Конкурирующая генерация

Необходимость обеспечения конкуренции на рынке генерации электроэнергии в ходе реформ

В очередной раз проблему обеспечения конкуренции на рынке генерации электроэнергии в ходе реформ обсуждали на круглом столе "Риски и барьеры на пути реформирования рынка генерации". Организатором мероприятия выступил Офис эффективного регулирования (BRDO, Better Regulation Delivery Office), независимый экспертно-аналитический центр, созданный по инициативе Министерства экономического развития и торговли Украины и западных партнеров.

Владимир МИХАЙЛОВ

Участникам круглого стола была представлена подготовленная BRDO презентация, в которой обрисована ситуация сектора генерации, его проблемы и прогнозы. Основной вывод, к которому пришли эксперты офиса, – если в Украине сохранятся текущие рыночные условия, реформирование электроэнергетики может привести к существенному ухудшению ситуации в отрасли и будет угрожать дискредитацией процесса евроинтеграции.

Украинская генерация – это очень концентрированная отрасль. На пять крупнейших игроков приходится 92% совокупного объема оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), хотя лицензией на производство электроэнергии в Украине владеют 406 субъектов хозяйствования. Кроме того, государство контролирует почти все операции на рынке, и это искажает рыночную модель и делает невозможным конкурентное развитие, заявил руководитель сектора "Энергетика" BRDO Алексей Оржель. Правильнее было бы сказать, что рынка генерации как такового нет, хотя бы потому, что оптовая цена устанавливается государством, поэтому высокая концентрация еще не означает возможности злоупотребления крупных игроков своим положением, о чем ряд экспертов говорили еще во время известного расследования АМКУ в 2015 г.

Государство (т.е. "Энергоатом", положение которого на рынке, согласно выводам АМКУ, имеет "признаки доминирования") производит 67% электроэнергии. Оно, равно как и частный сектор (т.е. ДТЭК, где тоже как бы есть "признаки доминирования"), не заинтересовано в появлении новых сильных игроков, что ослабило бы концентрацию, считают в BRDO. С этим можно только согласиться, но в BRDO также считают, что крупные производители на рынке вряд ли появятся в обозримом будущем в силу слишком большого срока окупаемости инвестиций в строительство генерирующих мощностей. "Экономика показывает, что даже 20-ти лет не хватит, чтобы окупить стоимость строительства новой ТЭС в тех условиях, которые сейчас есть на рынке", - сказал А. Оржель. Кроме того, существующие игроки могут ситуативно предлагать более низкие цены, чем блокировать вход на рынок новых субъектов. Вероятность таких маневров возрастет, если они получат надбавки на повышение экологичности, а долги "старого" рынка будут покрыты. Такие доплаты будут включаться в тариф на передачу и, в конечном счете, ложиться на потребителя, создавая иллюзию конкурентной цены электроэнергии на сутки вперед и внутрисуточном рынке, считают в BRDO.

"Переход к свободному рынку в условиях высокой концентрации является очень рискованным шагом. Из-за изменения механизмов ценообразования конечная цена электроэнергии для бизнеса вырастет минимум на 30%, даже не учитывая инфляцию и другие факторы, которые будут влиять на тарифы для конечных потребителей, в частности, внедрение RAB-регулирования. Уменьшить ценовой шок позволит отказ от перекрестного субсидирования, но это повлечет двукратный рост тарифа для населения", - отметил А. Оржель.

Перекрестное субсидирование – одно из двух главных препятствий на пути к новому рынку. В BRDO призывают отказаться от "политических цен" ради успеха реформ. Второе препятствие – задолженность. Как будет решена эта проблема, пока не ясно. Теоретически можно положить долги на "старый" рынок, но это будет означать понятные сложности для всех участников. "Чтобы перейти на новый рынок, мы должны решить проблемы долгов и перекрестного субсидирования. Без этого полноценная имплементация реформ невозможна", – резюмирует А. Оржель.

Пока о значимом прогрессе на пути реформ говорить рано. Сама регуляторная среда требует серьезного реформирования. По оценке BRDO, из 122 регуляторных нормативно-правовых актов 25 являются незаконными, а 28 – неактуальными. Всего на незаконные и/или неактуальные акты приходится 27% из общего числа. Примеры незаконных актов – План реконструкции и модернизации теплоэлектростанций и теплоцентралей (распоряжение Кабмина №648 от 8.09.04 г.) и Порядок утверждения, корректирования и изъятия инвестиционной составляющей в тарифе на электрическую энергию (постановление НКРЭКУ №224 от 23.02.17 г.). Пример неактуального акта – Закон Украины №2509-IV от 5.04.05 г. "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросового энергопотенциала".

Государство определило для себя ряд целей регулирования рынка, но на сегодня они в целом не достигнуты (рис.1).

Рис.1. Цели регулирования рынка генерации электроэнергии


Источник: презентация BRDO

"Как можно говорить о высокой конкуренции, когда на пять крупнейших производителей приходится 92% рынка, а оптовая рыночная цена в три раза выросла в гривне и упала в валюте? Как можно говорить о безопасной и современной энергетике, если существует дефицит маневренных мощностей, а украинские нормативы по выбросам значительно превышают европейские?", - говорит А. Оржель. Финансовое состояние отрасли также нельзя назвать стабильным – на сегодня задолженность перед производителями достигла почти 27 млрд грн.

Объединение рынков Украины и Европы может решить ряд проблем, в том числе обеспечить конкуренцию (рис. 2). "Мы находимся на уровне европейских цен, и даже может быть дороже, чем развитые рынки", - говорит А. Оржель.

Рис. 2. Сравнение цен на электроэнергию в Украине и соседних странах ЕС


Источник: презентация BRDO

В настоящее время импортер, как полноценный конкурент отечественной генерации, не может зайти на рынок. Для этого должны быть сняты ряд административных, экономических и технических барьеров. Энергосистема Украины нуждается в обновлении генерирующих мощностей, которые изношены на 80%, и должны быть приведены в соответствие с европейскими техническими требованиями и экологическими стандартами. "Украина понемногу теряет свои конкурентные преимущества – дешевую рабочую силу и дешевые энергоресурсы. Мы теряем то, что нам досталось в наследство от СССР – "Энергоатом" и другие виды генерации", - отметил А. Оржель.

Кроме технических мер, которые потребуют вложения значительных средств, интеграция рынков означает создание в Украине бирж и объединение их с европейскими биржами. "Это должно быть государственное решение, которое надо внедрять на уровне государства, если уж мы решили интегрироваться в европейскую энергосистему", - подчеркнул А. Оржель.

Выводы и прогнозы BRDO неутешительны – продолжение реформы без выполнения ряда мер будет иметь негативный эффект. "Конкуренция на рынке не появится, это 100%-ная угроза, потому что импорта нет, а строительство новых объектов новым игрокам неинтересно. Некоторые игроки на рынке могут удерживать нерыночные преимущества, обосновывая это тем, что мы имплементировали Третий энергопакет", - говорит А. Оржель.

Для успеха реформ нужно, чтобы регулятор был профессиональным и независимым органом, пользующимся доверием рынка и потребителей, а к энергетическим компаниям государство должно предъявлять жесткие антимонопольные требования. Кроме того, надо как можно скорее разрешить импорт и отказаться от "политических цен".

С выводами BRDO согласны и другие участники круглого стола.

"Украина выбрала европейский путь развития, следовательно, должна выполнять свои обязательства в рамках реформы энергетической сферы. В этой сфере много объективных проблем, однако построить конкурентный рынок возможно лишь при условии реализации полного комплекса необходимых шагов. В частности, необходима наработка качественной подзаконной базы рынка электроэнергии, оздоровление энергетического регулятора и АМКУ с целью ориентации на нужды потребителей, а также создание условий для экспортно-импортного обмена", – заявил руководитель департамента программ помощи "Энергетика, транспорт и окружающая среда" Представительства ЕС в Украине Иоганнес Баур.

"Наша задача - не слепое наложение Третьего энергопакета, что приведет к негативным последствиям, а реализация механизмов для конкурентного развития отрасли. Здесь должна быть общая комплексная работа всех ответственных органов", – сказал первый заместитель Министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt