Газовые реформы

Что удерживает развитие добычи газа в Украине?

Добыча природного газа в Украине в августе 2018 г. составила 1.78 млрд куб м. Из них добыча ПАО "Укргаздобыча" составила 1.29 млрд куб м, ПАО "Укрнафта" - 93 млн куб м, на долю независимых газодобывающих компаний пришлось 387 млн куб м. В августе 2017 г. объем добычи в Украине составил 1.735 млрд куб м, из которых ПАО "Укргаздобыча" добыла 1.29 млрд куб м, ПАО "Укрнафта" - 79 млн куб м, остальные газодобывающие компании добыли 356.7 млн куб м.

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

Добыча газа в Украине за 8 мес. 2018 г. составила 13.8 млрд куб м, что практически сопоставимо с показателями за 8 мес. 2017 г. — 13.774 млрд куб м газа. Таким образом, статистика показывает, что на сегодняшний день значительной динамики не наблюдается , и компании удерживают уровень добычи газа практически на одном уровне.

Что сдерживает развитие отечественной газодобычи? К сожалению, на протяжении 2018 г. не удалось разрешить те проблемы, с которыми сталкивались отечественные добывающие компании в предыдущие годы. Это и отсутствие аукционов на выдачу специальных разрешений на пользовании недрами, и низкая инвестиционная привлекательность, и отсутствие реформы законодательного поля, в частности - отсутствие прогресса в работе над новой редакцией Кодекса о недрах на протяжении нескольких лет, что является одним из важных факторов, препятствующих процессу развития добычи углеводородов.

Стратегическая задача для Украины - максимальное снижение объемов импорта природного газа и прирост объемов добычи за счет разработки собственных месторождений. По информации премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, в стране уже подготовлены четыре десятка газовых месторождений, но требуются инвестиции. Однако за 8 мес. 2018 г. так и не было проведено ни одного аукциона, на которые были бы выставлены нефтегазовые месторождения. Хотя еще в конце июля 2018 г. на заседании правительства чиновники утвердили процедуру электронных торгов на лицензии для добычи газа. На ближайший аукцион, который, прогнозированно, может пройти осенью т.г., планируют выставить 44 месторождения на суше и шельфе Черного моря. Это более 150 млрд куб м газа.

Но для эффективной разработки данных месторождений нужны деньги. Инвесторы не спешат приходить в Украину, так как не видят определенных признаков стабильности: не завершена реформа законодательного поля и не урегулированы отдельные земельные вопросы, сохраняется нестабильный курс национальной валюты, происходят непрогнозируемые изменения в сегменте сбыта природного газа потребителям.

Все это в целом негативно влияет на инвестиционную привлекательность.

С одной стороны, правительство обещает максимально открытый доступ к геологической информации и прозрачность на аукционах, с другой – даже получив лицензию на аукционе, инвестор может столкнуться с проблемой отвода земельного участка на уровне местных советов. С этой проблемой уже не первый год безуспешно борется крупнейшая государственная газодобывающая компания "Укргаздобыча", которая получила более 60 отказов Полтавского областного совета, а в последний день лета на очередном заседании и депутаты Харьковского облсовета отказались предоставлять компании согласование на предоставление специального разрешения на Мажаровско-Южнокобзивскую площадь. На улучшение взаимоотношений недропользователей и местных властей не повлияла даже децентрализация рентных платежей, хотя местные громады с начала года начали получать вполне ощутимые поступления в местные бюджеты. Так, например, за январь – июль 2018 г. компании группы Smart Energy уплатили в местные бюджеты порядка 18.3 млн грн рентной платы за пользование недрами. В частности, представительство "Регал Петролеум Корпорейшн Лимитед" уплатило в бюджет Полтавской области около 3 млн грн, в бюджеты Лохвицкого и Чернухинского районов – 3 млн грн, в бюджеты сельских советов – 1.5 млн грн. ЧАО "Укргазвыдобуток" и ООО "Пром-Энерго Продукт" уплатили в бюджет Харьковской области 4.3 млн грн, в районные бюджеты - 4.3 млн грн, в бюджеты сельских советов и Мерефянский городской бюджет – 2.1 млн грн. С начала года за счет увеличения объемов добычи общая сумма рентных платежей, которую ежемесячно выплачивают компании группы, выросла на 19%.

Группа компаний "ГЕО АЛЬЯНС" за 6 мес. 2018 г. уплатила рентных платежей в бюджеты всех уровней Полтавской области 15.8 млн грн. Из них в областной бюджет Полтавщины уплачено 6.3 млн грн. В Лохвицкий район, где сконцентрирована основная добыча группы, перечислено 6.2 млн грн. В бюджет Яхниковского и Жабковского сельских советов Лохвицкого района уплачено по 1.5 млн грн на счет каждой общины.

Государственная газодобывающая компания ПАО "Укргаздобыча" за январь-июль 2018 г. уплатила в местные бюджеты различных уровней 11 областей 678 млн грн рентной платы за пользование недрами. В частности, в местные бюджеты в Харьковской области уплачено 345 млн грн, в Полтавской – 277.7 млн грн, во Львовской – 22 млн грн, в Днепропетровской – 20.8 млн грн. Остальные 12.9 млн грн рентных платежей были уплачены в местные бюджеты в Ивано-Франковской, Луганской, Сумской, Волынской Черновицкой, Закарпатской и Донецкой областей. По информации еженедельника "ЭнергоБизнес", еще одна государственная компания ПАО "Укрнафта" уплатила в государственный и местные бюджеты различных уровней около 4.3 млрд грн рентной платы за пользование недрами, в т.ч. в местные бюджеты – 214.4 млн грн.

Но даже такие внушительные суммы поступлений не улучшили взаимоотношения недропользователей и местных властей. Одним из камней преткновения стало распределение рентной платы по фондам бюджетов разных уровней. Дело в том, что, как и до децентрализации в рамках государственного бюджета, так и после уже в разрезе бюджетов различных уровней, рентные платежи поступают в общий фонд бюджета. Бюджетный кодекс Украины предусматривает защищенные статьи, на которые деньги выделяются в первую очередь. Соответственно, дорожная инфраструктура или строительство объектов социальной значимости не попадают в число первоочередных. Проще говоря, рентные платежи компаний "съедают" зарплаты, коммунальные платежи и прочее. Соответственно, население не так уж сильно ощущает дополнительные поступления, и это сказывается на политике местных советов. Что может повлиять на ситуацию? Собственная газодобыча — крайне желанная для Украины цель, это указано в правительственной энергостратегии: уже в начале 2020 г. страна должна перейти на полное самообеспечение. К сожалению, вопрос выдачи специальных разрешений на новые участки до сих пор остается нерешенным, а государственная программа наращивания добычи предусматривает, что компании ежегодно должны получать 15-20 спецразрешений на новые участки для открытия новых месторождений. Улучшить ситуацию должна модернизация законодательной базы в отрасли и изменение модели выдачи спецразрешений.

В результате полноценной реформы в сфере недропользования работа с инвестором должна проходить в формате пакетного предложения: выходя на аукцион, инвестор должен покупать не только спецразрешение, а полный пакет документов, с которым может уже на следующий день приступить к разработке месторождения. Это касается как украинских, так и зарубежных инвесторов. Ведь сегодня компании теряют и время, и деньги на урегулирование разрешительных процедур вместо непосредственной деятельности на месторождениях.

Тем не менее, даже в таких сложных условиях, успехи все же есть. Компании открывают новые месторождения, внедряют новые прогрессивные технологии. Так, например, "ДТЭК Нефтегаз" стала первой компанией, которая реализовала сложный проект по использованию пропан-холодильной установки. Инновационный и уникальный для Украины "робот-холодильник" позволяет очищать газ от воды и конденсата без снижения давления, что дает возможность не только продлить эксплуатацию старых скважин, но и более бережно использовать новые. Компания инвестировала в технологический объект около 350 млн грн и оснастила установку самым современным оборудованием от ведущих мировых производителей из США, Японии, Швейцарии и Германии. Помимо новой установки, "ДТЭК Нефтегаз" в текущем году бурит две новые скважины на Семиренковском месторождении и готовится к бурению новых глубоких скважин на Мачухском — именно там в прошлом году ДТЭК модернизировала другую свою установку подготовки газа, вложив в нее более 100 млн грн. Инвестировав в целом более 2 млрд грн, в прошлом году компания получила исторический рекорд по добыче — 1.65 млрд куб газа. Планы компании оптимистичны, но требуют поддержки в виде реформ со стороны государства.

Несмотря на сложности регулирующих процедур, в конце августа т. г. АО "Укргаздобыча" открыло третье за этот год месторождение в Харьковской области. На этапе геологического изучения, по оценке УкрНИИгаз, запасы открытого месторождения составляют не менее 375 млн куб м, а перспективные ресурсы месторождения в целом могут составить около 1 млрд куб м голубого топлива. Открытие месторождения произошло после завершения бурения и испытания поисковой скважины, которая была заложена по результатам выполненных сейсморазведочных работ и в рамках специального разрешения на пользование недрами, полученного в 2014 г. Сегодня проводятся работы по обустройству скважины и вводу ее в пробную эксплуатацию, а также продолжаются поисково-разведочные работы на новом месторождении. В мае и июне этого года компания открыла еще два новых месторождения в Харьковской области на участках недр, спецразрешения на которые были получены до 2017 г.

Также новое месторождение в Харьковской области открыла компания Burisma. На Веселковской структуре Пегедовской площади была пробурена скважина до глубины 5400 м и остановлена в фундаменте, представленном гранитными породами. При испытании скважины получены промышленные суточные дебиты – более 200 тыс куб м газа. Согласно предварительному подсчету, на этапе геологического изучения запасы и ресурсы газа в пределах Пегедовской площади могут составить более 7 млрд куб м. Также компания продолжает бурение скважин на Водяновском, Ракитнянском и Роганском месторождениях. Кроме того, пробурена поисковая скважина на Гуцуловском месторождении, где уже проведены геофизические исследования и открыты новые залежи газа.

Что касается аспекта изменений законодательной базы, то в конце марта 2018 г. Президент Петр Порошенко подписал закон, упрощающий процедуру получения разрешений для начала бурения нефтегазовых скважин, а также выделения земельных участков для работ по добыче нефти и газа. Предприятия, осуществляющие геологоразведку и работы по строительству и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта, нефтяных и газовых скважин сталкиваются со сложностью процедуры оформления необходимой разрешительной документации. Закон предусматривает сокращение разрешительной процедуры до 18 месяцев, что существенно ускорит введение месторождений в промышленную разработку и упростит землеотвод для бурения новых скважин. Кроме того, теперь при бурении и в процессе обустройства, строительства, технического обслуживания, ремонта и реконструкции нефтяных и газовых скважин снятие и перенесение грунтового покрова можно будет проводить без специального разрешения Минагрополитики. Такие работы могут вестись на основании рабочего проекта по землеустройству. Закон гарантирует беспрепятственный доступ добытчика к скважине путем закрепления права сервитута, то есть ограниченного права пользования землей, установленного законом или договором. Также скважины лишаются статуса объектов градостроительства, регистрация которых с присвоением почтового адреса продолжается более одного года.

Верховная Рада Украины 18 сентября 2018 г. приняла во втором чтении и в целом законопроект №6229 "Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях". Новый закон обязывает компании добывающих отраслей раскрывать в своих отчетах информацию об объемах добычи и уплате рентных платежей, плате за землю, экологического налога, а также информацию о конечных бенефициарах. Таким образом, законопроект внедряет в Украине международные стандарты и практики в соответствии с инициативой по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО). Эти стандарты внедряются в 51 стране мира, в т.ч. Казахстане, Норвегии, Великобритании, Германии, США.

Также недропользователи ожидают публикации уже принятых правительством изменений в постановление №423, которые должны гарантировать прозрачный и равноправный доступ к геологической информации и проведение конкурентных аукционов.

К позитивным изменениям можно отнести также инициативу НКРЭКУ относительно снижения тарифов для газодобывающих компаний начиная с 2019 г. Так, согласно проекту постановления, регулятор предлагает отдельно определять тарифы для внутренних и трансграничных точек входа в газотранспортную систему. Предлагаемый подход применяется многими европейскими странами и соответствует положениям недавно принятого Сетевого кодекса ЕС. В результате изменений ожидается нормирование тарифной политики оператора ГТС и внедрение платы на конкурентном уровне, что будет стимулировать развитие стратегически важной отечественной газодобывающей индустрии и усилит транзитные позиции Украины на международной арене.

В целом, газодобывающие компании Украины даже в нынешних условиях работы стараются сохранить динамику добычи и инвестировать средства в бурение, технологии и прочее. Но энергетическая стратегия правительства предполагает более значительные инвестиции, более интенсивную разработку нефтегазоносных площадей и активное внедрение передовых технологий в добычу для достижения энергетической независимости. Все это уже возможно в Украине, но для реализации столь амбициозных планов нужны решительные комплексные реформы.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt