"Зеленая" оптимизация

Аукционы спасут Украину от "зеленого дефолта", уверены депутаты

Аукционы, о которых так много говорили политики и участники рынка возобновляемой энергетики, все же будут внедрены в ближайшее время.

Владимир МИХАЙЛОВ

Соответствующий законопроект №8449 от 7.06.18 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии" зарегистрирован в парламенте и передан на рассмотрение комитетам. Два автора законопроекта, и.о. председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский и народный депутат Лев Пидлесецкий, дали по этому случаю пресс-конференцию.

На ней прозвучал уже известный аргумент в пользу введения аукционов – "зеленый" тариф слишком высокий. "Сегодня, имея 1.6% генерации, возобновляемая энергетика уже добирается до 10% в объеме денег. 1.6% генерации забирает 10% денег с энергорынка. И в основном их забирают "солнечные" проекты. Если будет 5-10% генерации, то это может дойти до таких катастрофических размеров, когда рынок уже просто не сможет оплачивать эти деньги. Цена на солнце сегодня зашкаливает все разумные границы. Технологии подешевели и продолжают дешеветь, и мы должны принимать соответствующие решения", - сказал А. Домбровский.

Еще одна критическая позиция – балансирование системы. "Система должны надежно работать в часы пиков и провалов, она должна иметь частотную регуляцию. Чем больше в системе ВЭС и СЭС, тем большие риски для балансировки", - сказал депутат.

Возможности присоединения новых мощностей возобновляемых источников энергии уже ограничены. По словам А. Домбровского, сама система "Укрэнерго" может на сегодня принять приблизительно 3 ГВт возобновляемой энергетики, при том что уже сегодня технических условий выдано уже на 10 ГВт.

А. Домбровский напомнил, что при принятии Закона "О рынке электрической энергии" были найдены компромиссы в части балансировки, чтобы максимально защитить "зеленую" энергетику. На сегодня найденная тогда формула компромисса становится рискованной – при дальнейшем увеличении подключенных мощностей ВЭС и СЭС необходимо пропорционально увеличивать балансирующие мощности, которые еще надо создавать.

"Это – не новая модель, это оптимизация уже существующей модели, я бы сказал, актуализация к новым условиям, которые сегодня мы имеем", - сказал он.

Если система государственной поддержки рынка не изменится, инвестиционная привлекательность отрасли уменьшится после 2020 г.

"В той модели, которая уже сегодня работает в Украине, те инвесторы, которые уже сегодня пришли, приходят и хотят прийти в эту модель, нет стратегической перспективы. В такой модели мы направляем нашу энергосистему к четкой катастрофе", - сказал депутат.

"Когда я и мои коллеги начали поднимать этот вопрос, из нас начали делать врагов "зеленой" энергетики. Те аргументы, о которых я сейчас говорю, не воспринимались. Потом энергетическое сообщество подумало, поняло, что у нас есть огромные риски, вообще все может встать, все может развалиться. Даже те инвесторы, которые работают, могут все потерять. Мы прошли цикл очень профессиональных дискуссий. В разных вариациях – вместе с Национальным советом реформ, с международными партнерами, собрали все предложения и систематизировали их. Мы построили модель, которую положили в тело проекта закона. Проект, который мы зарегистрировали – не догма. Это документ, который требует очень серьезной дискуссии. Ключевая позиция, которую я хочу донести до всех - мы от аматорского, внепарламентского способа дискуссии уже перешли в официальный формат дискуссии в рамках работы профильного комитета, в рамках дискуссии "под куполом", в рамках обсуждения принятия альтернативных законопроектов. Мы считаем, что предложили очень здоровую законодательную модель. Но это не догма, это значит, что работа начинается официально, на законодательном уровне", - продолжил А. Домбровский.

Принятие новой системы ограничит, в первую очередь, приход на рынок новых крупных игроков с такими проектами, которые рынку будет сложно принять. "Я знаю такую компанию, которая хочет зайти и построить СЭС на 1 ГВт. Но кому нужно электричество, 1 ГВт, по 15 евроцентов? Государство сохраняет свои правила, но оно заявляет, что на протяжении такого-то периода они будут меняться", - добавил А. Домбровский.

Лев Пидлесецкий поздравил всех, кто уже зашел на рынок, с тем, что те тарифные условия, принятые на момент захода на рынок, сохранятся до 2030 г., как и было предусмотрено законом. Те инвесторы, которые еще не полностью зашли на рынок, подписали предварительные соглашения согласно закону, также получают гарантии того, что условия, по которым они подписали, будут выдержаны в процессе строительства, т.е. на протяжении трех лет. По словам Л. Пидлесецкого, самые большие бенефициары – новые инвесторы, которые будут иметь возможность получать "зеленый" тариф на условиях аукциона, и который будет действовать не до 2030 г., а в течение 20 лет с момента введения их объекта в эксплуатацию. "Это – основное преимущество новых инвесторов. Из-за этого многие задумаются, лучше ли им иметь известный на сегодня "зеленый" тариф, но до 2030 г., или другой, справедливый тариф, но в течение 20 лет после введения в эксплуатацию", - сказал он.

Украина сегодня не имеет никаких механизмов, чтобы регулировать и стимулировать появление того или иного вида генерации. Законопроект внедряет такой механизм – ежегодное квотирование, заявил Л. Пидлесецкий. Квоты будут определяться Кабинетом Министров исходя из Национальной стратегии, международных обязательств Украины как государства, отчета о достаточности генерирующих мощностей, который составляет НЭК "Укрэнерго", стратегии развития энергосистемы. Ежегодно до 1 декабря Кабмин, исходя их этих всех документов, должен принимать и объявлять квоты на следующий год. Продажа квот будет осуществляться двумя итерациями – до мая и до октября. Все квоты будет поделены на лоты, каждый лот будет иметь один мегаватт. "Это обеспечит легкую и равную доступность для каждого инвестора. И для инвестора, который имеет миллион долларов, и для того, который имеет $100 млн.

Аукционы будет происходить по схеме т.н. голландского обратного аукциона. Торг будет идти на повышение, с минимальной стартовой цены до нынешнего "зеленого" тарифа. Кабмин будет прописывать стартовую цену, шаги и принципы проведения аукциона. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую цены за свою электроэнергию после введения объекта в эксплуатацию. Для предотвращения разного рода манипуляций предусмотрено условие предоставления участником банковской гарантии в сумме $50 тыс за мегаватт мощности. Банковская гарантия будет действовать пока объект не будет введен в эксплуатацию, после чего возвращается победителю. Всем остальным гарантия возвращается сразу после определения победителя.

Согласно предложенному законопроекту, аукционы будут происходить с 2020 г. до конца 2029 г. Схема поддержки "зеленой" энергетики будет работать до 2053 г. Первый аукцион будет объявлен с декабря 2019 г., предварительные договоры можно подписывать с июля 2019 г.

Таким образом, формально аукционная система будет действовать с июля 2019 г. Это важно для большой генерации (СЭС от 10 МВт, ВЭС от 20 МВт). Все проекты меньшей мощности имеют возможность выбора – или работать до 2030 г. по "зеленому" тарифу, или работать по тарифу, который определен на аукционе. Гарантированный покупатель не имеет права не подписать договор с победителем.

Из менее приятных новостей – предусмотрено уменьшение "зеленого" тарифа для солнечной генерации с 2020 г. не на 10%, а на 30%.

"Все ответственные инвесторы, которые хотят идти в Украину, не верят в высокие "зеленые" тарифы – это слишком хорошие тарифы, чтобы быть правдой. Поэтому мы решили зафиксировать еще раз наши обязательства перед всеми инвесторами, которые уже есть", - сказал Л, Пидлесецкий.

По словам А. Домбровского, есть реальный шанс принятия этого законопроекта в первом чтении до конца текущего года. В противном случае, есть угроза "зеленого" энергетического дефолта.

"В сегодняшних правилах игры мы четко идем к "зеленому" энергетическому дефолту. Мы не имеем морального права допустить его, и мы его не допустим. Поэтому мы продолжили эти правила до 2053-2055 гг.", – сказал депутат.

Отвечая на вопросы журналистов, Лев Пидлесецкий уточнил, что в первую очередь речь идет о финансовом вопросе – если 1.6% генерации забирает 10% денег и "зеленая" генерация стоит в 10 раз дороже атомной, экономика не выдержит роста доли "зеленой" генерации. "Я поздравлял инвесторов, но я должен поздравить и потребителей, поскольку аукционы должны привести к снижению цены, и снижение цены для всей генерации – наша цель", - сказал он. Кроме того, имеются в виду небалансы. Государство должно иметь какие-то инструменты регулирования прихода на рынок такой генерации, которая создает риск разбалансировки. В его роли выступит институт квот.

Законопроект только появился, уже можно ознакомиться с ним и подать свои замечания.

Некоторые замечания были высказаны уже во время презентации. Присутствовавший на ней глава Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков отметил, что у самой НЭК "Укрэнерго" нет планов введения значительных мощностей.

"Вы говорите о лотах и квотах. Мы поднимали вопрос с НЭК "Укрэнерго" - есть ли дорожная карта, чтобы НЭК "Укрэнерго" для себя определилась, какие мощности можно вводить в эксплуатацию. Сегодня в 10-летнем плане развития нет никаких проектов, кроме двух проектов по 500 МВт. Это проблема. У нас сейчас будет принят закон, а как мы вообще будем работать, если без НЭК "Укрэнерго" мы не будем двигаться дальше?", - сказал он. Кроме того, при предложенной схеме, когда минимальную цену определяет Кабмин, рынок может просто остановиться, как это было недавно в Казахстане. Тем не менее, он отметал, что предложенный законопроект не так радикален, как мог быть. "Я ожидал намного худшего. Несколько правок нашей Ассоциации все же были учтены", - сообщил А. Конеченков.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt