Ограниченная модернизация

Бюджетных средств хватает на энергомодернизацию лишь нескольких домов в год

Энергомодернизация жилого фонда — один из основных путей сокращения потребления энергоносителей. В Украине сейчас есть две большие инициативы в этой сфере — создание Фонда энергоэффективности и программа "Теплые кредиты". На каждую из них в бюджете на этот год было заложено по 400 млн грн. Но Фонд так и не был создан, а денег на "Теплые кредиты" слишком мало, чтобы провести масштабную модернизацию жилого фонда по всей стране.

Владимир МИХАЙЛОВ

Об этом говорили на недавнем брифинге "Объемы финансирования энергоэффективности в Государственном бюджете 2018" представители украинских общественных организаций и Европейской комиссии.

Закон о Фонде энергоэффективности должен был окончательно принят еще в июне, но до сих пор нет никаких проектов документов, которые нужно было бы принять для запуска Фонда, заявил аналитик DiXi Group Денис Назаренко. "Это очень грустно, поскольку было время, чтобы провести работу в этом приоритетном направлении".

Вице-премьер-министр Г. Зубко недавно заявил, что задача его ведомства — принятие Устава (Фонда энергоэффективности). Мы хотели бы поддержать Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ в этом вопросе. Это действительно должно стать приоритетом, очень грустно, что этого не было сделано", - констатировал Г. Зубко. Он также отметил, что Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ в целом нельзя упрекнуть, что оно не работает в направлении энергоэффективности. Министерство разработало уже несколько проектов соответствующих законов, которые вынесены на общественное обсуждение. Тем не менее, пока документы относительно Фонда не разрабатываются.

Но даже если бы Фонд был создан, то денег на полномасштабную работу у него все равно не было бы.

Объемы государственно финансирования, т.е. те 400 млн грн, которые по факту пока планируются, абсолютно недостаточны и не соответствуют реальным потребностям, заявил Д. Назаренко. Чтобы показать, насколько этого мало, он привел пример ОСМД "Обериг" на Позняках в Киеве. Для комплексного проекта по энергомодернизации дома на 432 квартиры удалось привлечь около 30 млн грн, из которых программа "Теплый кредит" покрывала лишь 10 млн грн. Таким образом, энергомодернизация одного многоквартирного дома требует значительной суммы, и даже если половина из 400 млн грн, запланированных на Фонд энергоэффективности, будет выделена на комплексные программы энергомодернизации ОСМД, то этого хватит лишь на финансирование нескольких домов.

Создание финансовых механизмов для поддержки населения в проведении энергоэффективных мероприятий — требование ЕС, отметила Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ общественной сети "ОПОРА". Кроме того, в Украине об этом говорят как о приоритете правительства. Но на деле приоритетности не наблюдается, ведь приоритет должен быть обеспечен финансово.

По словам Т. Бойко, именно ОСМД должны быть в центре внимания, потому что они, в отличие от индивидуальных квартир, позволяют проводить комплексную программу по повышению энергоэффективности. "В квартире можно сделать очень мало – заменить окна, поставить регуляторы. Чтобы достичь желаемой энергоэффективности в жилом комплексе, надо мероприятия проводит комплексно. Для этого нужен субъект, сегодня таким субъектом является ОСМД", — сказала Т. Бойко.

При этом с августа 2017 г. финансирование "теплых кредитов" для ОСМД остановлено вообще. "Правительство не предприняло ничего, чтобы сделать необходимый "переброс" средств. Очевидно, необходимы были изменения в госбюджет. Это нелегкая процедура, но останавливать действующую программу при отсутствии Фонда неразумно. Как раз в августе большинство домов подошли организационно к процессу термомодернизации, совладельцы договорились, пришли в банк, и им сказали, что деньги закончились", - рассказала Т. Бойко.

"Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Конечно, мы все ждем появления Фонда. Но мы понимаем, что эта сумма не может удовлетворить тот спрос, который есть на сегодня — с августа, как минимум, 200 ОСМД были готовы реализовывать энергоэффективные программы. Если бы это было хотя бы 200 млн грн, то они бы покрыли тот спрос, который существует на сегодня", — продолжила Т. Бойко.

При этом спрос постоянно растет. "Когда люди видят, что есть дома, где платежки после модернизации уменьшаются вдвое, где платят меньше в резервный фонд за ремонты, покрывают остаток по кредиту и еще имеют деньги на приобретение солнечных панелей и пр., то люди хотят этого же себе, и спрос растет. Но, к сожалению, в госбюджете мы не видим покрытия спроса, особенно для ОСМД", — подытожила Т. Бойко.

Спрос на энергомодернизацию жилого фонда растет, а бюджетное финансирование пока не увеличивается, заявила Анна Акерманн, эксперт Центра экологических инициатив "Екодия". На следующий год в бюджет заложено столько же, сколько и в этом году, хотя спрос растет, число ОСМД, желающих провести энергомодернизацию, увеличивается. Прогресс есть — но лишь в законодательном поле. "У нас было много законопроектов — о фонде энергоэффективности, о коммерческом учете, который должен обеспечить 100%-ный учет тепла во всех домах Украины. Сейчас разрабатываются подзаконные акты под эти законы. То есть процесс идет, но никаких перемен с точки зрения увеличения финансирования энергоэффективности нет, к сожалению. А это было бы реализацией этого приоритета, который был бы заметен для государства и правительства", — сказала А. Акерманн

800 млн грн могут показаться астрономической сумой, но на эту сумму можно сделать комплексную модернизацию менее 100 домов, подчеркнула А. Акерманн. А в Украине более 6 млн частных домов, около 200 тыс многоэтажек. Если на энергомодернизацию каждый год выделять по 800 млн грн, то ни мы, ни наши дети не увидят обновленный жилой фонд.

Для сравнения: в Чехии, где уже давно действует Фонд энергоэффективности (с 2007 г.), каждый год на энергомодернизацию жилого фонда выделялось порядка EUR200 млн, и даже этого не хватило, чтобы полностью модернизировать жилой сектор. При этом Чехия по количеству населения в 4 раза меньше Украины.

Украине нужны на порядок выше суммы, чем сейчас. По подсчетам немецких экспертов, чтобы полностью модернизировать многоквартирный жилой сектор, необходимы инвестиции в объеме 140 млрд грн ежегодно на протяжении 20 лет.

Разумеется, это не могут быть средства исключительно из бюджета, это также средства собственников, помощь местной власти. Тем не менее, необходимы очень большие объемы помощи. Если государство начнет давать сигнал, что финансирование выделяется, это будет стимулом для того, чтобы действительно начать большую трансформацию, подчеркнула А. Акерманн.

Международный опыт говорит о том, что для успешной энергомодернизации необходимы три основных условия. Во-первых, это бесперебойное финансирование энергоэффективности. Поддержка должна быть постоянной, люди должны знать, что она есть. Если будет доверие к государству, будет понимание, что эти деньги есть, что можно воспользоваться поддержкой, то люди будут лучше организовываться и больше делать.

Во-вторых, это достаточное финансирование именно комплексной энергомодернизации, которая возможна при участии ОСМД. В-третьих, это верификация проектов. Надо иметь возможность проверить, действительно ли было уменьшено потребление энергоресурсов после проведенной модернизации. Процесс должен быть прозрачным, мы должны видеть результаты, сказала А. Акерманн. Но пока ни одно из этих трех условий в Украине не выполнено, подытожила она.

Йоханнес Баур, заместитель руководителя энергетической группы поддержки Европейской комиссии, заявил, что западным партнерам нужна уверенность в том, что Украина продолжит курс на энергомодернизацию и в будущем. Он сообщил, что если поддержка энергомодернизации будет сохранена, то с немецкой стороны будет создан соответствующий фонд. "Из EUR30 млн, которые мы планируем иметь в этом фонде, EUR10 млн будет вложено немецкими коллегами. Конечно, мы надеемся на какой-то вклад с украинской стороны. Мы надеемся, что если бы этот фонд был создан до конца года, то мы могли бы получить из него 200 млн грн, о которых вы говорили. Для нас также было бы важным иметь обязательства Украины и на следующие годы, чтобы была уверенность в том, что эти деньги могут быть освоены", — сказал Й. Баур.

Он также подчеркнул необходимость прозрачного процесса освоения денег. "Важно участия местных общественных организаций и СМИ для того, чтобы обеспечить успех этих усилий в сфере энергосбережения. В Украине есть некоторые проблемы с прозрачностью использования денег. Хотя мы будем оказывать посильную помощь, будет также участие наблюдателей со стороны доноров, с украинской стороны также было бы неплохо обеспечить большую прозрачность", — добавил Й. Баур.

Таким образом, несмотря на заявления о приоритетности, государственная поддержка энергоэффективности недостаточна, подвел итог Д. Назаренко. Она недостаточна как в части "Теплых кредитов", где ситуация вообще очень сложная, так и в части создания Фонда энергоэффективности, на который возлагаются надежды по финансированию комплексных мероприятий по национальному прогрессу в термомодернизации в будущем. Он также добавил, что из последних заявлений премьер-министра стало известно, что в правительстве есть намерение увеличить финансирование. "Мы бы хотели, чтобы это увеличение было существенным", — подытожил Д. Назаренко.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2017. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt