Альтернативная позиция

Участники рынка ВИЭ нашли консенсус относительно новой системы стимулирования

Пять организаций, представляющих разные сегменты рынка возобновляемой энергетики, подписали Меморандум о взаимопонимании относительно введения системы аукционов. Подписанты – Украинская ассоциация возобновляемой энергетики, Общественные союзы "Украинская ветроэнергетическая ассоциация", "Биоэнергетическая ассоциация Украины", "Энергетическая ассоциация "Украинский Водородный Совет "иАссоциация солнечной энергетики Украины" - объединяют почти всех игроков рынка.

Владимир МИХАЙЛОВ

"Весь рынок возобновляемой энергетики обеспокоен ситуацией, которая сложилась в этом секторе", — сказал председатель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Алексей Оржель. Он напомнил, что в Верховной Раде зарегистрированы законопроект №8449 и семь альтернативных ему законопроектов, касающихся изменений системы регулирования ВИЭ. Конечный закон, который будет принят парламентом, должен учитывать пожелания всех участников рынка.

"Мы видим, что в следующие 10-15 лет будут выводиться из эксплуатации атомные блоки. Надо решать, чем их заменить. У нас достаточно проблемная ситуация с угольной промышленностью. Поэтому "зеленая" энергетика сегодня может быть той альтернативой, которую мы сегодня видим в странах ЕС, США, Китае и азиатских странах", — подчеркнул глава "Украинской ветроэнергетической ассоциации" Андрей Конеченков.

Развитие "зеленой" энергетики зависит от инвестиций и кредитного финансирования. Если не будет финансирования со стороны международных и национальных банков, этот сектор развиваться не будет. С 2030 г. прекращается действие "зеленого" тарифа, и многие банки сегодня считают, что так как осталось немного времени, они не могут финансировать возобновляемые проекты из-за экономических рисков.

"Поэтому наш меморандум — не просто документ, который объединил пять ведущих ассоциаций Украины, которые представляют более 80% всех игроков рынка. Во-первых, он расставил ключевые позиции, которые дают возможность перейти на новую систему поддержки развития возобновляемой энергетики, при этом учитывая негативный опыт других стран, которые уже перешли на аукционы. Во-вторых, он дает возможность инвестору поверить в этот рынок. Но очень многое зависит от таких структур, как Минэнергоугля и НЭК "Укрэнерго", которые должны предоставить нам квоты на гарантированное подключение к электросетям. Сегодня много разговоров, что Украина не выдержит дополнительных мощностей. Но у нас есть Энергетическая стратегия, которая предусматривает введение новых мощностей. И те компании, которые победят на аукционах, должны получить эту гарантию и продолжить развивать возобновляемые источники энергии.

В настоящее время украинский рынок становится более конкурентным, на него заходят такие игроки как General Еlectric, Vestas, Nordex. Это ведущие компании, занимающие первые места в мире по развитию ветровой энергетики.

"Это показатель того, что инвестиционный климат в Украине есть. Главное — его не остановить, а улучшить, создать конкурентные условия и дать возможность дальнейшему развитию возобновляемой энергетики", — отметил глава УВЭА.

Положения меморандума

В подписанном документе зафиксирован ряд положений, которые, по мнению подписантов, должны быть отображены в принятом законе.

  • Новая система поддержки должна заработать с 1 января 2020 г. Порядок проведения аукционов устанавливает Кабинет Министров Украины. Кабмину должны быть предоставлены полномочия принимать решения о проведении тестовых аукционов и право проведения таких тестовых аукционов. Тестовые аукционы для ветроэнергетической и солнечной технологий должны проводиться отдельно.
  • Субъектом-заказчиком аукциона является Гарантированный покупатель. Гарантированный покупатель обязан ежегодно проводить два аукциона в год: первый — не позднее 1-го апреля, второй — не позднее 1 октября. Установлены сроки начала обязательного участия в аукционах ВЭС и СЭС определенной мощности. Другие виды ВИЭ, включая производство электроэнергии из биомассы и биогаза, должны начать участвовать в аукционах, когда доля их составит более 15% общего объема производства электроэнергии. В законопроекте должны быть предусмотрены положения, согласно которым право участвовать в аукционах имеют все виды ВИЭ.
  • Законопроект никоим образом не должен менять условия стимулирования для уже введенных в эксплуатацию объектов ВИЭ, не должен вносить изменений относительно срока действия "зеленого" тарифа. Срок действия "зеленого" тарифа остается прежним - до 2030 г. В законопроекте необходимо предусмотреть положения, согласно которым снижение "зеленых" тарифов вводится с 2020 г. на базе подтвержденных расчетов, представленных на публичных обсуждениях, с учетом позиций как государственных органов, так и производителей электрической энергии из ВИЭ.
  • В законопроекте следует предусмотреть положения, согласно которым срок предоставления поддержки победителю аукциона составляет 20 лет.
  • Никаких ограничений для строительства объектов ВИЭ по географическому признаку (региональные квоты) быть не должно.
  • Квоты на проекты должны планироваться на пять лет с четко определенными возможностями для ежегодной корректировки (не более 10% в сторону уменьшения) в соответствии с Планом развития системы передачи с учетом международных обязательств Украины в сфере развития ВИЭ. По каждому отдельному виду ВИЭ, а именно, отдельно для СЭС, ВЭС и других видов ВИЭ (биомасса, биогаз, гидро- и геотермальная энергия) в рамках ежегодной квоты устанавливается гарантированная доля.
  • Аукционы проводятся с использованием электронной торговой (информационно- телекоммуникационной) системы ProZorro. Аукцион является одноуровневым, т.е. раскрытие технических и ценовых предложений происходит одновременно. Аукционная цена (цена 1 кВтч, предложенная победителем аукциона) не может превышать размера "зеленого" тарифа на дату проведения аукциона.
  • В меморандуме также определены требования к участникам аукциона — наличие банковской гарантии и предквалификационные условия.
  • По результатам аукциона заключается единый договор о купле-продаже электрической энергии между субъектом хозяйствования, который по результатам аукциона получил право на государственную поддержку, и гарантированным покупателем, который выплачивает всю сумму поддержки по договору.
  • Для развития малой генерации из ВИЭ должны быть предусмотрены дополнительные стимулы. В частности, Поставщик универсальных услуг обязан по "зеленому" тарифу покупать электрическую энергию, производимую из энергии солнечного излучения и/или энергии ветра генерирующими установками, мощность которых не превышает 50 кВт частных домохозяйств и малых бытовых потребителей, в объеме, превышающем месячное потребление электрической энергии такими частными домохозяйствами или малыми небытовыми потребителями. Гарантированный покупатель обязан по "зеленому" тарифу покупать электрическую энергию, производимую из энергии солнечного излучения и/или энергии ветра генерирующими установками, мощность которых не превышает 1000 кВт (которые размещены на крышах и фасадах зданий) частных домохозяйств или бытовых потребителей, в объеме, превышающем месячное потребление электрической энергии такими потребителями.
  • Должна быть предусмотрена концепция уплаты небалансов балансирующей группой, предоставляющая возможность участия в балансирующих группах Гарантированного покупателя или любой отдельно созданной балансирующей группы. Для объектов, введенных в эксплуатацию до 2025 г., ответственность за небалансы устанавливается согласно текущему законодательству, а для запущенных после этого срока, вводится полная ответственность за небалансы.

    Изменения неминуемы

    Все эти положения, которые нашли отображение в меморандуме, соответствуют современным мировым тенденциям развития ВИЭ, подчеркнул А. Конеченков.

    "Изменения неминуемы. Это мировой тренд очень важно принять эти изменения, как можно быстрее. Инвесторам нужны гарантии, они должны понимать, что Украина устанавливает правила на рынке и не отклоняется от них. Поэтому, чем быстрее такое решение будет принято и чем более прогнозируемым оно будет, тем лучше для инвестиций и для всех нас, для развития возобновляемой энергетики", - отметил А. Оржель.

    Подписание меморандума должно продемонстрировать, что участники рынка объединились для развития этой сферы, что они хотят этих изменений. Эти изменения отображают мировые тенденции перехода на конкурентные механизмы привлечения инвестиций. Инвестор получит прогнозируемость и конкурентную цену. Только лучший инвестор сможет построить в Украине свой проект. Потребитель получит меньшую цену за экологически чистую энергию.

    Более того, цена, которая будет устанавливаться на уровне тендеров, является важным индикатором того, по какой цене в Украине готовы строить объекты возобновляемой энергетики. В стране существует много рисков, много факторов, которые нельзя включить в объективную финансовую модель. Но такая цена, которую производители возобновляемой энергии будут получать на тендерах, будет объективной ценой, по которой инвестор, приняв все риски, будет готов строить проект.

    "Мы считаем изменения неминуемыми. Чем более прогнозируемы они будут и чем быстрее произойдут, с учетом того, что следующий год является предвыборным, чем быстрее эти сбалансированные позиции, которые мы сейчас выражаем через меморандум, будут имплементированы в законодательство Украины, тем будет лучше и для рынка, и для потребителя, и в целом для репутации Украины как страны, которая ждет инвестиций и развивает возобновляемую энергетику... Эти изменения действительно нужны, и как можно быстрее", — сказал А. Оржель.

    Стороны также выразили свою готовность к диалогу по снижению "зеленого" тарифа с 2020 г.

    Ассоциации считают, что промедление с принятием соответствующего закона приведет к ухудшению финансирования со стороны международных финансовых учреждений, и, как следствие, к невыполнению Украиной обязательств по развитию ВИЭ, взятых перед Энергетическим Сообществом. Подобная ситуация угрожает дальнейшему развитию сектора ВИЭ через вероятность нарушения гарантий инвесторам и приведет к ухудшению инвестиционной привлекательности как отрасли возобновляемой энергетики, так и страны в целом.

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt