Либерализация недропользования

Какие инициативы предлагает правительство и парламент?

Украина рассчитывает начать экспорт природного газа с 2020 г., после того, как будут приняты меры по обеспечению газом собственных нужд. Об этом говорится в тексте Энергетической стратегии Украины до 2035 г. Правительство, в свою очередь, заявило, что приложит максимум усилий для улучшения бизнес-климата в Украине с целью привлечения инвестиций, особенно в энергетическую отрасль.

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

Первоочередная задача для страны — заинтересовать инвесторов вкладывать средства в украинскую газодобычу. Украина обладает достаточными доказанными запасами газа и нефти, чтобы достичь энергетической независимости уже в среднесрочной перспективе. Но в Украине недостаточно финансовых и технических возможностей, чтобы эти ресурсы добывать.

Чтобы приблизить уровень добычи природного газа к показателям потребления, нужны постоянные инвестиции в отрасль, а объемы привлеченного капитала, в свою очередь, напрямую зависят от бизнес-климата и государственной политики в отрасли. При этом нельзя реформировать украинскую газодобычу, не учитывая мировые тренды, не осозновая , в каких условиях придется со временем работать, какие возможности следует использовать и развивать, чтобы обеспечивать собственную энергетическую безопасность. На протяжении последних 5 лет добыча природного газа остается практически на одном уровне, менялось лишь распределение объемов добычи природного газа между компаниями.

Согласно Индексу управления ресурсами 2017, объем добычи природного газа в Украине составил в 2012 г. 18.89 млрд куб м, в 2013 г. — 20.16 млрд куб м, в 2014 г. — 19.51 млрд куб м, в 2015 г. — 19.00 млрд куб м, в 2016 г. — 19.27 млрд куб м. Запасы углеводородов Украины составляют 395 млн бар нефти и 39 трлн куб футов газа. В 2014 г. Украина заняла четвертое место в Европе по объему добычи газа, тем не менее, наша страна остается импортером природного газа и исторически зависит от российского газа.

Анализируя проблемные аспекты отрасли, эксперты Института управления природными ресурсами пришли к выводу, что улучшить управление ресурсами Украина может путем снижения коррупционных рисков, создания благоприятной среды для работы недропользователей и усовершенствования системы управления доходами. Согласно данным анализа, Украину достаточно высоко оценили в сфере лицензирования, так как в стране действует реестр онлайн-лицензий, а поправки к процедурам предоставления лицензий на пользование недрами и процесс аукциона в 2016 г. создали основу для конкурентного и прозрачного лицензирования. Также Украина одна из немногих стран в мире, где действует закон, обязывающий компании публично раскрывать своих бенефициарных владельцев. И в настоящее время продолжается работа, направленная на повышение прозрачности в добывающей отрасли.

На рассмотрении Верховной Рады находится доработанный проект закона о раскрытии информации в добывающем секторе, который включает необходимые требования к раскрытию информации, касающиеся контрактов и бенефициарной собственности. Также аналитики высоко оценили механизмы проверки прав собственности, действующие в Украине, и раскрытия активов высокопоставленных государственных должностных лиц в рамках финансовой поддержки Международного валютного фонда. В то же время специалисты отмечают неудовлетворительный контроль распределения налогов, в добывающих отраслях. Поэтому дальнейшая поддержка внедрения Инициативы прозрачности в добывающих отраслях становится все более насущной. Сейчас Украина выпустила два отчета в рамках EITI, но на повестке дня – утверждение законодательной базы для обязательного внедрения всех стандартов, отражающих лучшие мировые практики. Законопроект "Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях" №6229 от 23.03.17 г. внесен в повестку дня парламента.

Среди инициаторов законопроекта – профильный Комитет ВРУ по вопросам ТЭК практически в полном составе. Почему так важен для добывающей отрасли Украины этот законопроект? Закрепление международного стандарта EITI на законодательном уровне позволит получить доступ к важной информации о платежах добывающих компаний и, соответственно, обеспечит контроль доходов государственных структур, что будет способствовать росту прозрачности отрасли и изменению негативного имиджа добывающих отраслей, сделает эти отрасли более привлекательными для инвесторов. Прозрачность в управлении ресурсами недр позволит обществу проанализировать налоговую и административную нагрузку на добывающую отрасль, а также потребность в инвестициях.

С 1 января 2018 г. вступит в силу закон о децентрализации ренты, принятый в конце декабря прошлого года. Это позволит улучшить взаимоотношение с местными советами, от которых на данном этапе зависит решение земельных вопросов в рамках предоставления спецразрешений добывающим компаниям на пользование недрами. Одновременно данные отчета EITI сделают публичными информацию о том, сколько уплатили компании в бюджеты разных уровней, и таким образом исключат любые манипуляции в части неуплаты налогов недропользователями. А пристальное внимание к прохождению важных для отрасли законопроектов в Раде этой осенью может привести к ощутимым результатам в улучшении управления природными ресурсами в Украине. Кроме того, правительство намерено принять стимулирующие ставки ренты для новых месторождений, что позволит привлечь инвестиции в новые месторождения уже в 2018 г.

Ключевые факторы, которыми руководствуются инвесторы при принятии решения об участии в том или ином проекте по разработке месторождений, - это, в частности, стимулирующее налогообложение, прозрачность взаимоотношений "государство – инвестор", дерегуляция разрешительной системы, систематичность проведения аукционов и раскрытие геологической информации.

В середине сентября Министерство экологии и природных ресурсов вместе с Госгеонедрами заявили о планах по либерализации доступа и обращения с геологической информацией, а также о планах перехода на использование электронных аукционов при продаже лицензий на пользование недрами. Так, дорожная карта предусматривает создание единого Государственного реестра геологической информации с перечнем и контактами владельцев, отмену платы за пользование вторичной геологической информацией, возможность приобретения права свободно распоряжаться собственной геологической информацией, продолжение работы по оцифровке государственной геологической информации для создания data room. При этом Минприроды предлагает отменить существующую сейчас плату за пользование геоинформацией. В вопросе доступа недропользователей и потенциальных инвесторов к геологической информации Украина отстает на 10 лет от ведущих стран, хотя большой объем работы по оцифровке данных уже проделан.

Создание единого Государственного реестра геологической информации позволит потенциальным инвесторам получать необходимые данные в открытом доступе для самостоятельного изучения территорий, отбора участков и дальнейшего их вынесения на аукционы, что существенно упростит работу последних. Кроме того, Минприроды предлагает механизмы урегулирования алгоритма получения в пользование геологической информации и предоставление права распоряжаться ею без согласования с Госгеонедрами. В то же время для запуска Государственного реестра геологической информации должно быть внесено ряд изменений в существующие нормативно-правовые акты. В течение 2016-2017 гг. шесть раз были внесены изменения в Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами (постановление КМУ №615) и четыре раза - в Порядок проведения аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами (постановление КМУ №594). Кроме того, утверждены новые Правила разработки нефтяных и газовых месторождений. До этого времени Украина пользовалась аналогичными Правилами 1984 г. Инициируемые изменения должны максимально упростить процесс прихода инвесторов в отрасль недропользования, убрать бюрократические преграды и таким образом сделать сферу недропользования открытой и конкурентоспособной.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt