Вопросов больше, чем ответов

В Комитете по ТЭК обсудили первые 100 дней работы обновленной НКРЭКУ

В Комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады Украины прошли слушания, посвященные первым ста дням работы НКРЭКУ в новом составе. В них приняли участие члены Комитета и другие народные депутаты, представители Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Кабинета Министров, Министерства энергетики и угольной промышленности и других государственных органов, руководители компаний энергетической отрасли, а также первый секретарь посольства Великобритании в Украине Кейти Коттрел и др.

Нина ШЕРШОВА

Открывая слушания, и.о. главы Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский кратко рассказал об истории создания нынешнего регулятора.

"Украинский парламент работал над законом о создании независимого регулятора в течение почти 16 лет. Первый законопроект был зарегистрирован в 2000 г. С того времени было зарегистрировано 16 законопроектов, которые были отклонены или не проголосованы в первом или втором чтении. Лишь в 2016 г., благодаря огромной работе парламента, поддержке наших международных партнеров, наших партнеров Dixi Group, мы проголосовали закон о независимом регуляторе", — сказал он.

Создание независимого регулятора лежит в русле евроинтеграции.

"Начиная с 2014 г. парламент выбрал для себя абсолютно четкий курс, который определен желанием украинского народа двигаться в направлении интеграции с ЕС", — сказал А. Домбровский.

Также А. Домбровский рассказал о выборе нынешнего состава НКРЭКУ и сложностях, с которыми пришлось при этом столкнуться.

"Мы на основе очень жесткой, конкурентной процедуры выбрали десять потенциальных кандидатов в члены НКРЭКУ, которые были предложены президенту. В соответствии с принятым законом, президент из десяти утвердил пять членов НКРЭКУ, которые начали свою работу. Мне очень приятно, что, имея закон о независимом регуляторе и приняв решение на Комитете о проведении парламентских слушаний по первым ста дням работы независимого регулятора, все пять членов НКРЭКУ присутствуют в зале.

Но меня беспокоит, что из семи мы на сегодня имеем только пять членов НКРЭКУ. К сожалению, второй этап конкурса нам не удалось провести всем вместе, потому что конкурс был заблокирован решением суда. Если мягко сказать, это некорректно, неправильно в отношении тех людей, которые принимали это решение, и это некорректно со стороны тех людей, которые обратились в суд, чтобы заблокировать работу Номинационной комиссии. Мне бы все- таки хотелось услышать, когда мы будем иметь полный состав НКРЭКУ. Это очень важно для эффективной работы, потому что объем работы очень большой", — отметил А. Домбровский.

Об этом также говорила заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова. Как один из соавторов законопроекта о независимом регуляторе, она напомнила, что когда депутаты начинали работать над этим законопроектом, они ставили себе несколько целей, главной из которых было создание независимого и профессионального нового состава регулятора. Она провела обзор достижений НКРЭКУ за эти сто дней и проблемных вопросов, которые еще предстоит решить.

Из достижений О. Белькова назвала пересмотр тарифа для газодобытчиков. "Это позитивно воспринято рынком. Мы видим ваше стремление упорядочить и учесть динамику развития рынка газа".

Ведется активная работа по подготовке вторичного законодательства как на рынке газа, так и на рынке электроэнергии.

С другой стороны, были проблемы с выдачей лицензий из-за задержки формирования нового состава.

По ее мнению, наиболее важным вопросом, на который еще предстоит дать ответ, — т.н. "Роттердам+".

"Конечно, такая комиссия в других странах не вызывает тысячи лайков. Решения, которые вы принимаете — очень технические. Вас не должны за это любить. Но вас должны понимать. И наиболее важный вопрос, решение которого сегодня ожидают — так называемый "Роттердам+". Важная обязанность – это дать ответ обществу на очень резонансный вопрос —правильно ли принята ранее методология, и если нет, то что надо изменить", — задается вопросом О.Белькова.

Еще одна непопулярная тема — перекрестное субсидирование на рынке электроэнергии.

" Ею также будут в предвыборный период активно манипулировать в обществе. Это тоже ваша задача – дать ответ, когда перекрестное субсидирование исчезнет с рынка, за счет каких механизмов, что вы делаете для того, чтобы методологически устранить эту проблему", — сказала О. Белькова. Она также напомнила об оставшемся не решенным с прошлой каденции комиссии вопросе об абонентской плате за газ. "Думаю, те, кто работал в комиссии предыдущие периоды, помнят, что эта тема вызвала определенный резонанс. Окончательного ответа дано не было. Пока непонятно, как участникам рынка планировать свою деятельность дальше", — сказала депутат.

Остается также нерешенным вопрос о стимулирующем тарифообразовании.

"Мы проводили несколько слушаний, были разные составы НКРЭКУ, давали разные решения. Было бы интересно услышать вашу мысль — когда, на каких условиях, что вы делаете сегодня, чтобы методологически подготовить рынок к этому", - продолжила депутат.

Есть проблема внедрения суточной балансировки на рынке газа. "Я вижу в интервью обвинения одной стороны в адрес другой. Это тоже непрофессионально. Я бы хотела больше решений НКРЭКУ, а не, скажем, интервью в политических изданиях", — добавила О.Белькова.

Глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Оксана Кривенко рассказала о работе комиссии в первые сто дней после утверждения нового состава и ответила на затронутые О. Бельковой вопросы.

"Мы, наша команда, понимаем, что на нас возложеы большие ожидания, что у нас есть кредит доверия, который мы должны будем оправдывать своей работой. Мы будем работать открыто, чтобы это было прозрачно и были понятны все наши решения", — сказала она.

Нынешнему составу комиссии удалось разблокировать процесс выдачи лицензий после продолжительного отсутствия кворума. Выдано большое количество лицензий, в частности, на производство электроэнергии из альтернативных источников. Разблокирован алгоритм перечисления денег. Критичным вопросом был алгоритм для "Запорожьеоблэнерго", который был решен совместными усилиями с компаний, должниками и Запорожской госадминистрацией в границах законодательства и полномочий комиссии.

Обеспечены условия для перехода к отопительному периоду. Рассмотрено очень много инвестиционных программ для всех сфер регулирования, чтобы потребители в отопительный период не столкнулись с проблемой обеспечения жизненно необходимых услуг.

НКРЭКУ активно включилась в процесс контроля за получением лицензионных условий. Рассмотрено очень много (почти 200) актов проверок. Наложены большие штрафные санкции за неэффективное использование средств.

Комиссия продолжает имплементировать вторичное законодательство в соответствии с Законом "О рынке электрической энергии". На сегодня принят пакет документов, который обеспечивает 90% готовности к имплементации полномасштабного рынка электрической энергии. На рынке природного газа в соответствии с Законом "О рынке природного газа" уже в целом имплементировано вторичное законодательство. "Но время не стоит на месте, мы видим изменения, видим, что что-то не работает. И мы дошлифовываем наше вторичное законодательство. Наша основная цель — эффективные рынки, и мы работаем в этом направлении в каждой сфере нашего регулирования", - подчеркнула О. Кривенко.

Что касается суточной балансировки, то НКРЭКУ понимает, что это — очень важный шаг для интеграции украинского рынка природного газа с европейским. "Действительно, мы пошли навстречу субъектам рынка и мы продлили срок внедрения суточной балансировки, чтобы дать им возможность разработать информационную платформу, провести тестирование и все возможные меры, чтобы она заработала своевременно. Сейчас в НКРЭКУ идет совещание, чтобы выяснить, в каком этот вопрос состоянии, какие проблемы. По результатам совещания мы будем принимать дальнейшие решения", — сказала глава комиссии.

Для газотранспортной системы приняты изменения в методику расчета тарифов, что приблизит ее к европейскому тарифному кодексу и даст возможность имплементировать те нормы, которые улучшат и упростят формирование тарифов на транспортировку природного газа в Украине. Осуществлен переход к тарифам на хранение газа в газохранилищах на основе мощности, как это предусмотрено Законом Украины "О рынке природного газа". Приняты изменения в порядок формирования тарифов на транспортировку нефти для украинских маршрутов, чтобы обеспечить экономически обоснованные тарифы с их поэтапным введением в действие. Урегулирован вопрос дистанционного учета природного газа. "Мы отсрочили, дали потребителям еще на протяжении года обеспечить свои счетчики и узлы учета дистанционной передачей данных и запретили газораспределительным предприятиям отключать потребителей от поставки газа в случае отсутствия такой передачи", — проинформировала О. Кривенко.

По рынку электроэнергии за время работы нового состава регулятора был принят большой пакет документов, хотя есть ряд проблемных вопросов, в частности, присоединение к сетям. "Мы разработали новую методику присоединения. В ближайшее время мы опубликуем ее для обсуждения и принятия взвешенного решения, согласованного со всеми заинтересованными сторонами", — сообщила глава НКРЭКУ.

Признана утратившей силу методика формирования оптовой цены. "Эта тема стоит очень остро. Мы изучили все проблемные вопросы, провели их аудит. Чтобы разобраться в них нам было нужно время.

Конечно, за три месяца все проблемные вопросы решить невозможно. Но мы начали разбираться. Мы сделали запрос в Европейскую ассоциацию (Европейскую ассоциацию угля и лигнита EURACOAL. — Прим ред.) и получили отчет, который подтверждает правильность формулы. Кроме того, у нас есть вывод судебно-технической экспертизы, что применение формулы правильное. Поэтому на сегодня мы полагаемся на экспертные выводы по этому вопросу.

И мы продолжаем работу в направлении имплементации полномасштабного рынка электроэнергии", — сказала О. Кривенко.

Она также коснулась таких сегментов как водоснабжение, теплоснабжение и бытовые отходы. Первые два требуют значительных инвестиций. "Водоснабжение – исторически недофинансированный сегмент. Состояние сетей плохое, требуются новые инвестиции. Один из инструментов, над которым мы работаем, — привлечение инвестиций за счет фонда модернизации. Все знают, что была проблема с хлором. Мы работаем над вопросом альтернативной технологии очищения воды без использования хлора.

Теплоснабжение — также сложный сегмент, сети недоинвестированы. Мы над этим работаем, рассматриваем инвестиционные программы, чтобы потребители получали качественные услуги.

Что касается бытовых отходов, то тут основной приоритет – обеспечение экологической безопасности. Очень многие предприятия на сегодня имеют недостаточный уровень инвестиций, чтобы обеспечить экологическую безопасность. Над этим мы тоже работаем", — отметила О. Кривенко.

Очень важное направление работы регулятора – лицензирование и сертификация, без чего невозможно открытие рынков газа и электроэнергии, поскольку только сертифицированный оператор может обеспечить равный доступ к своим сетям, чтобы не монополизировать рынки природного газа и электрической энергии. В настоящее время Комиссией проводится активная работа по лицензированию и сертификации. Идет лицензирование новых операторов системы распределения электроэнергии. "Первый этап имплементации нового рынка электроэнергии стартует уже в декабре 2018 г. До декабря мы должны лицензировать все распределительные компании на рынке. Очень важно сертифицировать оператора системы передачи электроэнергии НЭК "Укрэнерго". Мы работаем над этим, есть некоторые законодательные коллизии, которые нужно решать на уровне законов. И мы ожидаем от Комитета и парламента решения таких вопросов", — сказала О. Кривенко. Она также отметила важность решения вопроса анбандлинга НАК "Нафтогаз Украины" для либерализации рынка.

В сфере лицензионного контроля НКРЭКУ "разработала изменение философии", что предусматривает отход от проверок к оперативному контролю субъектов и мониторингу рынка. "Мы должны перейти от практики наказаний к предупреждению нарушений. Одна из мер на этом пути – повышение оперативности реагирования на нарушение лицензионных условий, необходимо унифицировать методологию контроля над разными сферами, и над этим мы уже работаем. Надо сделать так, чтобы лицензиатам было невыгодно нарушать лицензионные условия", - сказала глава комиссии.

В области контроля за нарушением лицензионных условий НКРЭКУ стремится к консолидации данных по каждому лицензиату в одной платформе. "Мы работаем над тем, чтобы создать паспорт лицензиата, в котором бы отображались все его документы, которые подавались на получение лицензии. Также нами уже приняты решения, которые обеспечивают подачу отчетности в электронном виде через окно административных услуг, без вмешательства человеческого фактора", — отметила О. Кривенко.

Глава НКРЭКУ назвала также те законодательные изменения, которые усилят независимость регулятора. В первую очередь, это отказ от обязательной публикации решений в газете "Урядовый курьер". Очень многие решения НКРЭКУ не публикуются, в связи с чем они формально не могут считаться вступившими в силу. Кроме того, не хватает законодательно определенного минимального качества услуг, что очень важно для потребителя. Есть несоответствия в законодательных определениях, касающихся терминов и сроков проверок, из-за чего НКРЭКУ не может оперативно реагировать на нарушение лицензионных условий и налагать санкции на лицензиатов-нарушителей. Это создает проблемы, очень многие результаты проверок, санкции, корректирование тарифов оспариваются в судебном порядке. Необходимо нормировать вопрос обслуживания внутридомовых сетей. Еще один вопрос — функционирование спецсчетов на рынке природного газа. Такие счета, по мнению НКРЭКУ, могли бы обеспечить и уровень расчетов, и направление денег на потребности, которые определены структурой тарифа на природный газ.

Штрафные санкции в газовой сфере не менялись с 2010 г. С учетом тех нарушений, которые отслеживает комиссия, можно было бы увеличить порог штрафных санкций, чтобы было невыгодно нарушать лицензионные условия.

НКРЭКУ также ожидает законодательных изменений в отношении строительства генерирующих мощностей — нужно уточнить терминологию, касающуюся малого небытового потребителя и пр.

Отдельный вопрос — финансирование регулятора. На это сейчас в бюджете нет стабильной статьи, поэтому нельзя сказать, что регулятор независим даже в финансовом плане.

Глава НКРЭКУ также попросила немного сместить срок предоставления отчетности регулятора по результатам года, поскольку к установленному сроку не все данные можно подготовить.

"Это законодательные инициативы, в которых мы ожидаем поддержки от комитета и парламента", — подытожила свое выступление глава регулятора.

Президент НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский рассказал о тарифах для своей компании. "Тариф "Энергоатома" продолжает оставаться самым низким в мире. Во всем мире главным преимуществом атомной энергетики является низкая топливная составляющая тарифа - не более 20%. А у нас - уже более половины. По этому показателю мы скоро догоним тепловую генерацию. Вот только в цене отстаем уже в четыре раза. И усилиями Национальной комиссии этот разрыв продолжает нарастать. Никакого логического объяснения нынешнему дефициту атомного тарифа нет", — сообщил Ю. Недашковский.

Отвечая на это, глава комиссии отметила, что НКРЭКУ стремится учитывать интересы всех сторон и не допускать роста тарифов. "Все хотят уменьшения тарифов, но при этом все почему-то хотят, чтобы в тарифе были учтены все расходы, что приводит к увеличению тарифов. Комиссия балансирует между интересами всех сторон и принимает взвешенные решения по формированию тарифов", — сказала она.

А. Домбровский в целом позитивно оценил работу комиссии в первые сто дней. "В условиях интенсивной подготовки к началу действия нового рынка электроэнергии роль НКРЭКУ трудно переоценить. В условиях новых конкурентных энергетических рынков главным должен быть потребитель — именно он требует защиты".

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt