Внедрение газовой модели

Что изменится для поставщиков и потребителей на рынке природного газа?

С 1 декабря 2018 г., согласно постановлению НКРЭКУ, рынок природного газа Украины должен перейти на новую модель функционирования, которая базируется на принципе суточной балансировки.

Андрей МИЗОВЕЦ, президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины"

Внедрение суточной балансировки газа вводится с целью имплементации Регламента ЕС №312 для повышения ликвидности рынка природного газа и развития биржевой торговли, что должно привести к уменьшению финансовых рисков для заказчиков услуг транспортировки и Оператора ГТС, а также повысить безопасность газоснабжения потребителей. Регулятор, со своей стороны, обеспечил правовые нормы для введения суточной балансировки: на заседании 27 декабря 2017 г. Комиссия приняла постановление №1437 от 27.12.17 г. "Об утверждении Изменений в некоторые постановления НКРЭКУ по внедрению суточной балансировки на рынке природного газа и процедуры разработки, представления и утверждения Плана развития газотранспортной системы на следующие 10 лет". Таким образом, Регулятор внес соответствующие изменения в Кодекс ГТС, Кодекс ГРС и Кодекс газохранилищ, а также в Правила поставки природного газа, Типовой договор поставки природного газа, Типовой договор транспортировки природного газа и Типовой договор распределения природного газа.

Разработать и запустить балансирующую платформу должен был Оператор ГТС. Несмотря на большую работу, которую провели специалисты ПАО "Укртрансгаз", переход на суточную балансировку переносили дважды. Как в первом, так и во втором случае информационная балансирующая платформа не была завершена с точки зрения технических деталей, а также не была готова с позиции информационного наполнения. Согласно последнему решению Регулятора по этому вопросу, внедрение суточной балансировки запланировано на 1 декабря 2018 г. До этого времени специалисты ПАО "Укртрансгаз" должны завершить доработку платформы, устранить технические неисправности, провести обучение для субъектов газового рынка и запустить работу платформы в тестовом режиме. Основные проблемы, с которыми столкнулись субъекты газового рынка Украины, касаются следующего:

  • наполнение балансирующей платформы данными, в том числе операторами ГРС, осуществлено не в полной мере. Неполные данные в системе не дают возможность создать пару "Поставщик – Потребитель", и таким образом обеспечить стабильную работу рынка, а также гарантию выполнения поставщиками договорных обязательств;
  • урегулирование вопроса по использованию цифровой подписи. Данная процедура должна соответствовать нормам действующего законодательства с тем, чтобы удостоверить подлинность данных в платформе и соответствие фактическим поставкам, а также способствовать урегулированию спорных моментов и требований со стороны проверяющих органов;
  • не в полной мере урегулирован вопрос отображения в платформе передачи газа добывающими предприятиями в систему;
  • защита данных, которые передают в систему поставщики и потребители. Согласно сообщению ПАО "Укртрансгаз", компания продолжает развивать и совершенствовать работу информационной платформы (ИП) суточной балансировки, в том числе внедряя дополнительные средства защиты данных и каналов передачи информации, с которыми работают пользователи ИП. С целью повышения уровня кибербезопасности и защиты информации пользователей ИП, группой разработчиков ПАО "Укртрансгаз" было предложено после завершения периода тестирования полностью перевести ее на функционирование через защищенный европейский протокол передачи данных AS2/AS4. С 2016 г. этот протокол применяется Оператором при обмене коммерческой и диспетчерской информацией со всеми европейскими операторами ГТС в соответствии с общепринятым на европейском рынке газа стандартом обмена данными EDIG@S. Для полного обеспечения безопасной работы системы операторы ГРС до 18 октября 2018 г. должны были выполнить предыдущие настройки и тестирование процедуры передачи данных по защищенному протоколу AS2/AS4. Таким образом, на сегодняшний день все еще остается открытым вопрос защиты данных, которые составляют коммерческую тайну, и при несанкционированной их потере предприятия- поставщики и их контрагенты могут понести материальные убытки.

    Как сообщила руководитель Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксана Кривенко в рамках выступления на IV Украинском газовом форуме, который проходил 11-12 октября в Киеве, комиссия рассчитывает на запуск суточной балансировки газа с декабря т.г. Ранее НКРЭКУ уже дважды переносила переход на суточную балансировку газа: сначала с 1 августа на 1 октября, а затем – на 1 декабря 2018 г. В отведенный срок оператор ГТС должен провести всестороннее тестирование информационной платформы для суточной балансировки, а также провести ее доработку. В свою очередь, обл- и горгазы должны обеспечить наполнение системы данными потребителей. В сентябре-октябре 2018 г. Оператор ГТС продолжил обучающие семинары для субъектов газового рынка, а также работу по устранению технических недостатков в работе платформы.

    Переход на суточную балансировку, равно как и другие направления реформы газового рынка Украины, проходит под пристальным вниманием со стороны Энергетического Сообщества (ЭС). Напомним, в марте 2017 г. Секретариат ЭС принял Стратегию по обеспечению функционирования газовых рынков в странах Энергетического Сообщества и содействию интеграции европейских газовых рынков. Данная Стратегия определяет законодательные, рыночные и инфраструктурные меры, которые необходимо реализовать до 2020 г. включительно для преодоления недостатков взаимодействия существующей газовой инфраструктуры и рыночных структур, а также для повышения ликвидности газовых рынков, диверсификации поставок и обеспечения энергобезопасности в странах ЭС, как это предусмотрено III Энергетическим пакетом. В целом, в Стратегии определены согласованные усилия, необходимые для развития инфраструктуры и рыночных преобразований. Хотя интеграция газового рынка стран, которые приобщились к ЭС, зависит в большей степени от развития инфраструктуры, она также требует внедрения рыночных механизмов в сегменте поставок. Одна из мер, которая предусмотрена Стратегией, касается внедрения системы балансировки и, таким образом, повышения ликвидности газовых рынков, а также развития оптового рынка краткосрочных продуктов в сегменте торговли природным газом. По мнению европейских коллег, для этого необходимо:

  • запустить в работу виртуальные торговые точки (VTP) и торговые площадки, как предпосылку гармонизации правил балансировки и увеличения ликвидности;
  • гармонизировать систему балансировки, начиная с ее создания и информационного обеспечения работы, а также урегулирования в соответствии с данной системой балансировки региональных правил.

    Дорожная карта проведения соответствующих изменений предусматривает, что функционирование VTP и запуск торговой платформы должны были состояться в течение II кв. 2018 г. или, по крайней мере, до конца этого года. После чего должно последовать согласование региональных правил балансировки в соответствии с утвержденными нормами для европейских газовых рынков. В сентябре 2017 г. Секретариат ЭС опубликовал отчет, в котором представил обзор текущего состояния реализации III Энергетического пакета, состояния интеграции региональных рынков, а именно: внедрение кодексов и принципов управления газовыми сетями, реализация соглашения о взаимосвязи между операторами системы ГТС и соседними государствами-членами ЕС, а также прозрачность распределения мощностей и свободного доступа к ним. Анализ охватывал газовые рынки Албании, Боснии и Герцеговины, бывшей югославской Республики Македония, Молдовы, Сербии и Украины. Относительно инфраструктурного аспекта отчет (за период сентябрь 2017 г.-июнь 2018 г.) содержит обновленный обзор развития национальных и региональных газовых рынков, освещает вопросы отделения оператора ГТС, доступа третьих сторон к газовой инфраструктуре, гармонизации тарифов "вход-выход", распределения мощностей и запуска системы балансировки как инструмента для повышения ликвидности газового рынка и энергетической безопасности. Анализ газового рынка Украины по вышеупомянутым критериям отражает показатели реформ, и тут важно отметить, что показатели Украины довольно неплохие, но значительных изменений в период с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. на газовом рынке практически не произошло. Аналогичная ситуация сохраняется и в октябре 2018 г.

    Наихудшие показатели Украина имеет в вопросе внедрения системы балансировки и ликвидности рынка, а также в вопросе так называемого анбандлинга или отделения Оператора ГТС. Это не значит, что Украина ничего не делает в этом аспекте, но европейские коллеги ожидают, что рыночные преобразования будут происходить более динамично. На сегодняшний день газовый рынок Украины состоит из регулируемого и нерегулируемого сегментов. По данным "Укртрансгаза", в 2017 г. на газовом рынке Украины работало более 250 поставщиков природного газа. Торговля осуществляется преимущественно путем заключения краткосрочных двусторонних контрактов. В настоящее время в Украине работает две товарные биржи, где возможна торговля природным газом, а именно, СЕ UEEX и UGX. За последний год значительно выросли объемы газа, который был продан на этих биржах, однако его ликвидность все еще остается низкой. Таким образом, газовый рынок Украины нуждается в повышении ликвидности, развитии торговых инструментов, в том числе посредством использования принципов функционирования газовых рынков стран ЕС.

    Для эффективного развития и интеграции с европейскими рынками в Украине должны быть введены общеевропейские правила торговли, внедрены инструменты для торговли и сформирован рынок балансирующих услуг. Только таким путем украинский рынок природного газа может полноценно интегрироваться в европейскую систему снабжения природного газа, стать высоколиквидным и соответствующим требованиям для создания в дальнейшем полноценного газового хаба.

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt