Будущее газодобычи

Рост добычи газа в Украине возможен при стимулирующем законодательстве

Комитет по вопросам ТЭК Верховной Рады Украины поддержал для принятия во втором чтении и в целом законопроект о дерегуляции разрешительных процедур в сфере нефтегазодобычи (№3096-д). Такое решение комитет утвердил на заседании 7 февраля 2018 г.

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

Законопроект №3096-д, помимо упрощения порядка пользования землей для нужд нефтегазовой деятельности, отменяет дублирующие разрешения на временное снятие плодородного слоя почвы и требование необходимости получать горный отвод для нефтегазовой отрасли, а также отменяет регистрацию скважины как объекта градостроительства, требование согласования проектов ввода месторождения в исследовательско-промышленную и промышленную разработку. Сегодня добывающие компании сталкиваются с бюрократией, когда для начала работы на месторождении нужно получить 46 разрешений в 16 органах. Земельный вопрос на протяжении нескольких лет также остается для добывающих компаний одним из наиболее проблемных, так как блокирует возможность начать разработку месторождения не на месяцы, а на год и более. В 2017 г. около 60 областных советов отказали в согласовании спецразрешений добывающим компаниям. Урегулирование ситуации, когда местные советы блокируют решения о выделении земельных наделов, позволит сократить срок от получения спецразрешения до промышленной разработки месторождения, и таким образом улучшить показатели объема добычи.

На сегодняшний день в Украине открыто порядка 440 месторождений нефти и газа, из которых 17 имеют добываемые запасы от 30 до 700 млн т условного топлива. Из 1 трлн куб м газа подтвержденных запасов, порядка 30 млрд куб м находится в нераспределенных специальных разрешениях. Большая часть выданных спецразрешений принадлежит государственным компаниям, и только 180 спецразрешений выдано частным добывающим компаниям. Для значительного и быстрого наращивания объемов добычи необходимо разрабатывать крупные с точки зрения запасов месторождения. И это в большинстве случаев месторождения на глубине 5-6 тыс м и более либо малоизученные площади, такие, например, как шельф. По информации Государственной службы геологии и недр Украины, в 2018 г. число выданных специальных разрешений планируют удвоить. Так, Госгеонедр совместно с Государственной комиссией по запасам в течение 2017 г. подготовило ряд крупных площадей для продажи на аукционе. По информации Госгеонедр, данные месторождения расположены в Черниговской и Полтавской областях, и конкурс по ним могут назначить уже во II кв. 2018 г. Главный вопрос — найдется ли инвестор? Напомним, что в прошлом году ни одного аукциона по выдаче специальных разрешений на нефтегазоносные площади не было.

2017 г. запомнился рядом неприятных сюрпризов, среди которых стало непродление огромного количества лицензий на разработку недр газодобывающим компаниям, отсутствие аукционов на такие лицензии, а также не до конца решенный вопрос дерегуляции спецразрешений. Существующие проблемы прямо отразились на итогах деятельности компаний. Согласно данным Министерства топлива и энергетики, добыча газа в Украине по итогам 2017 г. составила 20.5 млрд куб м (на 450 млн куб м, или на 2.4% больше, чем за аналогичный период 2016 г.). Лидером по приросту объемов добычи стала государственная компания "Укргаздобыча", которая впервые за 24 года показала самую большую динамику прироста — 4.4%. В то же время частные добывающие компании продемонстрировали отрицательную динамику добычи — на 0.4% меньше, чем годом ранее. Причин падения добычи у независимых добывающих компаний несколько.

Во-первых, это последствие действия повышенных налоговых ставок в 2014-2015 гг., когда компании приостанавливали бурение, не приступали к разработке новых месторождений, по которым были получены лицензии. Во-вторых, некоторые компании имели судебные тяжбы. В-третьих, для прироста объемов добычи нужно активно проводить аукционы по выдаче спецразрешений, привлекать инвесторов и применять новые технологии. По предварительным оценкам, для открытия новых месторождений необходимо вкладывать в геологоразведочные работы минимум 1.5 млрд грн ежегодно. Пока эти планы находятся в состоянии "отложенного старта" и ведется работа по подготовке законодательного поля.

Что может стать импульсом для восстановления и дальнейшего роста добычи голубого топлива? Правительство и народные депутаты сделали важные шаги в соответствии с Концепцией развития газодобывающей отрасли до 2020 г., содействующие росту объемов добычи. С начала 2018 г. вступило в силу законодательство относительно введения стимулирующего налогообложения для новых газовых скважин и государственных гарантий не менять ренту 5 лет. Также с 1 января 2018 г. вступило в силу законодательство о децентрализации ренты. Это значит, что 5% ренты будут отчислять на развитие местных общин. И это должно мотивировать регионы, где проводится добыча, к сотрудничеству с отраслью, в том числе в вопросах землеотвода. Согласно законодательству, 2% рентной платы засчитывается в районные бюджеты, 3% получат бюджеты городов областного значения, объединенных территориальных общин, из них 2% рентной платы — областные бюджеты. Закон начал действовать с 1 января этого года и многие общины уже ждут первые деньги от ренты.

В то же время возникла другая сложность с использованием данных средств. Согласно решению Верховной Рады, средства от ренты будут зачисляться в общий фонд бюджета и, согласно Бюджетному кодексу, должны быть направлены в первую очередь на защищенные статьи, такие как заработная плата и прочее. Также выяснилось, что далеко не все объединенные территориальные общины (ОТО) в свой годовой бюджет заложили ренту от добычи углеводородов, из-за чего придется в течение года бюджеты корректировать. Согласно прогнозам Минфина, первые поступления в местные бюджеты появятся в конце февраля или в начале марта 2018 г. Отсрочка в получении средств может возникнуть у тех местных общин, где добычу ведет ПАО "Укрнафта". Как известно, компания имеет долг перед ГФС. Несмотря на то, что компания постепенно погашает реструктуризированную задолженность, средства в первую очередь должны быть зачислены в счет погашения долга за предыдущие периоды. Только после этого средства компании могут быть направлены на выплаты налоговых обязательств, возникающих в 2018 г. Тем не менее, несмотря на возможные трудности с администрированием налога в первое время и использованием его на местном уровне, как добывающие компании, так и представители депутатского корпуса — инициаторы децентрализации ренты - надеются, что такие изменения помогут не только сделать более продуктивным сотрудничество недропользователей и территориальных громад, но и будут способствовать более прозрачному и эффективному распределению средств от ренты. И, фактически, государство начнет мотивировать население для сотрудничества с бизнесом.

Кроме того, в I кв. 2018 г. на рассмотрение Верховной Рады будет представлен проект Закона Украины "Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях" (регистрационный номер 6229). В дополнение к этому инструменту Госгеонедр планирует внедрить механизм электронных аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами для повышения прозрачности конкурсов. В 2017 г. служба разработала пилотный проект проведения электронного аукциона, где исключены процессы "беготни по кабинетам" с целью подачи документов для участия в конкурсе, и сам конкурс проходит в режиме онлайн.

Кроме этого, в 2017 г. были обновлены правила разработки нефтегазодобывающих месторождений, которые не менялись 33 года, и ликвидировано требование по обязательной переоценке запасов каждые 5 лет. Таким образом, удалось частично осовременить условия работы компаний путем новой редакции Кодекса о недрах, а также законодательства и концепции новых институтов, регулирующих выдачу лицензий. 12 февраля 2018 г. стало известно, что Кабинет Министров Украины намерен создать единый орган государственного надзора в сфере регулирования природопользования и охраны природы, объединив существующие Государственную экологическую инспекцию, Госслужбу геологии и недр, Госагентство лесных ресурсов, Госслужбу по вопросам геодезии, картографии и кадастра, Госагентство рыбного хозяйства, а также Госслужбу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Таким образом, амбициозные планы Украины по увеличению объемов добычи природного газа в соответствии с Концепцией развития газодобывающей отрасли до 2020 г. и принципами энергетической независимости могут быть реализованы. Но это при условии, что будет максимально упрощена процедура доступа к геологической информации и получения лицензий на добычу, инвесторы получат гарантии защиты инвестиций и стабильности налогового законодательства, а взаимоотношения добывающих компаний, местных советов и громад будут прозрачными и взаимовыгодными.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt