"Нафтогаз" в треугольнике

В парламенте обсудили отношения компании с Верховной Радой и правительством

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности при содействии Правительства Великобритании провел круглый стол "Сотрудничество в треугольнике Парламент-Правительство-НАК "Нафтогаз Украины". Депутаты, представители правительства и компании обсудили взаимодействие трех сторон в контексте развития газового сектора Украины и новые условия, при которых должна работать компания.

Нина ШЕРШОВА

Открывая круглый стол, и.о. председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский сообщил, что НАК "Нафтогаз Украины" исполнилось 20 лет. "История "Нафтогаза" — это история нашего государства, это государственная системная компания", — сказал он. На "Нафтогаз" сейчас приходится примерно 11% ВВП. В компании работает порядка 75 тысяч сотрудников. В прошлом году компания заплатила в госбюджет за счет налогов и дивидендов более 106 млрд грн. Благодаря правительству и руководству "Нафтогаза", в Украине в 2017 г. добыто на 2.2 млрд куб м газа больше, чем в 2016 г.

"Для нас очень важно понять, что мы должны увеличить добычу украинского газа. В 2019 г. завершается большой транзитный контракт, по которому "Укртрансгаз" и, соответственно, "Нафтогаз" и украинское государство каждый год получают минимум $2-2.5 млрд в госбюджет", — сказал А. Домбровский. Он сообщил, что недавно прошла встреча с европейскими компаниями, которые готовы помочь Украине и совместно управлять ГТС. При этом известно, что ГТС Украины требует очень серьезной модернизации. "Вопросов и вызовов очень много", — подчеркнул А. Домбровский.

Первый секретарь Посольства Великобритании Кейти Котрел говорила о том, что реформы энергетического сектора остаются критически важными. "Хотя подразумевается, что Украина как член Европейского Энергетического Сообщества имеет обязательства согласно Третьему пакету, сектора газа и электроэнергии во многом все еще не соответствуют им. Мы хотели бы видеть рынок газа и электроэнергии со многими поставщиками, возможностью выбора для потребителя и независимым регулятором, обеспечивающим конкуренцию и равные возможности. Такие проблемы, как либерализация рынка газа и анбандлинг "Нафтогаза", должны быть решены правительством как можно скорее. И это существенно не только для экономики, но и для сохранения транзитного потенциала", — сказала она. В этих секторах необходима приватизация, причем успешная. "Украине нужны позитивные истории приватизации. Мы верим, что успешные продажи активов, организованные прозрачным образом, могут восстановить доверие инвесторов",— сказала она.

К. Котрел также предложила от имени посольства Великобритании помощь в разработке плана анбандлинга "Нафтогаза".

"В отношении "Нафтогаза" мы очень хотели бы видеть консенсус между разными стейк-холдерами, результатом этого будет совместная стратегия. Мы хотели бы помочь работе над детальным планом имплементации. Если мы здесь, давайте сделаем это", — добавила К. Котрел.

Заместитель главы Комитета топлива и энергетики Ольга Белькова рассказала о роли парламента в управлении государственными компаниями

"В нашем обществе роль парламента недооценена. На сегодня парламент сделал почти все, что обещал. Остается только один законопроект №6428 (Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования корпоративного управления юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является государство от 3.10.2017 г.). Он фактически влияет на разграничение полномочий между Кабмином и наблюдательными компаниями, такими как "Нафтогаз", — подчеркнула О. Белькрва.

Сейчас решается вопрос о будущем газотранспортной системы и газохранилищ, и парламент должен участвовать в этой работе, уверена О. Белькова.

"Есть разные мысли на этот счет. Но я обращаюсь к правительству: чем раньше вы привлечете представителей парламента к этой работе, тем лучше будет и для конечного результата. Правительство будет готовить решения, но парламент в любом случае будет их утверждать. И мы заинтересованы принимать участие в вашей работе в этом направлении", — сказала О. Белькова.

Другие страны также решают проблему управления государственными компаниями, и нужно перенимать их опыт.

"На самом деле не только у Украины есть проблема с управлением государственными компаниями. ОЭСР сформировала свои принципы, суть которых в том, что все государственные компании должны управляться, насколько это возможно, так, как частные компании. Кроме того, управление должно быть деполитизировано", — заявила О. Белькова.

Она привела в пример опыт Норвегии – страны, которая считается наиболее эффективно управляющей государственными компаниями. В системе управления этой страны парламент принимает решения, что создать, как создать те или иные государственные активы, изменять ли в них долю государственной части владения, продавать ли эти предприятия, закрывать ли их.

"Все политики хотят решать один вопрос: почему эта компания должна быть в государственном владении. Причина этого может быть, например, в том, что норвежские политики хотят закрепить именно за Норвегией компанию, которая может потенциально переходить в другие юрисдикции. При этом операционный менеджмент и управление ведется деполитизированным наблюдательным советом и профессиональным менеджментом", — рассказала О. Белькова.

Если изучить принципы уставных документов Statoil, то там красной линией проходит мысль, что компания должна работать на равных с частными, все акционеры должны иметь одинаковые права. Если изучить опыт Statoil и Норвегии, то здесь очевидно стремление политиков деполитизировать компанию и сделать ее такой, которая создает дополнительную стоимость для ее собственников — государства и частных акционеров.

Можно также посмотреть и на опыт Китая. В управлении госкомпаниями этой страны есть две параллельные структуры. У нефтегазовых компаний есть комитет, назначенный из партийных номенклатурных представителей. Они вроде бы как на равных управляют этой компанией, но при этом даже там руководство поняло, чтобы управление было эффективным, надо как можно больше функций передать профессиональному менеджменту.

"Мы на распутье — какая из двух моделей более интересна для Украины. Мне кажется, опыт Норвегии был бы более полезным для Украины. Мы бы хотели видеть большинство государственных активов не только прибыльными, но и такими, которые создают добавочную стоимость для каждого собственника, и именно для граждан Украины, и которые могут фактически гордиться своими высокими показателями", — сказала О. Белькова.

В любом случае парламент должен играть более значимую роль. В Норвегии, например, правительство ежегодно докладывает парламенту о результатах каждого отдельного крупного предприятия и поясняет, почему им владеет, показатели, что сработало, что нет.

О. Белькова также обратилась к Минэнергоугля с предложением отчитываться перед Верховной Радой.

"Было бы логично заслушивать в парламенте ваши отчеты о подготовке к отопительному сезону и пр.", — сказала она.

От компаний парламент ожидает большей прозрачности, заявила О. Белькова. Политики должны опираться на фактические данные об их деятельности. Поэтому ежегодные отчеты компаний в парламенте также были бы хорошей практикой.

Предложение О. Бельковой поддержал А. Домбровский. "В Комитете заслушать отчет ключевых компаний по результатам работы за 2017-20118 гг. мы можем абсолютно спокойно. Я хотел бы пригласить руководство ключевых энергетических компаний, как и нефтегазовой отрасли, так и электроэнергетической, давайте начнем готовиться, чтобы на заседании Комитета, когда будут все необходимые статистические данные, мы четко и спокойно поговорили о результатах, об эффективности этой работы. Конечно, совместно с правительством и Министерством энергетики", — предложил А. Домбровский.

Вице премьер-министр Владимир Кистион рассказал о работе правительства по реформированию нефтегазового сектора. "Правительством выполняются широкомасштабные энергосберегающие и энергоэффективные мероприятия. Задача нашего правительства – до 2020 г. сделать Украину энергетически независимой, т.е. обеспечить каждого украинца, украинскую экономику газом собственной добычи. Результатом этой реформы мы считаем создание и функционирование на инфраструктуре ГТС и подземных газохранилищ международного хаба, сохранение Украиной статуса транзитного государства, перенос точек учета с западных на восточные границы", — сказал он.

Правительство работает над четырьмя стратегическими задачами: созданием свободного рынка, увеличением собственной добычи газа, уменьшением потребления, т.е. вопросом энергоэффективности, и борьбой с коррупцией в газовом секторе, сообщил вице-премьер.

За период с начала принятия закона о рынке природного газа правительством вместе с Верховной Радой сделано уже немало. Диверсифицированы поставки природного газа. В Украине насчитывается более 350 компаний с лицензиями на поставки природного газа. На рынке газа для промышленности цена формируется на рыночных условиях. Установлена единая цена на природный газ для промышленности и населения.

Владимир Кистион также затронул вопрос реформирования "Нафтогаза".

"Когда мы говорим о принципах прозрачного корпоративного управления, мы часто говорим о независимых членах наблюдательного совета. Я с этим соглашусь. Но мы часто в понятия "независимых"вкладываемнеукраинских". В Украине тоже есть независимые, очень профессиональные специалисты, которые имеют профессиональное и моральное право быть членами наблюдательных советов. Я бы хотел, чтобы у нас не было этого комплекса энергетической неполноценности. И чтобы мы наших украинских профессионалов, а они есть, объединяли с нашими европейскими независимыми партнерами", — сказал он.

Народный депутат Наталия Кацер-Бучковская напомнила о нерешенных вопросах рынка. "У нас уже столько времени действует закон о рынке газа, но не решен ряд вопросов, которые, как я считаю, должны быть решены. Это выравнивание цены на газ для промышленности и населения, и монетизация субсидий. Сегодня потребитель не может выбирать поставщика газа, не может выбирать цену и контролировать качество. Есть вопрос распределительных сетей. В законе о рынке газа указано, что их использование должны быть платным. Эта реформа также не имплементирована", — сообщила народный депутат.

Первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Галина Карп говорила об Энергетической стратегии. "Основной лейтмотив этого документа – Украина является и в перспективе останется одним из самых больших в континентальной Европе производителей углеводородов", — сказала она. Она напомнила об основных мерах по обеспечению энергонезависимости, выполнения целей Энергетической стратегии.

Глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев выделил три проблемы, которые он назвал самыми важными и которые необходимо решить в ближайшее время. Это завершение реформы рынка газа, сохранение транзита и увеличение энергетической независимости путем, как повышения добычи газа, так и повышения энергоэффективности потребителей.

В плане реформы рынка газа остается нерешенным вопрос разделения промышленного и потребительского секторов.

"Мы все знаем, что происходит в сегменте поставки газа населению. Львиная доля газа, поставляемого населению, контролируется одной группой, господином Фирташем. Там нет выбора, потребители не могут ничего менять", — сказал он. Следствие – рост долгов перед "Нафтогазом".

Он также сообщил, что в ходе аудита ОАО "Кировоградгаз" выявлена коррупционная схема – газ якобы поступал на 600-620 фиктивных адресов. Он предположил, что такие схемы существуют и в других газораспределительных компаниях. "Мы не завершили еще аудит, но, по нашим оценкам, в стране "мертвые души" составляют примерно 10%", — предположил он.

Что касается сохранения транзита, то единственный способ сделать это – привлечь зарубежного партнера. "Времени у нас осталось мало. Поскольку решение будет приниматься в этих стенах, парламенту необходимо определиться, на основании каких критериев победитель будет определен", - сказал А. Коболев.

Говоря о достижении энергонезависимости, глава "Нафтогаза" указал на увеличение добычи газа. "В прошлом году "Укргаздобыча" показала рекордную добычу газа. Я проанализировал вопрос с главой правления компании О. Прохоренко – у нас нет ни одной лицензии, по которой мы не добываем, за исключением нескольких лицензий в Полтавской области, где получение земельных участков заблокировано местной властью", — сказал он. Коснувшись вопроса энергоэффективности, он выразил убеждение, что этому будет способствовать монетизация субсидий. "Только прямая монетизация субсидий на уровне потребителя. Как только мы это сделаем, у нас сразу решится масса проблем. Отпадут все "мертвые души", уменьшится потребление газа и сумма долгов", — подытожил А. Коболев.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt