Пути газовых решений

Америка предлагает бороться с газовой независимостью в Европе СПГ-терминалами

В США может появиться документально определенная стратегия противостояния России на европейском газовом фронте. Если до сих пор оно сводилось к попыткам воспрепятствовать строительству "Северного потока-2", то теперь речь идет о долгосрочном плане, включающем инвестиции и финансовые инструменты.

Владимир МИХАЙЛОВ

Бейкеровский институт политики в Университете Райс опубликовал документ "Газовая геоэкономика в Европе: использование стратегических инвестиций для стимулирования либерализации рынка, противостояния российскому реваншизму и усиления европейской энергетической безопасности (Gas Geoeconomics in Europe: Using Strategic Investments to Promote Market Liberalization, Counterbalance Russian Revanchism, and Enhance European Energy Security). В тексте несколько раз употребляется термин "геоэкономическая стратегия", и сам документ, очевидно, рассматривается авторами в качестве такой заготовки.

США должны усилить свою энергетическую дипломатию в Европе и помочь лучше "оградить" (insulate) своих европейских партнеров от российского газового "принуждения" (coercion), считают авторы документа. Газоснабжение - это мощный инструмент геоэкономики, т.е. использования "экономических инструментов для получения выгодных геополитических результатов". Сейчас в этой игре доминирует Москва, но сланцевая революция дает Вашингтону и его партнерам возможность выровнять баланс и в дальнейшем использовать преимущества избытка природного газа. Это усилит экономическую безопасность европейских потребителей, а вместе с ней и общую безопасность континента.

Что предлагается

Уменьшить долю российского трубопроводного газа можно увеличив долю американского СПГ. В Бейкеровском институте предлагают улучшить доступ европейских потребителей к американскому СПГ, инвестируя в новые терминалы и трубопроводы к ним, а приоритетными зонами инвестиций видят Пиренейский полуостров, Балканское побережье Адриатики и Балтику. Предполагается, что для Испании и Франции нужны дополнительные трубопроводы, связывающие обе страны, для Адриатики и Балтики - плавучие регазификационные терминалы.

Приоритетные зоны для геоэкономических инвестиций

ИСТОЧНИК

BP Statistical Review of World Energy, GADM, Gas Infrastructure Europe, "Газпром"

Финансирование предполагается осуществлять через фонд Connecting Europe Facility (CEF), т.е. речь идет только о проектах в странах-членах ЕС. CEF поддерживает, в числе прочего, реверсные проекты, направленные на усиление связанности общеевропейского рынка. Но "инвестиции в США будут направлены, прежде всего, на увеличение чистого объема газа, который может быть импортирован в ЕС с целого ряда глобальных источников. Это может осуществляться в форме проектов, которые увеличивают пропускную способность трубопроводов между Испанией, Францией и другими регионами Европы, и могут увеличить импортные возможности СПГ, особенно в Восточной Европе, где текущая зависимость от российского газа часто чрезвычайно высока", - считают в Бейкеровском институте. Американская финансовая помощь должна "дополнить" уже существующие программы, в которые инвестируют сами европейцы. Предполагается, что они, как минимум, не будут возражать – один из разделов в документе посвящен доказательству совместимости возможных американских инвестиций с европейским законодательством.

Другой раздел описывает конкретные финансовые инструменты. В начале авторы вспоминают План Маршалла в смысле "истории успеха" - США уже помогали Европе "против России", почему бы не попробовать еще раз. План Маршалла номер два (или уже номер три – есть же еще "План Маршалла для Украины") упирается в вопрос "кто будет платить" за эти трубопроводы и терминалы. Вопрос риторический – понятно, что Европа точно не будет платить, поскольку сама строит нужную ей инфраструктуру. Платить придется федеральному правительству США, и в документе предлагаются несколько опций в порядке возрастающей "вероятности инициирования юридических претензий в европейских судах, перед Европейской комиссией или в ВТО" (т.е. авторы все же понимают, что европейцы таки могут возражать и придется судиться).

Первая опция - это "прощаемый долг". Американцы дают в долг, чтобы европейская страна наняла плавучие регазификационные терминалы и построила инфраструктуру для их обслуживания. Если страна проводит реформы, направленные на либерализацию газового рынка, долг "прощается".

Вторая — это прямое финансирование стратегических проектов импорта и транспортировки газа, т.е. возмещение расходов на ренту и обслуживание плавучих регазификационных терминалов и инвестиции в строительство инфраструктуры, частично предоставляемые в виде грантов.

Третья - правительство США может обеспечить "гарантированную окупаемость" частным инвестициям. Инвестировать должен частный капитал, а в случае если фактические доходы в течение пяти лет окажутся ниже установленной нормы, разница между ними и минимальной нормой возврата, согласованной в начале проекта, возмещается за счет государства.

Четвертая – капитализация за счет взаимозаменяемости финансовых средств. Имеется в виду привязка к другим видам финансовой поддержки США, например Европейская инициатива перестраховки (European Reassurance Initiative, ERI). Т.е. строить трубопроводы и нанимать терминалы предполагается там, где США наращивают свое военное присутствие (Польша и Балтия). По сути, предлагается увеличить бюджет ERI с тем, чтобы частично "перекладывать" его из военной в газовую сферу.

Последняя опция – льготные кредиты. Они должны помочь, в частности, проектам, направленным на либерализацию рынков.

"Нормализация" России

В силу своей большой доли на европейском рынке и низких цен на свой газ, Россия рассматривается как "нестандартный" поставщик, который может использовать поставки в качестве инструмента принуждения. "Нормализация", т.е. уменьшение этой возможности, провозглашается одной из основных целей "геоэкономической стратегии", очерченной в документе.

Со ссылкой на опубликованный в январе группой сенаторов-демократов доклад "Путинское асимметричное наступление на демократию в России и Европе: последствия для национальной безопасности США" (Putin’s Asymmetric Assault on Democracy in Russia and Europe: Implications for US National Security) утверждается, что Россия финансирует "дестабилизирующую (общественную) деятельность" в Европе, и снижение доходов от продажи газа уменьшит возможности для этого (в докладе речь шла о поддержке Россией националистических партий в странах ЕС). В истории были случаи, когда поставщик сырьевого ресурса создавал проблемы потребителю, например, арабские страны в 1973 г. ввели нефтяное эмбарго против США и других стран, которые материально поддерживали Израиль во время войны Йом-Киппур. Но тут ситуация беспрецедентная: поставщик систематически подрывает национальные политические и правительственные институции в странах-потребителях, в том числе составляющих ядро ЕС, — Германии, Франции, Италии и Нидерландах. И во всех этих странах потребление российского газа растет, отмечают авторы. Ни санкции, ни наращивание военного присутствия пока ни на что не повлияли, поэтому нужно "добавить силу рынка".

Для России поставки недорогого, высокодоступного газа – прекрасная возможность расширить геоэкономическое влияние от ее западных границ до берегов Атлантики. Но газовая геоэкономическая стратегия, поддерживаемая США, может ослабить влияние Москвы на существующую архитектуру газоснабжения, сохраняя при этом роль России в качестве базового поставщика газа, отмечают авторы.

Либерализация и диверсификация

Две другие заявленные цели "геоэкономической стратегии" – способствование диверсификации и либерализации газового рынка. В Европе таким целям служат Третий энергопакет, CEF и Стратегия энергетической безопасности ЕС. Авторы документа подчеркивают, что с американской стороны Бюро энергетических ресурсов Государственного департамента США поддерживает "рыночные энергетические решения", а Вашингтон финансирует, по крайней мере, одно исследование новых маршрутов поставок газа в Европе (в Румынии). Но "чтобы действительно добиться успеха, США и европейские меры по газовой безопасности должны осуществляться быстрее, более решительно и в более широких масштабах", - пишут авторы. Конечно, неплохо было бы, чтобы они хоть как-то пересеклись.

В статье Gas Geoeconomics In Europe: Make Russia A "Normal" Gas Supplier Again на Forbes возможные американские инвестиции в газовую инфраструктуру авторы называют "посевными" (высокорисковые инвестиции на начальной стадии развития рынка) и заявляют, что они направлены на снижение рисков и "диверсификацию поставок в районы, где газовые рынки недостаточно развиты и зависят от поставок российского газа". Эти инвестиции также призваны способствовать вхождению частного капитала путем либерализации рынка газа.

Неортодоксальная геоэкономика

Авторы документа признают, что их идеи "неортодоксальны", особенно с позиции предпочтения коммерческих интересов всем остальным, которую сейчас разделяют и в США, и в Европе. Либерализовать рынки предлагается путем масштабного вмешательства государства, причем рынки – европейские, а государство – американское. Но в случае успеха бонусы обещают быть большими и долгосрочными – США уменьшат, наконец, влияние России на газовом рынке (и, разумеется, создадут рынок для своего газа), а европейцы получат еще большую либерализацию и диверсификацию, о которых они так много говорят.

То есть "газоэкономическая стратегия" оформляется в виде делового предложения заокеанским партнерам – "и нам хорошо будет, и вам". Авторы ожидают, что их идеи могут встретить критику, а если даже и будут приняты на уровне правительства США, будет сопротивление в Европе. Причины, по которым от такого выгодного предложения могут отказаться, есть. Например, в польско-балтийской приоритетной зоне для геоэкономических инвестиций уже есть опыт использования регазификационных терминалов. Польский СПГ-терминал Свиноуйсьце в 2016 г. был загружен на 16%, в 2017 г. — на 32%. В Литве плавучий терминал Independence ("Независимость") загружен на 20%. Оба проекта как раз и строились ради борьбы с "Газпромом" и диверсификации, и логично было бы изучить их опыт. В документе Бейкеровского института цитируются два высказывания политиков этих стран на тему диверсификации, причем заявление литовского президента Дали Грибаускайте "Теперь никто не будет диктовать нам цену на газ или покупать нашу политическую волю" было сделано три года назад по случаю прибытия "Независимости" в Клайпеду. Недавние заявления литовских политиков, касающиеся стоимости ее содержания, почему-то не цитируются. Литовской "Независимости" посвящен один раздел документа, смысл которого сводится к тому, что благодаря ей "в значительной мере" Литве как бы и удалось добиться снижения цены на газ от "Газпрома". При этом авторы признают, что снижение "в некоторой степени" объясняется падением цен на нефть (которое повлекло падение цен на газ для всех стран). Неясно, в какой мере цена упала из-за общемирового падения, в какой – из-за СПГ-терминала. И что будет, если прибалтийским странам подарить еще пару-тройку терминалов? Снизит ли "Газпром" цену еще больше? И кто будет платить за их содержание? Удастся ли загрузить терминалы, например, благодаря реэкспорту в Украину? Ответов на такие вопросы у Бейкеровского института, видимо, нет.

И, что не может не обращать на себя внимание украинского читателя, Украина в документе упоминается только в контексте транзитных мощностей "Газпрома". Разумеется, никакой помощи ей не предлагается, к тому же "украинский (транзитный) коридор с высокой пропускной способностью в настоящее время имеет высокий транзитный риск, и "Нафтогаз Украины" рассматривает возможность введения высоких транзитных сборов на российский газ". Таким образом, в контексте предлагаемой стратегии имеет значение только возможное сокращение транзита через Украину, и, соответственно, улучшение перспектив других путей транзита.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt