Перемены "для галочки"

Реформы в энергетике во многом носят формальный характер

Эксперты общественных организаций, входящих в коалицию "Энергетические реформы", в очередной раз представили результаты мониторинга выполнения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в сферах энергетики. На пресс-конференции, организованной DiXi Group, Гражданской сетью ОПОРА, ВОО "Энергетическая Ассоциация Украины", ресурсно-аналитическим центром "Общество и окружающая среда" и ассоциацией "Европейско-Украинское агентство", представители шести рабочих групп озвучили свои выводы и рекомендации.

Владимир МИХАЙЛОВ

По словам эксперта группы "Газ" Романа Ницовича, в газовой сфере реформы сильно замедлились. Причины этого во многом связаны с НАК "Нафтогаз Украины". Так, до сих пор не принято решение о проведении анбандлинга НАК "Нафтогаз Украины".

Не выполняется утвержденный правительством план поиска иностранных компаний, которые могли бы стать партнерами в управлении газотранспортной системой. Кроме того, был перенесен срок запуска суточной балансировки, причиной чего стали разногласия между регулятором и "Укртрансгазом". Политические причины замедления реформ также имеют место – правительство отложило решение о пересмотре цен на газ для населения и теплокоммунэнерго и затянуло переговоры по этому вопросу с МВФ.

"Правительство отложило решение до октября. Очевидно, речь будет идти об определенном повышении. Но кроме повышения цены на газ, которое произойдет после принятия правительством соответствующего постановления, есть еще один компонент, о котором все почему-то забывают — цена на тепло, которое вырабатывается из этого газа. Решение о тарифах на тепло принимают и НКРЭКУ, и местные органы самоуправления. Может возникнуть ситуация, когда цену на газ поднимут, а тарифы на тепло скорректировать не смогут. И возникнет разница тарифов, которая приведет к росту долгов теплоснабжающих компаний перед НАК "Нафтогаз Украины" и другими поставщиками газа. Правительство должно понимать, что то решение, которое оно примет, должно предусматривать определенный переходный период, чтобы тарифы на тепло были также приняты.

С другой стороны, мы понимаем, что это решение будет несколько запоздалым – начинается отопительный сезон, и те альтернативные поставщики, которые могут составить конкуренцию газсбытам, уже не смогут купить газ, законтрактовать его на зиму. Зимой газ дороже и разница между ценами для промышленности и населения зимой даже не 30%, а 60%. Поэтому ситуация для правительства очень сложная", - сказал Р. Ницович.

В электроэнергетике реформы также тормозятся, что ставит под угрозу планируемое на следующий год введение открытого рынка электроэнергии по европейской модели. До сих пор не урегулированы на законодательном уровне вопрос реструктуризации задолженности и проблема перекрестного субсидирования, без чего новый рынок запустить не получится. Есть и хорошие новости: регулятор по состоянию на начало месяца утвердил 74 из 85 нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования работы рынка по новой модели. Это, по словам независимого эксперта, главы компании "ТрансЭнергоКонсалтинг" Светланы Голиковой, составляет 88% его обязательств по формированию нормативной базы нового рынка. Таким образом, на законодательном уровне в задержках в значительной степени виноват Кабмин, который должен был принять, но так и не принял, ряд необходимых нормативно-правовых актов.

На уровне распределительных компаний реформа движется, компании почти все провели разделение в соответствии с требованиями законодательства.

"Хорошая новость в том, что 24 из 25 облэнерго (кроме "Черкассыоблэнерго") сделали т.н. анбандлинг. В "Черкассыоблэнерго" ситуация очень сложная и с задолженностью, и с заработной платой. Несмотря на то, что компания большей частью находится в государственной собственности, там есть проблемы с другими акционерами – они не могут собраться и определиться со своим руководством, что делать. Эта компания не сделала анбандлинг, но все остальные сделали. Новые энергоснабжающие компании уже созданы и получили лицензию поставщика универсальных услуг", - отметила С. Голикова.

Остается нерешенной проблема внедрения рынка на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей. "Там действует особый режим регулирования. Катастрофическая ситуация с ООО "Луганское энергетическое объединение". На этих территориях внедрить новый рынок будет крайне сложно. Пока не изменится политическая ситуация, не изменится режим на этих территориях, будут проблемы", - сказала эксперт.

Не решены также некоторые вопросы относительно интеграции с ENTSO-E.

"Мы слышим сигналы, которые нас несколько напрягают. Это снова вопрос энергетического моста в Польшу. Я не чувствую уверенности, что этот проект может быть внедрен одновременно с интеграцией с ENTSO-Е. Кроме того, недавно мы узнали, что Молдова решила сделать свой энергомост, вставку постоянного тока. Мы должны интегрироваться вместе с Молдовой? И каким образом это будет технически корректироваться? Есть определенные предостережения на международном уровне", - сказала С. Голикова.

"Движение реформы идет, но такое впечатление, что, в основном, на формальном уровне. До прикладных вещей мы пока не дошли", - резюмировала она.

С энергоэффективностью дела тоже оставляют желать лучшего, за реформы в этой сфере эксперты выставили даже более низкие баллы, чем при прошлом подведении итогов мониторинга. Основной проблемой является нехватка денег на уже принятые программы. Из-за этого многие ОСМД, реализующие комплексные программы по повышению энергоэффективности по программе "теплых" кредитов, остались без обещанных государством денег.

"Мы выпустили публичное обращение к Кабмину о кризисной ситуации. Очень многие ОСМД, традиционные пользователи этой программы, рассчитывают на нее.

ОСМД рассчитывают на эту программу, они находятся на разных этапах внедрения проектов по энергоэффективности, и тут они фактически лишаются какого-либо финансирования. К нашим коллегам из "ОПОРЫ" за последние дни обратились более 120 ОСМД, и только у них суммарная потребность составляет 72 млн грн отчислений, которые им никто не дает, потому что этих денег нет. Где их брать, они не знают. Это, конечно, очень сильно влияет на репутацию программы и вообще на любые следующие государственные программы по энергоэффективности", - сообщил эксперт целевой группы "Энергоэффективность и социальные вопросы" Денис Назаренко.

Ситуация усугубляется задержкой с запуском Фонда энергоэффективности.

"Наполнение фонда энергоэффективности идет неплохо. Но надо учесть, что на правительственную программу "теплых" кредитов было выдано лишь 400 млн грн, в то время как бюджетная заявка от Госэнергоэффективности и Минрегиона фактически равна 2 млрд грн", - сказал Д. Назаренко.

Провалы в реформировании в этой сфере привели к тому, что Энергетическое Сообщество открыло дело против Украины.

"Ситуация тяжелая. Мы поставили намного более низкие баллы (за энергоэффективность), чем на прошлом мониторинге. Темп в имплементации Соглашения об ассоциации ЕС не соответствует тому, который должен был бы быть. 17 мая Секретариат Энергосообщства впервые в истории открыл дело против нашей страны в сфере энергоэффективности. Пока что нет деталей, просто мы знаем, что основанием стала неполная имплементация 27 Директивы", - сообщил Д. Назаренко.

Низкую оценку экспертов заслужила также возможность сменить поставщика газа и электроэнергии.

В социальных вопросах ситуация тоже очень тяжелая. "Динамика только негативная. Чем дольше затягиваются вопросы конкретной реформы предоставления субсидий, тем болезненнее она будет внедряться и тем дольше будут входить в работу новые правила", - считает эксперт.

В некоторых же вопросах дела обстоят лучше, например, в принятии законодательства, касающегося энергоэффективности и социальных вопросов реформирования.

"В последние месяцы действия Минрегиона очень ускорились, Кабмин также проявляет активность. Регулярно публикуются для общественного обсуждения проекты нормативных актов. Не могу сказать, что скорость удовлетворяет, но она увеличилась, и это радует. Одновременно эксперты указывают на не всегда высокое качество этих документов. Но процесс идет", - отметил эксперт.

Проволочки также есть. Так, лишь совсем недавно был утвержден нормированный порядок получения госучреждениями информации об оснащении домов счетчиками тепла. До сих пор госучреждения брали эту информацию непонятно откуда.

Одним из основных недостатков работы государственных органов остается общая непрозрачность и отсутствие публичной информации по выполнению обязательств.

В частности, согласно распоряжению Кабинета Министров №1228-р от 25 ноября 2015 г., которым был утвержден "Национальный план действий по энергоэффективности до 2020 г.", Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства обязано отчитываться о результатах реализации плана перед Кабмином. "Оказалось, что в Кабмин подается отчет на 30 страницах, где очень мало конкретики", - сказал Д. Назаренко.

"Хорошо развивается энергосервисный сегмент. Хотя в сфере ЭСКО-контрактов тоже есть проблемы, но в тех муниципалитетах, где в этом заинтересованы, нет таких барьеров, как там, где вообще ничего не хотят. Сектор быстро развивается. Это один из примеров успеха", - продолжил эксперт.

Проблемы есть и с принятием законодательства в сфере экологии и нефтепродуктов. Законы, соответствующие европейскому законодательству, которые Украина должна принять в рамках Соглашения об ассоциации, так и не приняты. Единственная сфера, где эксперты отмечают прогресс благодаря законодательной деятельности – бизнес-климат. По словам эксперта целевой группы "Бизнес-климат"коалицииЭнергетические реформы" Александры Гуменюк, энергорынки стали более привлекательными с точки зрения инвестиций, чему способствовали изменения в законодательной сфере. "Наибольший рост капитальных инвестиций зафиксирован в производстве кокса и нефтепродуктов, в добывающей промышленности, в поставках электроэнергии и газа", - отметила эксперт .

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt