Приемлемый тариф

В парламенте обсудили вопросы RAB-регулирования

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности при содействии Правительства Великобритании провел в парламенте круглый стол "Введение RAB-тарифов в электроэнергетике: реформа или препятствие". На мероприятии присутствовало около 250 человек — члены профильного комитета и другие депутаты, представители госорганов, общественных организаций и международных институций.

Нина ШЕРШОВА

Открывая круглый стол, и.о. председателя Комитета по вопросам ТЭК Александр Домбровский заявил, что украинская энергетика стоит перед серьезными вызовами, в частности, в плане технического состояния инфраструктуры. Более половины распределительных электрических сетей требует капитального ремонта.

Он напомнил, что резкое падение температуры в конце зимы вызвало транспортный коллапс. "Инфраструктура, в первую очередь, энергетическая, не готова к таким низким температурам", — сказал А. Домбровский.

Непрерывность электроснабжения является ключевым требованием, зафиксированным в Энергостратегии. Для ее обеспечения отрасли необходимы инвестиции, и RAB-регулирование должно послужить этой цели, отметил глава комитета.

"Мы в комитете 1.5 года вели очень профессиональную дискуссию, изучали европейский опыт. RAB-регулирование в правильном виде нужно было уже давно внедрить в Украине", — сказал он.

Заместитель главы Комитета по ТЭК Ольга Белькова сообщила, что потребителей беспокоит перспектива внедрения RAB-тарифов. "RAB-регулирование вызывает интерес и определенную обеспокоенность. Я получила много звонков с одним вопросом: будет ли 1 апреля введена эта методика на тех шести облэнерго, где это обсуждалось", — сказала она.

Глава подкомитета Лев Пидлесецкий заявил, что он является убежденным сторонником RAB-регулирования, но тарифообразование должно быть правильным.

"Мне, как человеку, который год своей жизни отдал разработке закона о рынке электроэнергии, сейчас очень больно, поскольку я понимаю, что все решения, которые у нас есть последнее время, все дальше и дальше отдаляют нас от рынка электроэнергии в Украине. В конечных положениях закона отмечено, что на момент внедрения рынка цена электроэнергии для промышленности и населения должна быть одинаковой.

Если вам рассказывают, что RAB не касается населения, то, во-первых, это неправда, поскольку оно касается населения, даже если за это платит коммерция, а во-вторых, в конце концов поднимут цену для населения и приравняют к этой космической цене промышленность. Поэтому мне жаль", — сказал он.

RAB-регулирование нужно было вводить еще года три назад, убежден депутат.

"Что касается непосредственно RAB, то у меня какое-то дежавю. Я лично принимаю участие уже в третьем таком обсуждении в рамках Комитета. Первое обсуждение, которое инициировал я, было в декабре 2015 г. Тогда у нас была дискуссия — внедрять RAB или нет. Глава НКРЭКУ говорил, что надо, и необходимо дать 5% для старой базы и 19% для новой. Потом, в марте 2017 г., была вторая дискуссия. Сейчас — третья.

Что изменилось за это время? Казалось бы, должно было бы происходить улучшение, но на самом деле происходит ухудшение. Суть и цель введения RAB — чтобы владельцы облэнерго имели стимулы вкладывать деньги в безопасность и качество их работы. Чтобы они были заинтересованы инвестировать в этот бизнес, а не выводить эти деньги в оффшоры, перечислять на счета или заводить в другие бизнесы, которые абсолютно не связаны", — сказал Л. Пидлесецкий.

Для этого необходима такая ставка доходности на вложенный капитал, которая бы привлекала инвестиции. Нынешняя ставка в 12.5% на старую и новую базу таковой не является хотя бы потому, что она ниже кредитной ставки НБУ, которая незадолго до круглого стола была поднята до 17%. Никто при такой кредитной ставке не будет вкладываться в бизнес с доходностью 12.5%, заявил депутат. "Это совершенно убийственная система для новых вложений. Новых вложений при такой системе не будет", — сказал он. Вместо этого будет сумасшедшее выведение денег из облэнерго. "Причем эти деньги будут выводиться не из операционной деятельности, а у каждого из нас. Нам выставят счет, чтобы собрать деньги и вывести", — предупредил депутат. Средства, привлеченные через тарифы, не будут вкладываться в облэнерго. Сомнения вызывает также методика расчета активов, на которые будут определены тарифы — в ряде случаев стоимость этих активов завышена, активы были переоценены в сторону повышения после приватизации. Людям придется платить еще раз за то, что они уже заплатили, поскольку средства на прошлые инвестиции привлекались из тарифа, который рассчитывался по методике "Затраты+".

Кроме того, согласно методике ФГИ, при возвращении денег инвесторам будет учитываться не только переоцененная база, но и амортизация. Л. Пидлесецкий продемонстрировал письмо ФГИ, где об этом говорится. "Но что написано в письме ФГИ? Данная оценка не отображается в бухгалтерском учете. Это нонсенс. Как можно обдирать бедных собственников? Этого делать нельзя. Но как можно тогда амортизацию начислять на оценку переоцененного? Это просто злоупотребление и издевательство над украинским народом. Абсолютно уничтожена и финансовая, и налоговая логика", — сказал он. По словам Л. Пидлесецкого, возможно, лучше было бы принять схему 5% для старой базы и 19% для новых инвестиций. "Хотелось бы, чтобы мы в результате нашей дискуссии не пришли к еще более худшему решению, потому что аппетиты растут", — добавил Л. Пидлесецкий.

Глава подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК Алексей Рябчин поддержал Л. Пидлесецкого и заявил, что в Комитете есть консенсус относительно того, как следует вводить RAB-тарифы, и того, что в Украине это происходит не так, как надо. "Малый и средний бизнес хорошо почувствуют на себе такое внедрение RAB-регулирования. Вопрос — повысится ли качество услуг, или просто кто-то на этом заработает", — предположил А. Рябчин.

Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк выступил с презентацией, посвященной методике расчета RAB-тарифов и их обоснованности. Переход к стимулирующему тарифообразованию предусмотрен стратегическими документами ЕС, парламентской коалиции и правительства. Об этом говорится в Директиве 2009/72/ЕС в части выполнения обязательств по внедрению принципов стимулирования при реализации тарифной политики, в Законе Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О естественных монополиях" от 24 июня 2012 г. №4998-VI, в Плане мероприятий по выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины и Стратегии устойчивого развития "Украина-2020" , утвержденном распоряжением КМУ от 4 марта 2015 г. №213-р, в коалиционном соглашении, заключенном участниками коалиции депутатских фракций Верховной Рады Украины VIII созыва. Стимулирующему тарифообразованию также посвящены документы Рабочей группы по совершенствованию нормативно-правовой базы стимулирующего тарифообразования в сфере передачи и поставки электроэнергии. Ряд стран ЕС уже ввели стимулирующее регулирование. В Украине проведена большая подготовительная работа. Так, за 2016-2017 гг. проведено более десятка мероприятий, в том числе совместные встречи и семинары с зарубежными институциями, причастными к внедрению стимулирующего тарифообразования в других странах. Документы, подготовленные украинскими госорганами, рассматривались профессиональными специалистами, словацким регулятором и многими другими профильными учреждениями.

Д. Вовк сравнил стимулирующее тарифообразование на основе RAB-регулирования и тарифообразование на основе метода "Затраты+" (см. схему).

Стимулирующее тарифообразование и тарифообразование на основе метода "Затраты+"

Источник: презентация главы НКРЭКУ на круглом столе

Он также затронул вопросы определения реальной стоимости активов в регуляторной деятельности, переоценки активов и разных моделей ставок на базы активов, которые используются в различных странах. "В Европе в основном применяются единые ставки для старой и новой базы активов, ставка в каждой стране соответствует средневзвешенной стоимости капитала", — отметил Д. Вовк.

RAB-регулирование необходимо для Украины, поскольку предложенная модель соответствует европейским национальным приоритетам, резюмировал он. Введение RAB-регулирования создает новую парадигму, мотивируя компании и их менеджмент экономить. После введения RAB-регулирования НКРЭКУ обеспечит надлежащий контроль за целевым использованием средств лицензиатами. Если лицензиаты не будут выполнять требования регулятора, у них будут изъяты средства, и они снова будут переведены на систему "Затраты +".

Заместитель Председателя Фонда государственного имущества Украины Евгений Асташев рассказал о влиянии новой системы тарифообразования на процесс приватизации в энергетическом секторе. "В целом внедрение RAB-регулирования приведет к тому, что стоимость государственных активов будет расти. К этому приведет, в частности, рост инвестиционной привлекательности. Поэтому внедрение RAB-тарифов повлияет на рост цены актива при приватизации", — отметил Е. Асташев.

О. Белькова поинтересовалась у Е. Асташева, совпадают ли методики оценки активов при приватизации и расчете RAB-тарифов. "Подтвердите или опровергните, что методика, которая была заложена в основу переоценки активов, будет использоваться в отношении RAB-регулирования, но не будет использоваться в отношении приватизации. В этом случае, украинские граждане и промышленность будут платить… Эта оценка ляжет в основу тарифообразования, но не в основу продажи некоторых из объектов", — предположила О.Белькова.

На это Е. Асташев ответил, что оценка активов при переходе на стимулирующее тарифообразование принципиально отличается от методики, применяющейся при оценке для приватизации.

Вопрос RAB-регулирования волнует и предприятия, и инвесторов, которые хотели бы построить производство в Украине, заявил председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.

"Речь идет о модели присоединения к инженерным сетям. Проблема в том, что, чтобы построить в Украине завод, начать выпускать продукцию и платить налоги, инвестор вынужден платить за инфраструктуру по сути четыре раза. Первый раз — при получении техусловий. К сожалению, чтобы их не завысили, очень часто требуют взятки. Второй раз — построить по техусловиям монополиста объект инфраструктуры и подарить его монополисту. Третий раз — заплатить государству налог при этой транзакции. Четвертый раз — заплатить в тарифе инвестиционную составляющую", — рассказал В. Галасюк. Таким образом, для входа в украинскую экономику созданы сумасшедшие барьеры, причем совершенно необоснованные. Часто вышеназванные расходы составляют десятки процентов от общей суммы инвестиционной программы при строительстве завода, а в отдельных случаях — половину инвестиций. "Это абсолютно недопустимо", — подчеркнул В. Галасюк. В результате Украина сегодня занимает 130 позицию (одну из последних) в рейтинге Doing business по показателю подключения к электросетям.

В Украине сегодня одно из самых дорогих в мире подключений к электросетям, на уровне самых отсталых стран. Его стоимость на порядок отличается от стоимости у соседей — Польши, Беларуси и пр.

"Ситуация недопустима, ее нужно менять", — сказал В. Галасюк. С целью решения этой проблемы Комитет по вопросам промышленной политики и предпринимательства разработал проект Закона №6671 от 6.07.17 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию промышленности, инвестиционной деятельности, защиты и обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности". Этим законопроектом вводится новая модель условно-бесплатного присоединения к инженерным сетям, которая будет способствовать привлечению инвестиций и развитию промышленности и предпринимательства. Законопроект зарегистрирован и согласован профильным комитетом для принятия за основу.

"Из Украины эмигрируют уже не только люди, предприниматели, но и заводы. Потому что в других странах дают бесплатное присоединение к сетям, а нам рассказывают сказки про то, что это невозможно, и на это неоткуда взять денег. Нам сегодня Д. Вовк показал, откуда взять деньги", — сказал В. Галасюк.

Введение RAB-регулирования поможет снять этот инвестиционный барьер. "Надо сделать подключение бесплатным для новых заводов, сельхозпредприятий , как в Израиле и США, а не таким, какое оно сегодня — на уровне Гондураса, Кении и Замбии, между которыми сегодня находится Украина по сложности подключения", — сказал он.

Важно также, какая модель RAB-регулирования будет в итоге реализована в Украине.

"Почти ни у кого нет сомнений в том, что стимулирующее тарифообразование нужно сегодня, чтобы модернизировать те сети, которые сейчас полностью изношены, из-за чего в сетях сумасшедшие потери, за что платим все мы, потребители. Но важно, каким будет это стимулирующее тарифообразование. Тут уже поднимались вопросы обоснованности оценки (активов), размера ставки", — сказал В. Галасюк. Решить эти вопросы можно, только найдя баланс интересов энергетики, промышленности и бытовых потребителей. Без такого баланса можно потерять конкурентные позиции в промышленности, его отсутствие ударит по потребителю", — предупредил В. Галасюк.

Заместитель директора ЕБРР Марина Петров заявила, что RAB-регулирование при правильном применении стимулирует инвесторов. "Многие знают, что мы просили, чтобы не происходила приватизация новых энергетических активов до тех пор, пока не будут введены RAB-тарифы. Действительно, украинская энергетика очень сильно недоинвестирована, действительно, потребность в том, чтобы внедрять новые, более эффективные технологии существует на всех уровнях", — сказала она.

Внедрение стимулирующего тарифообразования неизбежно приведет к росту тарифов, и важно, чтобы потребители были уверены, что это нужно.

"Важно, чтобы люди понимали, что будет происходить. Потому что будет дорого и болезненно. Но при этом люди должны быть уверены, что они получат качественную услугу и они понимают, за что они платят. Мне кажется, очень важно, чтобы в рамках этих дискуссий происходило именно это — людям нужно объяснять, что и почему происходит", — сказала М. Петров.

Поэтому хотелось бы видеть, на что конкретно будут потрачены деньги. Компании, получившие RAB-тариф, должны рассказать, для чего это им нужно, каким образом они это будут использовать. Это важно, чтобы появилось доверие к самому процессу.

"Самая большая проблема — нет доверия. Когда принимается методология, а потом уже по существующей методологии проводится переоценка активов, и это приводит к значительному росту тарифов, то у людей возникает недоверие. Если мы хотим серьезно проводить реформы, то очень важно, чтобы люди понимали, что происходит, и чтобы это доверие было восстановлено", — сказала она. В этом контексте в презентациях, представленных на круглом столе, не хватает информации о том, на что конкретно будут потрачены деньги, что необходимо сделать, какие именно изменения будут происходить, каким образом улучшится качество услуг для промышленности и населения. При проведении таких мероприятий, как круглый стол, важно, чтобы на них звучали разъяснения, почему тарифы растут и для чего будут использованы полученные средства.

О важности доверия со стороны потребителей говорила и Рута Балтаузе, член команды по вопросам энергетики и окружающей среды (Группа поддержки Украины Европейской Комиссии).

"Во всех сферах, где есть природные монополии, инвестиции в инфраструктуру делаются для того, чтобы предоставлять услуги потребителям по наименьшей стоимости. Важно, чтобы вы просчитали все последствия заранее, и чтобы вы пояснили это потребителю, потому что потребитель будет оплачивать счет.

Если говорить о стоимости RAB, то важно тщательно устанавливать ее. Так, чтобы все про это знали", — сказала специалист. Опыт других стран в этой сфере необходимо перенимать комплексно.

"Если вы прочитаете исследования и оценки влияния Евросоюза, то вы увидите, что важно. Для тарифов и стимулов важнее весь пакет, а не просто отдельные элементы – и мониторинг, и корректировка тоже играют важную роль. Важно, чтобы непонятные прибыли или расходы не имели места, чтобы инвестиции производились так, чтобы это было понятно", - добавила Р. Балтаузе. RAB-регулирование должно внедряться так, чтобы это соответствовало принципам стабильности, целям и духу законодателя.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt