ЭНЕРГИЯ 2040

Долгий закат угля, углеводородная стабильность, электромобильные хитрости…

Ежегодный форум Британского Института Энергии IP week 2018, который традиционно прошел в конце февраля в Лондоне — это удивительная возможность заглянуть в будущее. Руководители крупнейших мировых энергетических корпораций, Международного Энергетического Агентства (IEA), ведущие аналитики из США, КНР, Великобритании совместными усилиями в очередной раз приподнимают завесу над тем, что нас ждет в сфере энергообеспечения в среднесрочной перспективе.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Хорошая английская традиция

В течение многих лет уже стало хорошей британской традицией публиковать результаты ежегодного многоотраслевого исследования корпорации British Petroleum (BP) о среднесрочной перспективе развития мировой энергетической отрасли. В этом году команда аналитиков BP под руководством главного экономиста компании Спенсера Дэйла решила заглянуть чуть дальше, чем ранее, поскольку в прошлом году их исследование называлось BP Energy Outlook 2035, а в этом году – BP Energy Outlook 2040. С. Дэйл представил отчет совместно с главой BP Бобом Дадли.

Наряду с теми силами, которые формируют мировой "энергетический ландшафт" через 20-22 года, исследователи компании по традиции уделяют немало внимания тем рискам, которые угрожают стабильному развитию в энергетической сфере.

Тренды предстоящих десятилетий

Сценарий эволюционного перехода, в который входят определенные правительственные стратегии, технологии и общественные предпочтения, заложенный в основу исследования, также предполагает, что:

  • динамичный рост развивающихся экономик подталкивает вверх спрос на энергию, который в исследуемый период, как ожидается, вырастет на треть;
  • глобальное разнообразие источников поставок энергоносителей и их видов будет беспрецедентно разнообразным в ожидаемый период до 2040 г. При этом нефть, газ, уголь и неископаемые источники энергии будут обеспечивать приблизительно четверть общего энергопотребления;
  • возобновляемые источники энергии являются на сегодня наиболее динамично растущим источником, который в предполагаемом периоде вырастет в пять раз и будет обеспечивать около 14% первичного энергопотребления;
  • в течение практически всего изучаемого периода спрос на нефть будет продолжать расти, выйдя на плато лишь ближе к его концу.

    "К 2040 г. нефть, газ, уголь и неископаемые топлива будут составлять около четверти общего объема потребления энергии в мире. Более 40% прироста спроса на энергию в мире будет удовлетворяться возобновляемыми источниками энергии", — поясняет С. Дэйл.

    Спрос на нефть будет расти большую часть периода исследования, хотя к концу этого периода кривая утратит динамику роста и перейдет в плато. Весь рост спроса на нефть приходится на развивающиеся экономики мира.

    Рост поставок нефти (и газа) в ближайшие 20 лет мощно возглавят США, и это один из ключевых трендов, о которых говорили не только эксперты BP, но также и глава IEA Доктор Фатих Бироль. Однако к концу 2020 г. страны ОПЕК перехватят инициативу по мере того, как ближневосточные добывающие гиганты приспособятся и увеличат свою долю рынка. Этот поворот в трендах нефтяной торговли будет в значительной мере связан с ростом благосостояния в мире, прежде всего в Китае и Индии, а также в развивающихся странах в целом, где более 2.5 млрд человек очень существенно улучшат свои прежние условия жизни.

    Рост спроса на нефть будет по-прежнему стимулироваться развитием мирового транспортного сектора — на него придется более половины прироста общего спроса на энергоносители. В свою очередь, большая часть роста спроса энергопоставок на транспортные нужды придет не от дорожного транспорта (к концу периода рост спроса энергии для транспортных нужд тоже замедлится и кривая превратится в плато).

    Как ожидается, львиную долю энергии на транспорте заберет авиатранспорт, морской и железнодорожный транспорт, а также грузовой, при очень незначительном росте спроса на энергию со стороны легковых автомобилей и мотоциклов.

    Также весьма важно отметить, что после 2030 г. большая часть спроса на нефть будет приходиться на нетопливное использование нефти — прежде всего, для нужд нефтехимии.

    Рост спроса на природный газ будет также постоянно расти в исследуемом периоде, поддерживаемый активной индустриализацией и спросом на электроэнергию в развивающихся экономиках, расширяя тренд перехода с потребления угля на потребление природного газа, чему также послужат относительно недорогие поставки сланцевого газа из Северной Америки и Ближнего Востока. К 2040 г. США, как ожидается, будут обеспечивать более четверти мировой газовой добычи, а глобальные поставки СПГ более чем удвоятся. Устойчивый рост поставок СПГ в значительной мере поддержит доступность природного газа в мире, опережая межрегиональные газопроводные поставки уже в начале 2020 г.

    Мощь индо-китайского роста

    В ходе исследуемого периода, как ожидается, спрос на уголь перестанет расти, в основном, под нажимом падения спроса в Китае. Активный переход к "зеленому" энергопотреблению в Китае станет, как предполагается , одним из наиболее влиятельных мировых экономических трендов в предстоящие 20 лет. Однако при этом реалии таковы, что падение спроса на уголь в Китае и странах с развитой экономикой (OECD) будет компенсировано динамичным ростом спроса на уголь в Индии и других азиатских странах. Да и в самом Китае к концу исследуемого периода — в 2040 г. — спрос на уголь будет составлять 40% мирового потребления на этот энергоноситель, тем самым оставаясь самым большим потребителем этого ресурса.

    Между тем, возобновляемые источники энергии вырастут на более чем 400% (!!!) и составят более 50% роста мирового производства электроэнергии! Этот стремительный рывок обеспечен растущей конкурентоспособностью и эффективностью ветрогенерирующих и солнечных станций. Субсидирование возобновляемых видов генерирования электроэнергии постепенно сойдет на нет к середине 2020-х, по мере того, как технологические инновации позволят этим источникам энергии все более эффективно конкурировать с другими видами топлива.

    Крупнейшим центром роста возобновляемой электроэнергетики становится Китай, который даст более быстрый рост ВИЭ, чем все страны OECD ("Золотого миллиарда") вместе взятые. Индия очень динамично будет подтягиваться на вторую позицию уже к началу 2030-х годов.

    Электроэнергетика, как ожидается, даст почти 70% роста спроса на первичные источники энергии. Комбинация топлив и источников генерирования электроэнергии будет меняться очень быстро , при этом возобновляемые источники будут увеличивать свою долю более интенсивно, чем какой-либо вид энергии когда-либо в истории, увеличиваясь с около 7% сегодня до почти 25% в 2040 г. Но даже при всем этом, уголь останется самым используемым источником производства электроэнергии в 2040 г.

    Спрос на потребление энергии на транспорте вырастет лишь на 25%, несмотря на то, что потребность в транспорте более чем удвоится, что говорит о весьма постоянно растущей эффективности транспортных средств. В транспортном секторе нефть будет оставаться доминирующим источником энергии (даже в 2040 г. — около 85%), и все это несмотря на растущее развитие альтернативных топлив — прежде всего, природного газа и электричества.

    Исследователи Обзора 2040 в этом году отмечают, что проникновение электроэнергии в транспортный сектор следует оценивать не только количеством электромобилей (Electric vehicles – EV), но и тем, насколько интенсивно они используются. В сценарии эволюционного перехода доля EV, как ожидается, к 2040 г. составит около 15%, или более 300 млн электромобилей в общемировом парке, насчитывающем почти 2 млрд авто. Однако пассажиро-километры, которые будут набирать электромобили, доведут их долю в этом показателе до 30%! Исследователи Обзора 2040 показывают, как дешевизна и полная автономность электромобилей в сочетании с принципами широкопользовательского подхода решительно повысит интенсивность использования электромобилей.

    Наибольшую неуверенность в период до 2040 г. исследователи испытывали относительно того, с какой скоростью будут расти продажи электромобилей. Чтобы оценить значение влияния этой неопределенности, авторы Обзора рассматривали сценарий, в котором применяется глобальный запрет на продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания начиная с 2040 г. Этот сценарий снижает спрос на жидкие топлива приблизительно на 10 млн бар в сутки относительно сценария эволюционного перехода (основной сценарий исследования). Но даже при таком развитии событий и введении этого запрета уровень спроса на нефть в 2040 г. будет выше, чем в 2016 г.

    "Предположение, что быстрый рост продаж электромобилей приведет к коллапсу спроса на нефть, абсолютно не поддерживается фундаментальными показателями", — поясняет С. Дэйл. "Даже при допущении полного запрета на продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и высокими стандартами эффективности на транспорте, спрос на нефть в 2040 г. будет выше, чем сейчас".

    Естественно, что экономический рост приведет к росту потребления энергии в промышленности. Рост потребления энергии в индустрии, с использованием двигателей внутреннего сгорания и прочих источников составит половину общего роста потребления энергии к 2040 г.

    Повышение эффективности, тем не менее, сдерживает рост энергопотребления (кроме секторов, где не используются двигатели внутреннего сгорания) – в целом этот тренд движим переходом Китая к менее энергоинтенсивному формату оказания услуг и производства товаров. Впрочем, часть сокращения спроса на энергию в КНР в 2035-2040 гг. компенсирует Африка.

    Нетопливное использование нефти и газа, прежде всего, в нефте- и газохимии – наиболее динамичный источник спроса на нефть и газ. Этот сектор потребления дает почти вдвое более высокие темпы потребления нефти и газа по сравнению с ростом индустриального спроса на энергию. Опасения здесь вызывает лишь растущее производство некоторых видов пластика. Спрос на нефть для этих целей составляет две трети общего роста, а остальной спрос обеспечивает природный газ.

    Китайско-индийская рокировка

    Весь предпологаемый рост энергопотребления будет обеспечиваться развивающимися экономиками: из них Китай и Индия дадут более половины глобального роста потребления энергии на период до 2040 г. При этом китайское энергопотребление в этот период замедлится, поскольку Китай переходит к более стабильным форматам экономического развития. В Индии подобные тренды менее заметны, и, как ожидается, в начале 2030 г. Индия опередит Китай по темпам энергопотребления. На более поздних этапах этого исследования Африка также играет все более важную роль в поддержании роста спроса на энергоносители, и в период 2035-2040 гг. опередит по росту энергопотребления Китай!

    Экологические реалии

    В основном формате сценария эволюционного перехода, которого придерживаются исследователи BP, выбросы CO2 увеличатся на 10% к 2040 г.

    Впрочем, в Обзоре изучается и весьма быстрый сценарий, который говорит о возможности снизить карбоновые выбросы в соответствии с требованиями Международного Энергетического Агентства на 50% к 2040 г. Большая часть улучшений в этом случае, как впрочем и в случае сценария эволюционного перехода, приходит из сектора электроэнергетики, которая, как ожидается, к 2040 г. будет полностью декарбонизирована.

    Касаясь целей этого 22-летнего периода, глава BP Боб Дадли сказал: "Мы должны гораздо более решительно порвать с прошлым. В BP мы полагаем, что карбоновое ценообразование должно стать ключевой инициативой, которая подтолкнет всех сыграть свою роль в декарбонизации планеты – и потребителей, и производителей.

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt