Дерегуляция газодобычи

Изменения в газодобывающей отрасли: на словах или на деле?

В Украине начала расти добыча газа после 5-месячного снижения. Среднесуточная добыча в стране увеличилась благодаря росту производительности частных компаний, которые в мае нарастили производство природного газа на 2.8%

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

Среднесуточный объем добычи природного газа в мае увеличился до 55.92 млн куб м по сравнению с 55.67 млн куб м в апреле 2018 г. В январе-мае 2018 г. добыча газа в Украине составила 8.5 млрд куб м, что на 1.06% меньше, чем в январе-мае 2017 г. В т.ч. АО "Укргаздобыча" добыло 6.288 млрд куб м газа (на 1%, или на 63 млн куб м больше, чем за январь-май 2017 г.), ПАО "Укрнафта" — 432.9 млн куб м (на 1.9% меньше), частные компании – 1.79 млрд куб м (на 3.9% меньше). Напомним, в 2017 г. добыча природного газа в Украине увеличилась на 4.2% (на 804.3 млн куб м) по сравнению с 2016 г. — до 20.79 млрд куб м.

Негативные тенденции в сфере газодобывающей отрасли все еще сохраняются, несмотря на то, что определенные шаги для реализации реформы постепенно внедряются. Но и от них эффект пока не слишком заметен. Так, например, сохраняется негативная тенденция отказов в согласовании местными советами землеотвода для разработки месторождений. Несмотря на то, что с начала года вступил в силу закон о децентрализации ренты и компании платят значительные суммы в местные бюджеты, общий язык с органами местной власти недропользователям находить все еще тяжело. Распределение рентных платежей добывающих компаний с 2018 г. происходит путем отчисления 2% в областные, 2% в районные и 1% в бюджеты местного самоуправления по месту добычи соответствующих природных ресурсов. Исключение составляют бюджеты городов республиканского и областного значения и бюджеты объединенных территориальных общин, которые получат 3%. Так, например, компания "Укрнефтебурение" в I кв. 2018 г. уплатила в бюджеты всех уровней 731 млн грн налогов, из которых 16.6 млн грн рентной платы получили местные бюджеты. В Харьковской области за февраль 2018 г. компании "Укргазвыдобуток"иПром-Энерго Продукт" заплатили в областной бюджет 532 тыс грн, в бюджеты Нововодолажского района — 388 тыс грн, Змиевского района — около 17 тыс грн, Харьковского района — почти 7 тыс грн, Чугуевского района — 121 тыс грн. Бюджеты сельских советов получили: Введенский — более 60 тыс грн, Рокитнянский — 194 тыс грн, Тимченковский — 8 тыс грн, Яковлевский — 0.5 тыс грн и город Мерефа — почти 3 тыс грн. Наибольший налогоплательщик — государственная компания "Укргаздобыча" в апреле 2018 г. направила в местные бюджеты, на территории которых компания ведет добычу углеводородов, 95.67 млн грн от рентных платежей. Так, в апреле 2018 г. местные бюджеты различных уровней в Харьковской области получили 49 млн грн, в Полтавской области — 38.9 млн грн, Львовской — 3.1 млн грн и Днепропетровской — 2.8 млн грн, остальные 1.87 млн грн рентных платежей были направлены в Ивано-Франковскую, Луганскую, Сумскую, Волынскую, Черновицкую, Закарпатскую и Донецкую области.

Ранее 100% ренты шло в госбюджет, из которого местным общинам часть средств возвращалась в форме субвенций и дотаций, но в рамках такой модели зачастую потребности регионов не учитывались, и местным властям приходилось находить дополнительные средства, в том числе у недропользователей. По данным Госгеонедр, в 2016-2018 гг. облсоветам было направлено 127 обращений для согласования предоставления нефтегазовых площадей вне аукциона. Из них только 36 заявлений были согласованы, а это значит, что более 70% обращений на разработку нефтегазовых недр было отклонено областными советами. Больше всего отказов недропользователи получили в Полтавском облсовете (40%).

Децентрализация ренты должна была обеспечить не только прозрачность уплаты и использования рентного налога, но и стать мотивирующим факторов для местных властей для содействия развитию газодобычи в регионах Украины. Но большое число отказов подтверждает сложность земельной проблемы в сфере недропользования, и на сегодняшний день даже вступившая в силу законодательная инициатива по дерегуляции ренты пока не привела к позитивным изменениям.

К негативным факторам, которые препятствуют развитию газодобычи в Украине, можно отнести также отсутствие аукционов по выдаче спецразрешений на протяжении 1.5 лет. Невозможность получить лицензии, а соответственно, начать бурение на новых площадях, стало одной из причин негативной динамики работы компаний в Украине и отсутствия инвестиций. Государственная служба геологии и недр анонсировала, что до конца года планирует выставить на аукцион порядка 40 нефтегазовых месторождений. Уже известно, что 22 участка размещено на шельфе Черного моря и 6, наименее изученных, — на шельфе Азовского. Также утверждено 9 месторождений в Восточном регионе, которые также планируют выставить на ближайшем аукционе. Это — Днепропетровская, Харьковская, Сумская и Полтавская области. Общая территория составляет более 1.5 тыс куб м. По предварительным подсчетам Госгеонедр, ресурсный потенциал углеводородов на предложенных 9 месторождениях составляет более 30 млн т условного топлива. Тем не менее, на первый аукцион по выдаче специальных разрешений на пользование недрами, который пройдет в августе 2018 г., ни одно месторождение углеводородов не выставлено.

Также. негативно недропользователи оценили требование проводить оценку влияния на окружающую среду как для продления действия спецразрешения, так и для каждой закладываемой новой скважины, процедуру апробации запасов полезных ископаемых и получение согласования у органов местного самоуправления на отведение земельного участка.

В то же время есть и некоторые положительные изменения. Так, в конце мая Госгеонедр сообщила об открытии доступа к реестру нефтяных и газовых скважин. Данная информационная система должна обеспечивать регистрацию, накопление, обработку и хранение сведений об основных характеристиках скважин. Опубликованная база данных содержит сведения за последние 14 лет - это паспорта более чем 8 тыс скважин углеводородов по всей территории Украины, отчеты о геологическом изучении нефтегазоносных недр, о научно-исследовательских работах геологического направления. Отныне данная информация является публичной, а использование учетной системы поможет определять данные о местонахождении скважин, получать достоверные информационные услуги недропользователям, которые имеют специальные разрешения или намерены их получить. Таким образом, открытый реестр будет полезным для недропользователей, которые только изучают перспективу добычи углеводородов на территории Украины, и в определенной мере положительно скажется на инвестиционном климате страны.

Также, положительный эффект на отрасль оказывают изменения в фискальном режиме. В I кв. 2018 г. благодаря стимулирующему налогообложению для новых скважин независимые добывающие компании увеличили объемы бурения. Для сравнения: 7 новых скважин в 2017 г., 13 – в 2018 г., что в результате должно привести к росту показателей добычи газа. Например, в конце мая 2018 г. компания ЧАО "Укргазвыдобуток" группы Smart Energy ввела в эксплуатацию новую оценочно-эксплуатационную скважину на Островерховском газоконденсатном месторождении в Харьковской области. Во время реализации проекта технической командой группы Smart Energy был разработан и успешно реализован ряд новейших технических решений. В результате, компания смогла получить промышленный приток газа выше ожидаемого. Кроме того, в настоящее время компания проводит бурение скважины №10 Васищевского месторождения в Харьковской области. В конце марта 2018 г. компания "Укрнефтебурение" освоила новую скважину №44 глубиной 4.5 тыс м. Срок бурения и крепления составил 126 дней. Это рекордный показатель компании для скважины такой глубины. Начальный суточный дебит природного газа составил 100 тыс куб м, газового конденсата — 7 т. "Полтавская газонефтяная компания" также запланировала пробурить, как минимум, одну новую скважину — №308 на Елизаветовском месторождении в 2018 г. В компании надеются, что эта скважина станет не последней в этом году.

В Госгеонедр обещают и другие законодательные изменения, а именно:

  •  
    • включить процесс разработки ОВД в порядок проведения аукционов;
    • ввести термин "договор с отложенным обстоятельством" (предлагается ввести для предоставления возможности победителю аукциона получить разрешение на пользование недрами с разработанным ОВД);
    • изъять процесс апробации, который нивелирует аукционную деятельность по продаже углеводородов.

Недропользователи, в свою очередь, акцентируют внимание на острой необходимости изменений уже в краткосрочной перспективе. Ведь такие реформы крайне важны уже сегодня для Украины. Для того, чтобы комплексно провести дерегуляцию отрасли, во II полугодии 2018 г. приоритетными должны стать вопросы либерализации обращения с геологической информацией, максимальное сокращение срока согласования с органами местного самоуправления или включение землеотвода в пакет аукционной документации, а также предоставление новых лицензий на разведку и добычу углеводородов и модернизация базового законодательства для осовременивания условий работы добывающих компаний.

Напомним, в 2017 г. Украина увеличила импорт газа из Европы на 27% или на 3 млрд куб м, до 14.1 млрд куб м. При этом импортируемый в Украину газ подорожал почти на 13%. Его стоимость в апреле составила $309.91 за тыс куб м, и такая тенденция на европейских рынках природного газа сохраняется, в том числе вследствие сокращения производства природного газа в Нидерландах. Усиление конкуренции на внешних рынках за ресурс, строительство новых веток газопроводов, снижение объема добычи в странах-экспортерах – все это в целом является внешним стимулом для наращивания собственной газодобычи, и это не только вопрос энергетической безопасности, но и финансовой стабильности.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt