“Чистая” энергетика по-украински

Достижения и планы развития в сфере энергоэффективности и “зеленой” энергетики

Глава Государственного агентства по энергосбережению и энергоэффективности Сергей Савчук презентовал отчет за четыре года работы своего ведомства “Голова Держенергоефективності - 4 роки на посаді: досягнення та плани розвитку сфери енергоефективності та “чистої” енергетики”. Уже традиционно, как и в ряде предыдущих выступлений, значительная часть презентации была посвящена “зеленой” энергетике, а вопросам собственно энергоэффективности – меньше половины презентации.

Нина ШЕРШОВА

“Энергоэффективная” часть доклада была посвящена четырем направлениям: “теплые” кредиты, сотрудничество с энергосервисными компаниями и энергоменеджмент в бюджетной сфере, а также законодательные инициативы, которые, впрочем, приняты совсем недавно – Закон № 2119-VIII от 22.06.17 г. “О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения”, вступивший в силу с августа прошлого года, и Закон № 2118-VIII от 22.06.17 г. “Об энергетической эффективности зданий”, вступивший в силу с 23.07.18 г. Понятно, что пока можно говорить только об ожидаемых результатах их имплементации. То же можно сказать о внедрении энергоменеджмента – План мероприятий по внедрению энергоменеджмента в бюджетной сфере принят распоряжением Кабмина №732-р от 26.04.17 г., разработаны и приняты также методические рекомендации для органов местного самоуправления. Кроме того, подписано 42 меморандума с местными органами власти о внедрении энергоменеджмента в бюджетных учреждениях, а 95 городов и 11 областей уже внедрили энергомониторинг.

Ожидается, что энергоменеджмент поможет сократить до 20% потребления энергии в бюджетной сфере, а полная имплементация Закона “О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения” обеспечит сокращение потребления тепла на 15-20%.

О первых реальных результатах можно говорить относительно двух других направлений – об утеплении домов благодаря программе “теплых” кредитов и о развитии энергосервисного рынка. Вернее, и в том и в другом случае можно привести перечень более-менее разумных мероприятий, но измерить их эффективность в сэкономленных кубометрах газа и киловаттах тепла и электричества сложно. С. Савчук попытался это сделать, о чем и будет сказано ниже.

Говоря об энергосервисном рынке логично было бы также упомянуть основополагающий для этой сферы Закон №327-VIII от 9.04.15 г. “О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации”, которым, собственно, и был законодательно закреплен термин “энергосервис”. В следующем после принятия закона, 2016 г., было заключено 20 ЭСКО-договоров на сумму 18 млн грн. За 2017-2018 гг. заключено уже 170 ЭСКО-договоров на сумму 174 млн грн, причем ожидается, что еще 200 договоров будет заключено до конца 2018 г. Указанные суммы – это не общий объем инвестиций, а оплата услуг ЭСКО-компаний в случае успешной реализации проекта, т.е. достижения заявленной экономии.

Тендеры на модернизацию объектов бюджетной сферы по ЭСКО-договорам проводятся через систему ProZorro. Хотя число договоров увеличилось на порядок, это все еще капля в “бюджетном” море: в базу потенциальных ЭСКО-объектов внесено уже 17600 зданий и их комплексов, из них 3700 объектов органов центральной исполнительной власти и 13 тыс объектов местных органов власти.

Подписано семь меморандумов внедрения ЭСКО в органах центральной власти – с Минобразования (147 объектов, ВУЗов), Минобороны (330 объектов), Государственным агентством водных ресурсов (91 объект), Государственной службой по чрезвычайным ситуациям (153 объекта), Госстатом (30 объектов), Государственной службой по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (376 объектов) и НКРЭКУ (1 объект). Примечательно, что в этом списке нет ни Минэнергоугля, ни самого Государственного агентства по энергосбережению и энергоэффективности, а также, что по Минобразования ЭСКО-договоры заключаются только с ВУЗами, но не с научными учреждениями. Общий объем рынка энергосервисных услуг в бюджетном секторе в Госэнергоэффективности оценивают в EUR 4-8 млрд, а потенциальное число объектов, которые подлежат термомодернизации – более чем в 70 тыс.

Энергосервисный рынок появится и в жилом секторе. В регионах уже начались семинары по реализации ЭСКО-механизма с участием ОСМД, в них приняли участие более 350 ОСМД, а 100 ОСМД предоставили данные о своем энергопотреблении для базы ЭСКО-объектов ОСМД. Первые ЭСКО-договора могут быть заключены уже в ближайшее время.

ОСМД также относительно успешно используют программу “теплых” кредитов. За время работы программы (с 2015 г.) было выдано почти 2.5 тыс кредитов примерно такому же количеству ОСМД. Некоторые ОСМД берут уже не первый кредит. Общая сумма кредитов превысила 600 млн грн, отчислений – 210 млн грн.

На самом деле это не так много – в Украине насчитывается порядка 30 тыс ОСМД, т.е. программой все еще затронуто менее одной десятой их общего числа. К тому же нельзя точно сказать, сколько газа и электроэнергии удалось в итоге сэкономить, поскольку не ставится задача выяснить, насколько в результате проведенных мероприятий сокращаются платежки жильцов. В некоторых ОСМД могут назвать такие цифры, в некоторых – нет. Да и не все мероприятия в рамках программы направлены на собственно экономию энергоресурсов.

Еще сложнее назвать точные цифры по экономии второй категории участников программы “теплых” кредитов – индивидуальных владельцев жилья. О том, что утепление отдельных квартир в многоквартирных домах не дает никакой реальной экономии (разве что повышает комфорт жильцов), эксперты говорили уже давно. В начале 2018 г. это признали и в Госэнергоэффективности, приняв постановление об изменении порядка действия программы “теплых” кредитов. Как заявила в марте 2018 г. член коллегии агентства Мария Яковлева, “постановление об изменении порядка действия программы было разработано для того, чтобы отдельные квартиры больше не брали кредиты на точечное утепление… Точечное утепление не приносит той пользы, на которую рассчитывает потребитель. Программа фактически закончила свое существование. Остатки финансирования нужно потратить на комплексную термомодернизацию. Тогда она будет эффективной”. Таким образом, в самом агентстве признали программу неэффективной в части использования ее владельцами квартир. Как оценить общую эффективность программы – вопрос открытый. Ведь ею пользовались и владельцы частных домов, которые действительно могли сократить потребление энергоресурсов, и, в частности, те, кто просто замещал газовый или электрический котел биотопливным (на что, собственно, и была изначально направлена программа). Конечно, какая-то экономия энергоресурсов достигнута была, какое-то число домохозяйств в частном секторе перешли с газа и электричества на другие виды топлива.

С. Савчук, впрочем, назвал программу эффективной и даже озвучил конкретную цифру экономии: “Что нам дало возможность существенно уменьшить использование газа – это всем известная программа “теплых” кредитов. Она абсолютно успешна, технически состоятельна. Сегодня уже 6.7 млрд грн зашло в область энергоэффективности жилищного сектора. Это финансирование работ, оборудования, материалов. Из них почти 2.3 млрд грн будет компенсировано нашим семьям. Сегодня 500 тыс семей воспользовались программой утепления - это население целой области. Эффект лишь от этой программы – экономия 227 млн куб м газа ежегодно”. Но даже если эта цифра основана на реальной статистике, к примеру, по закупкам биотопливных котлов в рамках программы, то с учетом того, что всего население и предприятия теплокоммунэнерго, работающие для населения, потребляют порядка 16 млрд куб м газа, “теплые” кредиты помогли сократить потребление где-то на 15%.

Как заявил С. Савчук, потребление газа также удалось сократить за счет ввода тепловых мощностей, работающих на биомассе. При этом общее сокращение составило 6 млрд куб м в год. Собственно, с этого глава Госэнергоэффективности и начал свою презентацию.

“Нам есть чем гордиться. Такие категории потребителей, как бюджетная сфера, теплокоммунэнерго и население, в 2017 г. потребили на 6 млрд куб м газа меньше, чем в 2014 г. Это $1.2 млрд, которые мы не вывели из страны за газ. Для сравнения: Украина, как правило, берет транши у МВФ на EUR1 млрд. Лишь за счет годовой экономии газа по этим трем категориям потребителей Украине уже не нужно было брать кредит, который, кстати, надо отдавать.

Это то, что дает Украине возможность становиться экономически и энергетически независимой. Это то, что дает возможность нашим органам самоуправления, местным муниципалитетам меньше платить за коммунальные услуги населения. Каждая семья меньше заплатила за использование тепла и газа в своем жилище. Кроме этого, это возможность для создания новых рабочих мест.

2000 МВт новых мощностей, которые вырабатывают тепловую энергию не из газа, а из биомассы – это EUR460 млн инвестиций малого и среднего бизнеса, и это то, что создает дополнительные рабочие места. Поэтому все эти меры по установке новых котельных как раз и давали нам возможность уменьшать использование газа на 6 млрд куб м в год”, - заявил он.

По мнению Госэнергоэффективности, потребление газа и дальше удастся сокращать такими же темпами (рис.1).

Рис. 1. Динамика сокращения потребления газа за 2014-2017 гг.


ИСТОЧНИК

Презентация “Голова Держенергоефективності - 4 роки на посаді: досягнення та плани розвитку сфери енергоефективності та “чистої” енергетики”

Логика понятна: если за четыре года потребление газа по трем сегментам (население, ТКЭ, бюджетники) удалось сократить на 6 млрд куб м благодаря принимаемым мерам, то и дальше оно будет сокращаться, поскольку меры продолжают приниматься.

Однако в этой логике есть ошибка, которая становится очевидной, если рассматривать не весь период в три года, а сделать разбивку по годам (табл.1). Радикальное сокращение потребления как населения, так и теплокоммунэнерго произошло в 2015 г. - по населению оно составило 3.8 млрд куб м, по ТКЭ для населения – 1.2 млрд куб м, по бюджетникам – 0.2 млрд куб м, по ТКЭ для бюджетников и промышленности – 0.3 млрд куб м. В итоге все эти категории в 2015 г. сократили потребление на 5.5 млрд куб м. С 2015 г. по 2017 г. потребление населения практически не изменилось, а потребление ТКЭ для населения, бюджетников и промышленности “просело” еще на 1.5 млрд куб м.

Таким образом, то сокращение, о котором говорил С. Савчук, – это на 9/10 сокращение 2015 г. Следовательно, в 2015 г. произошло нечто, что и позволило так радикально снизить потребление газа. И это нечто – радикальное повышение розничных цен на газ с 1 апреля 2015 г. Именно ему мы и обязаны той “экономией газа”, которая избавляет нас от необходимости брать лишние транши МВФ, “меньше платить за коммунальные услуги” и вообще “становиться энергетически независимыми”. Те, кто мог сократить потребление газа, сделали это тогда, когда газ стал слишком дорогим.

Что касается будущего, то очевидно, что меры, направленные на дальнейшее уменьшение потребления газа, тоже дадут результат, хотя и не такой радикальный, как в 2015 г. О конкретных результатах можно будет говорить только через несколько лет.

Табл. 1. Потребление природного газа по категориям потребителей в 2014-2017 гг., млрд куб м

Категория потребителей 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Население 15.1 11.3 11.9 11.2
Предприятия ТКЭ для населения 7.1 5.9 5.7 4.6
Бюджетные учреждения 0.7 0.5 0.5 0.5
Промышленность 14.4 11.2 9.7 9.1
Предприятия ТКЭ для бюджетных учреждений и промышленности 1.5 1.2 1.6 1.0
Технологические потери 3.6 3.3 3.8 4.4

ИСТОЧНИК

НАК “Нафтогаз Украины”

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt