В погоне за хвостом

Вместо того, чтобы решить вопрос энергосбережения раз и навсегда, государство повторяет ошибки прошлых лет

Система субсидий за услуги теплоснабжения имеет много нерешенных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждый год. Об этом на круглом столе "Зима близко: отопительный сезон 2017-2018 гг." заявил руководитель проекта "Соглашение мэров – Восток", эксперт по вопросам энергоэффективности "Реанимационного пакета реформ" Святослав Павлюк.

Владимир МИХАЙЛОВ

Проблемы с финансовым планированием субсидий

Система начислений субсидий и расчетов построена так, что долги продолжают накапливаться, и каждый год приходится увеличивать сумму субсидий, чтобы она работала. В этом году в бюджете были изначально заложены субсидии на 47 млрд грн, но впоследствии эту сумму увеличили еще на 14 млрд грн, и итоговая сумма субсидий составила 61 млрд грн. Тем не менее, по состоянию на начало сентября 2017 г. сумма общих протоколов, подписанных по факту предоставленных услуг населению, составляла около 59 млрд грн. Таким образом, по состоянию на конец сентября 2017 г. практически весь объем субсидий, назначенный на этот год, был использован. При этом субсидии не были профинансированы полностью, что означает, что "провал" между выставленными счетами и фактически предоставленными услугами на конец года составит около 6-7 млрд грн. "Почему ситуация так выглядит? У нас еще два с половиной месяца отопительного сезона и каждый год повторяется одна и та же ситуация – предприятия должны купить газ, поставить тепло, выставить счета, получить платежи. У нас между поставками тепла и получением платежей по счетам проходит, как минимум, 1.5-2 месяца", — сказал С. Павлюк.

Кроме того, общие протоколы по субсидиантам (40% домохозяйств являются таковыми) подписываются через месяц-два после того, как тепло поставлено. Таким образом, каждый год в январе и феврале оплачиваются счета за ноябрь и декабрь предыдущего года. "Каждый год у нас повторяется та же самая ситуация, когда мы долги прошлого года перетаскиваем в бюджет следующего", — сообщил С. Павлюк.

Таким образом, уже в этом месяце, в октябре, фактически нечем платить субсидии. Этих денег просто нет. Выхода два — или к бюджету субсидий добавить еще миллиардов 25, или эти 25 миллиардов снова "перетащить" в следующий год. "И в феврале следующего года мы обнаружим, что у нас, оказывается из 55 млрд назначенных субсидий практически больше половины денег (на субсидии) уже нет, а отопительный сезон не закончился, и снова начнется та же самая ситуация", — добавил С. Павлюк.

Пока не сменится система начислений и расчетов, мы каждый год будем вести дискуссию о реструктуризации долгов, но мы не решим кардинально вопрос, как остановить их наращивание. Мы каждый год будем вести дискуссии, какой принять новый закон, на кого – на "Нафтогаз" или на теплокоммунэнерго – повесить долги и отменить пеню, которая существует, и как сделать так, чтобы 6 млрд грн долгов исчезло.

Достоверность статистки

Ранее на том же круглом столе представитель Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства заявила, что с начала года население за потребленные услуги по отоплению рассчиталось на 115%. При этом долги населения перед теплокоммунэнерго составляют 7.4 млрд грн при общей задолженности теплокоммунэнерго за потребленный газ в 20.7 млрд грн. С. Павлюк обратил внимание на несоответствие заявленных цифр.

"Когда мы слышим, что население заплатило 103%, или 116%, или 160%, то надо понимать, а как это так произошло, что им не выставили счета, а они взяли и заплатили. Они сплошные благотворители или как? С одной стороны, у нас задолженность двадцать с чем-то миллиардов, с другой — оплата сто с чем-то процентов. Как это получается?", — спрашивает эксперт.

Такие цифры ставят под сомнение вопрос о достоверности статистики, которой оперируют чиновники. Оплата более 100% получается потому, что к платежам за текущий год прибавляется оплата счетов за прошлый год, но результат подается как платежи за этот год. "То есть за последние два месяца прошлого года население заплатило в этом году, и мы прибавляем это к платежам за этот год, хотя фактически это не покрывает существующих платежей. И по факту у нас минус, а статистически, если мы предоставляем эти цифры, у нас плата 160%. Но долги растут. Это значит, что мы что-то не так считаем. То есть те два последних месяца надо включать в прошлый год, исключать их из текущей статистики за этот. Иначе, не имея ясной и четкой картинки, мы не можем планировать каких-то адекватных действий", — продолжает эксперт.

Неопределенность цены газа

Цена газа до сих пор не определена. Теплокоммунэнерго начинают отопительный сезон и не знают, какой она будет. Соответственно, они не могут сказать, какой будет цена тепла для населения. Таким образом, снова может возникнуть такая же ситуация, как в апреле-мае 2016 г., когда тариф на тепло остается прежним, а цена газа изменилась. "Теплокоммунэнерго снова влетают в огромные минусы, это снова будут многомиллиардные долги, и снова на следующий год предстоит думать, как их реструктуризировать, и на кого их списать", — сказал С. Павлюк.

Запуск Фонда энергоэффективности откладывается

Запуск Фонда энергоэффективности был запланирован на апрель 2017 г. На него было запланировано 400 млн грн. Фонд не заработал, соответствующий закон был принят лишь в июне, и когда заработает Фонд — неизвестно. В бюджете на следующий год снова заложены те же цифры по энергоэффективности, что и на этот год, т.е. 400 млн грн на "теплые" кредиты и 400 млн грн на Фонд энергоэффективности. При общем увеличении бюджета Украины, меры по энергоэффективности большую поддержку не получили, хотя бюджет на субсидии вырос с запланированных 47 до 55 млрд грн. "Думаю, он теми или другими способами будет еще увеличен миллиардов на 20, а то и на 30", — сказал С. Павлюк.

Монетизация субсидий и термомодернизация

Одним из достижений последнего года стало появление стимула к экономии — монетизация субсидий. Домохозяйства теперь могут получать выплату части сэкономленных субсидий. Но мы двигаемся очень и очень медленно, считает эксперт. Монетизация субсидий должна была быть реализована еще два года назад в полном объеме. Конечно, это — сложная задача, но пока мы ее не решим, сложно говорить о существенном сбережении тепла и экономии газа в домах. "Выплата этих денег стимулирует людей экономить, это меняет поведение субсидиантов", — говорит эксперт.

Одним из аспектов этой проблемы, на которую стоит обратить внимание, является объем начисленных субсидий. "Удельное потребление тепла утепленных домов намного меньше, чем в среднем в неутепленных. У людей, живущих в утепленных домах, нет потребности в таком объеме субсидий — они потребляют меньше, и при этом живут в таких же комфортных условиях. То есть комплексная термомодернизация является инструментом борьбы с потребностью в субсидиях. Пока мы не начнем переносить деньги, которые выделяются на субсидии, в возможность инвестировать в термомодернизацию, мы вечно будем гоняться за своим собственным хвостом. Мы должны сделать шаг вперед и начать не бороться с последствиями, а решать непосредственно проблемы.

"Постоянная дискуссия о цене газа и тарифах в масс-медиа в какой-то степени искажает восприятие потребности гражданами Украины и дает им надежду, что их счета могут быть изменены кем-то лишь за счет изменения цены на газ и тепло. Как показывает практика успешных городов, вопрос счетов за тепло и энергию может решаться лишь за счет уменьшения удельного потребления. Те города, которые перекладывают сети, имеют нормальную действующую программу поддержки ОСББ, имеют лучшие шансы обеспечить комфорт своим жителям за счет комплексной термомодернизации домов", — подытожил С. Павлюк

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt