Нефтепереработка в эпоху электромобилей

НПЗ становятся все более уязвимы в эпоху ВИЭ

Тенденции возобновляемой или, как ее еще называют, "зеленой" энергетики в последние годы оказывают небывалое вдохновляющее влияние на умы миллионов людей. В США, ЕС, Австралии, Южной Америки, Великобритании, Индии, Китае и Японии, а также и в Украине запускаются тысячи новых проектов генерирующих источников, использующих солнечную, ветровую, приливную энергию, а также биотопливо и энергию гидроэлектростанций.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET. специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Процент производства в мире энергии из ВИЭ пока еще не очень высокий, и лишь к 2040 г., по прогнозам BP, достигнет 14% первичного энергопотребления, но уже сегодня проявляются тренды, которые влияют на стабильную работу отраслей производства, а особенно — переработки нефти и газа.

Таким образом, складывается ситуация, когда все более конкурентные ВИЭ начнут в полном смысле слова "наступать на пятки" производителям бензинов, ДТ, СУГ и авиационных топлив, которые являются наиболее стабильными и надежными на сегодня поставщиками энергии для коммунальных нужд, авиации и транспорта.

Как провести этот переход, избежать больших рисков и потерь, пока никто не знает.

Неведомыми тропами

Как отмечается в исследовании британской компании Euro Petroleum Consultants (EPC), за 2017 г. мировое потребление нефтепродуктов составило 4.5 млрд т. Это на полмиллиарда тонн больше, чем десятью годами ранее – в 2007 г.

Основной прирост дали Юго-Восточная Азия и Африка — по 2.8% годового роста. В результате, доля Юго-Восточной Азии в мировом потреблении моторных топлив выросла с 30% в 2007 г. до 36% в 2017 г. Доля США сократилась с 28% до 24%, доля Европы — с 19% до 16%.

На фоне падения спроса на моторные топлива, европейские компании стремились экспортировать их все больше в США и Канаду, но там переработчики сталкиваются с аналогичной проблемой, а на рынок ЕС все больше давят поставки российского дизеля — после 10 лет модернизации, сегодня НПЗ РФ поставляют порядка 30% ДТ, потребляемого в ЕС.

В придачу к этому, стремительно развивает свои нефтеперерабатывающие мощности КНР. Уже более десяти лет в страну запрещен импорт нефтепродуктов (можно ввозить только сырье), и экспорт китайского дизеля и бензина во все регионы мира также становится реальностью, поскольку, как и в США, Индии и Сингапуре, в КНР построили ряд НПЗ так называемого "глобального влияния" (global reach refineries).

Европейские и американские нефтепереработчики, особенно входящие в вертикально интегрированные компании, не сдают свои позиции без боя, однако рыночные реалии вынуждают их идти на довольно дорогостоящие перемены.

Наиболее бдительными в этой реструктуризации оказались французы. Уже в 2012 г. французский вертикально интегрированный холдинг (или, как его называют в отрасли, европейский мини-major) Total, объявил о своих планах сокращения мощностей нефтепереработки в ЕС на 20%.

В 2015 г. компания опубликовала дорожную карту снижения мощностей нефтепереработки во Франции. Частью этого плана стала программа стоимостью EUR 600 млн по превращению НПЗ Ла Меде из нефтеперерабатывающего предприятия в биоперерабатывающий объект. А для создания дополнительного резерва по переработке нефти был проведен апгрейд НПЗ в Донге.

К 2017 г. Total сократила свою переработку во Франции до 34 млн т в год (680 тыс бар в сутки) с 41 млн (820 тыс бар в сутки) пятью годами ранее. Все это, напомним, происходило на фоне запрещения дизельным авто въезжать в центр Парижа, а грузовикам вообще въезд запретили, популяризации коммунального велосипедного транспорта и проч…

В то же время, Total нарастила объем своей переработки нефти в Юго-Восточной Азии с 3 до 16 млн т в год, что с лихвой компенсировало потерю нефтеперерабатывающих мощностей во Франции и ЕС.

Весьма интересный опыт снижения объемов переработки нефти и увеличения переработки на НПЗ биосырья получила итальянская компания Eni. Ей удалось за период с 2012 г. по 2017 г. снизить объемы переработки нефти на своих НПЗ в Италии с 30 до 20 млн т в год. За тот же период компания нарастила переработку биосырья с нуля до 250 тыс т в год.

С 2014 г. компания начала перевод на биосырье своего НПЗ под Венецией. В 2018 г. компания завершила переход своего же НПЗ Гела на биосырье и довела его мощность до 750 тыс т в год.

К 2021 г. Eni планирует довести мощность Венецианского НПЗ с 350 тыс т до 560 тыс т в год.

Впрочем, биопереработка развивается не только в ЕС. К примеру, в июне 2018 г. компания SNC-Lavalin заключила соглашение с группой Florexx International Investments LLC на базовые исследования, а в дальнейшем — на строительство биоперерабатывающего предприятия мощностью 5 млн т в год в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Финансовое решение по проекту ожидается в 2018 г.

Медленно запрягаем…

В бывшем Союзе адаптация НПЗ к меняющимся условиям рынка пока запаздывает.

Так, один из крупнейших нефтепереработчиков в Восточной Европе, Беларусь, пока что пользуется благами крупномасштабного экспорта современных моторных топлив, который она наладила благодаря опережающему относительно Украины и РФ переходу на выпуск топлив Евро 4 и Евро 5 и лишь планирует увеличить глубину на своих НПЗ. Здесь намерены увеличить глубину переработки на НПЗ "Нафтан" с 70% до 90% (выход светлых нефтепродуктов с 55% до 65%), а на НПЗ в Мозыре увеличить глубину переработки с 74% до 90% (выход светлых нефтепродуктов с 57% до 66%).

К повышению эффективности нефтепереработки в стране беларусов подталкивают и суровые реалии подорожания сырья, о которых Россия в сентябре сообщила беларусскому лидеру в связи с завершением налогового маневра в РФ.

Российские НПЗ также в основном "отбивают инвестиции", потраченные на десятилетний переход на выпуск современных топлив.

Между тем, глобальный тренд, как отметили в компании EPC, для многих НПЗ в различных регионах связан не только с переходом на переработку биосырья, но и на углубление конверсии и прибыльности за счет сближения на одних площадях производств по выпуску не только нефтяных топлив и масел, но также и продуктов нефтехимии.

В Европе хорошим примером такой топливно-нефтехимической синергии является соседство НПЗ компании OMV в г. Швехадт, под Веной, и Нефтехимического комплекса компании Borealis. Спрос на продукцию обоих производств может колебаться (НПЗ перерабатывает 10 млн т в год), но при любой погоде, в любое время года у ворот обоих предприятий стоят очереди автоцистерн и грузовиков, как на погрузку моторных топлив, так и на отгрузки полиэтилена и других пользующихся повышенным спросом видов продукции нефтехимического производства для клиентов по всей Восточной Европе.

Аналогичным путем старается идти венгерская группа MOL, которая наращивает совместно с немецкими партнерами из Thyssenkrupp производство нефтехимической продукции на своих НПЗ, ставя целью довести к 2030 г. нефтехимическую составляющую на своих НПЗ до 50%.

Какой сценарий мог бы быть ближе Украине? Весьма щекотливый вопрос. Украинские нефте- и газопереработчики еще завершают свои программы по повышению качества выпускаемых топлив, и в ближайшие пару лет планируют запустить в работу установки изомеризации на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ компании "Укргаздобыча".

Куда же двигаться дальше? К примеру, в Татарстане и Башкортостане — наиболее продвинутых в плане нефтепереработки регионах РФ — выбор был сделан в пользу интенсивного развития нефтехимии. В этом есть большой резон: ведь за минувшие 20 лет мировая экономика выросла на 80%, при этом спрос на легкие моторные топлива вырос лишь на 40%. А вот спрос на полиолефины — один из основных видов продукции нефтехимических производств — вырос на 140%, не говоря уже о том, что тонна этой продукции часто гораздо дороже, чем тонна дизеля, бензина или СУГ.

Однако Украине, по мнению многих международных экспертов, уготована, скорее, роль биотопливной супердержавы, подобно Бразилии и Аргентине, чьими силами Латинская Америка является крупнейшим биотопливным регионом мира, потребляя 27% всех биотоплив, при том что население ее составляет менее 10%.

С 2007 по 2017 гг. потребление биотоплив росло в мире галопирующими темпами — в среднем порядка 8.4% в год! К 2020 г. ожидается, что биотоплива будут составлять 10% всех моторных топлив, потребляемых в мире. И Украина, по оценке американской Tridex групп, имеет все шансы генерировать до 8 ГВт энергии из биомассы. Однако реализация подобных переходов на новые тренды нефте- и газопереработки требует весомой и хорошо продуманной правительственной поддержки, налоговых льгот на производство чистых топлив и продукции нефтехимии, как это делается во Франции, Италии или РФ. А между тем, даже нынешний этап завершения перехода на выпуск экологически чистых топлив в Украине проходит при полном отсутствии каких-либо инвестиционных законодательных инициатив.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt