Год неоднозначных перемен

В целом энергетика Украины закончила 2017 год с позитивными итогами

Прошедший год в украинской энергетике был периодом относительной стабильности и достаточно успешных реформ. Наиболее позитивным его итогом стало более-менее спокойное прохождение отопительного сезона. Два из трех зимних месяца уже позади, а ни о веерных отключениях, ни о недостатке угля или газа ничего пока не слышно.

Нина ШЕРШОВА

"То, что мы прошли уже половину отопительного периода, в общем-то, без проблем – уже позитив. Не было серьезных проблем ни в газовой сфере, ни в поставках угля, ни в электроэнергетике. Надеюсь, что мы так и закончим отопительный сезон", - сказал президент "Энергетической ассоциации Украины" Василий Котко.

Конечно, реальным достижением это назвать сложно: как и в предыдущие два года, теплая погода сыграла тут если не решающую, то значительную роль. Зато неоспоримым достижением является принятие ряда документов, определяющих реформы в разных сегментах.

"Завершена работа над новой Энергетической стратегией. Ведется активная работа по подготовке к переходу на новый рынок. Подготовка нового законодательства идет достаточно интенсивно, хотя можно было бы и интенсивнее. Принят прогрессивный закон о регуляторе. Когда нынешняя "перезагрузка" будет завершена, надо ожидать, что регулятор заработает по-новому", - считает В. Котко.

В 2017 г. с регулятором возникли проблемы из-за отсрочки формирования конкурсной комиссии. "Самый большой негатив прошлого года – это то, что конкурсную комиссию сформировали с полугодичным опозданием, и вся эта "перезагрузка" с регулятором затянулась. Все плюсы, которые уже давно можно было бы получить, откладываются", - отметил В. Котко.

Электроэнергетика

В электроэнергетике результаты года могли бы быть лучше. "Очередной перенос введения RAB-регулирования для распределительных компаний стал еще одной неудачей прошедшего года. И для электро-, и для тепло-, и для газораспределительных компаний можно было бы уже ввести стимулирующее тарифообразование. К сожалению, не сложилось, отложили в очередной раз. Я не устаю говорить о том, что стимулирующее тарифообразование – единственный реальный инструмент, способный сделать работу природных монополистов эффективной. И он не задействован", - продолжил В. Котко. По его словам, эта задача осталась на текущий год, равно как и продолжение подготовки к новому рынку электроэнергии.

"Нам надо хорошо поработать для того, чтобы в этом году завершить подготовку к введению нового рынка электроэнергии. Это – ключевая задача. Кроме этого , нужно все-таки найти способ ввести стимулирующее тарифообразование. А проблемы с его введением сейчас будут довольно серьезные – оно, особенно в том виде, в каком его принял регулятор, требует значительного повышения тарифов для конечного потребителя. А у нас и без этого тарифы повышаются, и серьезно. Можно было бы найти способ, как это сделать без такого серьезного повышения тарифов. Это может стать поводом для того, чтобы не внедрять в очередной раз RAB-регулирование", - считает президент "Энергетической ассоциации Украины".

Тепловая энергетика

2017 г. был одним из самых сложных для тепловой энергетики Украины. Отрасль испытывала сложности с поставками угля антрацитовой группы. Доля ТЭС в общей выработке упала, что удалось компенсировать увеличением загрузки атомных энергоблоков. Тем не менее, задача перевода ТЭС с антрацита на газовый уголь стала очень актуальной. В этом направлении сделаны первые шаги. "К достижениям года можно отнести перевод нескольких блоков на уголь газовой группы и уменьшение в этой связи зависимости от импорта антрацита", – считает В. Котко.

По словам заведующего отделом процессов горения и газификации угля Института угольных энерготехнологий НАН Украины Александра Топала, модернизация ТЭС могла бы быть более эффективной. В тепловой энергетике одна из самых актуальных задач - внедрение новых экологически безопасных угольных технологий и энергоблоков на их основе. К таким технологиям следует отнести - сжигание в циркулирующем кипящем слое, пылеугольное сжигание в парогенераторах с повышенными параметрами пара, энергоблоки которых оснащены современными системами серо- и азотоочистки. Однако в Украине, вместо строительства новых энергоблоков с повышенными экологическими и экономическими показателями работы, в первую очередь средства вкладываются в ремонт морально и физически устаревших блоков, которые отработали более 280-300 тыс час (45-50 лет), что не является оптимальным в долгосрочной перспективе.

"Строительство новых энергоблоков, или, по крайней мере, парогенераторов, способных сжигать каменный уголь, позволило бы решить как проблему замещения антрацита на существующих ТЭС, так и частично соблюсти принятый Национальный план по сокращению выбросов. Замечу, что стоимость строительства нового 300-мегаваттного блока – порядка $480 млн. Т.е. это около $1600 на кВт установленной мощности. В случае строительства только парогенератора, необходимо лишь 30% этой суммы, что не так уж много по сравнению с ежегодно увеличивающимися затратами на ремонты", — добавил А. Топал.

Газ

В газовой отрасли основным итогом года стал рост добычи. По оперативным данным, за год добыто 20.5 млрд куб м, что на 2.4% превышает показатели 2016 г. Рост добычи достигнут благодаря компании "Укргаздобыча". "Детальный анализ газового производства указывает на две тенденции. Во-первых, за последние годы компания "Укргаздобыча" показала существенный рост производства на уровне 4.4% и достигла рекордной газодобычи 15.25 млрд куб м. Во-вторых, к сожалению, остальной рынок не смог улучшить свои предыдущие результаты работы. Так, независимые добывающие компании произвели 4.2 млрд куб м газа, что на 0.4% меньше, чем в 2016 г. Как и прогнозировала Ассоциация в начале 2017 г., в частном секторе наступила стагнация добычи", - отметил на недавней пресс-конференции, прошедшей в ИА Интерфакс-Украина, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах.

По мнению В. Котко, достигнутые показатели могли бы быть лучше. "Хотелось бы, чтобы добыча газа росла быстрее. Средств для этого у "Укргаздобычи" достаточно. Нужна работа. Зависит это не только от "Укргаздобычи", но и от всей управленческой системы. У нас есть множество госорганов, которые мастера тормозить, а не помогать. Разного рода разрешительные процедуры, отвод участков для бурения и т.д. – все это может быть проблемой. В этом году надо показать хорошие объемы прироста, которые исчислялись бы не миллионами, а хотя бы миллиардом кубометров", - считает В. Котко.

Темпы роста недостаточны для достижения намеченных целей, отмечает гендиректор компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль. "Государственная "Укргаздобыча" поставила цель нарастить добычу до 20 млрд куб м до 2020 г., но мы видим, что эта цель невыполнима. Добыча будет расти, но не так стремительно, как написано в программе компании. Эта программа уже сейчас выглядит нереальной и несостоятельной. Там написано много такого, что уже очевидно, что не будет выполнено. До 2020 г. осталось два года, и чтобы выйти к намеченному показателю, прирост добычи должен быть, как минимум, в два-три раза больше, чем сейчас. В 2017 году прирост составил 800 млн куб м. Если добыча будет расти такими темпами, то нам в 2020 г. удастся выйти на уровень добычи 24 млрд куб м (в целом по отрасли), но не на 28 млрд куб м, как ожидается", - предположил Г. Кобаль.

В газовой отрасли было несколько важных законодательных инициатив, которые должны способствовать ее дальнейшему росту. В первую очередь, это внедрение налогового стимулирования на уровне 12% и 6% в зависимости от глубины залегания залежи и государственные гарантии не менять налог в течение 5 лет. По оценкам международных экспертов, в этом плане Украина занимает сейчас самую привлекательную позицию среди добывающих стран европейского континента.

"Самый главный итог года в отрасли – снижение рентной ставки на газ, добываемый из новых скважин. Законопроект приняли в декабре 2017 г., вступил в силу он с 1 января 2018 г. Благодаря этой инициативе Украина получит хороший стимул для инвестиций в добывающую отрасль. Для глубоких скважин ставки опустились до 6%, для обычных – до 12%. Украина имеет большие запасы газа, и снижение ренты – это хорошая мера для того, чтобы обеспечить рост добычи в ближайшие годы", - считает Г. Кобаль.

Также с 1 января 2018 г. начались отчисления 5% ренты на развитие местных общин, что должно мотивировать регионы к конструктивному диалогу с сектором.

Среди других важных изменений следует отметить принятие новых Правил разработки нефтяных и газовых месторождений, а также отмена обременительного требования повторной переоценки запасов каждые 5 лет.

В отрасли внедряются рыночные механизмы, хотя и не настолько полно, как хотелось бы. Г. Кобаль отмечает, что, хотя прошедший год стал первым, когда в Украине заработал рынок газа, вне рынка остается газ для населения. "Заработал рынок газа, сейчас в стране представлено много иностранных компаний. К сожалению, рынок газа заработал только для промышленности, но не для населения. Для населения введение рынка отсрочено на три года. Это очень плохой сигнал, поскольку по объему потребления газа население соизмеримо с промышленностью. Вне рыночных механизмов остаются почти 20 млрд куб м газа, т.е. две трети всего рынка. Такое положение совершенно не соответствует европейской практике, в Европе такого нет. Если мы подписали Третий энергопакет, если мы хотим, чтобы у нас был нормальный рынок газа, то надо вводить рыночные механизмы и для населения. Пока этого не сделано. Более того, нынешнее положение хотят сохранить на ближайшие три года. И это очень плохо", - сказал Г. Кобаль.

"Мы ожидаем, что 2018 г. станет определяющим, и заложит основу для нового позитивного тренда относительно темпов роста газодобычи. Среди важных реформ, которые необходимы отрасли, стоит отметить дерегуляцию разрешительной системы. Принятие во втором чтении проекта закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения некоторых аспектов нефтегазовой отрасли под №3096-д от 25.05.17 г. должно существенно упростить процедуру введения нефтегазовых месторождений в эксплуатацию и ускорить отвод земель под бурение скважин. Вместе с тем, индустрия ожидает проведения прозрачных и открытых аукционов на новые участки, либерализацию обращения геологической информации и открытие баз данных, а также модернизацию Кодекса о недрах с учетом европейских стандартов", - отмечает председатель правления Ассоциации газодобывающих компаний Украины Даниил Майданик.

Лицензирование

С добычей нефти и газа непосредственно связана проблема продления лицензий на месторождения. В прошлом году в этой сфере наметились некоторые изменения, но пока об ощутимых результатах говорить рано.

"Надежда, что ситуация с продлением лицензий изменится к лучшему, есть, но мы видим, что в прошлом году поменялось руководство Госгеонедр, нынешнее руководство декларирует, что процесс выдачи изменится, станет более открытым и т.д. Но пока судить рано. Мы видели проблемы, с которыми сталкивается "Укрнафта", и они остаются. Проблемы остаются у других компаний. Пока нет ясности, как эти проблемы будут решаться. Думаю, пока рано говорить о том, как будет развиваться ситуация с проблемными лицензиями, потому что тема очень щепетильная. Со стороны компаний могут быть те или иные нарушения, но при этом компании могут заявлять, что им не дают лицензии. Посмотрим, как будут происходить аукционы, которые будет проводить Госгеонедра. Сейчас в этой сфере происходит реформа, лицензии должны продаваться через ProZorro, и если ее удастся внедрить, это будет очень хорошо", - выразил надежду Г. Кобаль.

На рынке добычи в целом созданы приемлемые условия, которые позволяют работать, считает он. Но чтобы работать лучше, нужно больше лицензий, нужно решить проблему "спящих" лицензий, которые компании взяли, но не выполняют работы по ним. "В Украине есть такие компании, которые ничего не делают по своим лицензиям по 10-20 лет. Такие компании надо или штрафовать, или отбирать у них лицензии, но, опять-таки, решение вопроса уйдет в судебную плоскость, и на все потребуется много лет. "Спящих" лицензий всего более ста, это означает, что в стране не разрабатывается более ста месторождений газа. Когда-то политики или бизнесмены, приближенные к политике, взяли эти лицензии, грубо говоря, бесплатно или за символические деньги. Но средств на разработку не было, и эти лицензии оставили до лучших времен. Эти лицензии выдавались под конкретные программы, эти программы не выполняются, и это повод для того, чтобы спрашивать у компаний, почему ничего не делается. И если диалога не получится, лицензии надо аннулировать, выставлять повторно на аукционы и продавать тем компаниям, которые действительно будут вести добычу", - отмечает Г. Кобаль. Впрочем, и это займет достаточно много времени, вряд ли это удастся сделать в этом году. Возможно, удастся сделать лишь первый шаг к использованию "спящих" лицензий.

НЕФТЬ И ГАЗ

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt