для номинационного комитета. Это нужно сделать очень-очень быстро, потому что регулятор должен принять целый ряд важных решений, включая реформу газового сектора и реализацию закона о рынке электрической энергии", - сказал он.

Функциональный рынок требует независимого и компетентного регуляторного органа, заявил Шукру Богут, старший советник по вопросам энергетики миссии USAID в Украине. "Это фундаментальное требование создания конкурентного рынка электроэнергии, газа и других секторов, - сказал он.

Людмила Бутенко, руководитель программ по вопросам инфраструктуры и устойчивого развития в Украине, Беларуси, Молдове группы Всемирного банка в своем выступлении подчеркнула роль регулятора в реформе нефтегазового и электроэнергетического секторов. "Нынешняя ситуация с ротацией в регуляторе – очень негативный сигнал для рынка. Мы надеемся, что номинационный комитет будет создан очень быстро", - сказала она.

Марина Петров, заместитель директора ЕБРР в Украине говорила о том, что хотя в Украине принимаются прогрессивные законы о реформах в энергосекторе, имплементация их идет недостаточно быстро. Она также подчеркнула, что ротация регулятора и нормальное выполнение им своих функций очень важны для инвесторов в энергетический сектор. "Отсутствие регулятора ведет к рискам для инвесторов. Будет сложно привлечь инвесторов без уверенности в том, что регулятор является независимым и не продвигает интересы определенных групп и заинтересованных сторон", - сказала она. Она также добавила, что очень разочарована состоявшейся дискуссией и надеется, что в следующий раз спикеры соберутся, чтобы обсудить результат работы номинационного комитета по выбору членов комиссии.

Евгений Быстрицкий, исполнительный директор Международного фонда "Возрождение" заявил, что происходящее с регулятором говорит о том, что в стране имеет место кризис политической воли к реформам.

"То, что мы видим – это не просто кризис регулятора. Я бы охарактеризовал это как кризис политической воли к реформам. Это очевидно – если три стороны не могут выполнить свои обязательства согласно законодательству Украины, это именно кризис политической воли выполнять и имплементировать закон, который так тяжело разрабатывался", - сказал он и выразил надежду, что прошедшая дискуссия подтолкнет все три стороны к определенным шагам по выходу из существующего кризиса.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt