Французские рецепты энергонезависимости

В стремлении укрепить свою энергонезависимость Франция выходит в мировые лидеры ВИЭ

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Великая французская энергетическая эволюция

Зависимость украинской экономики от импорта энергоносителей, которая особенно развилась в последнее десятилетие после 2007 г., похоже, уже убедила многих руководителей бизнеса в Украине, да, похоже, и многих чиновников, что такая зависимость – это нормальное явление в рыночной экономике. Да и опыт развитых стран - США, Японии, Германии и Великобритании - показывает, что такая зависимость – обычное дело.

Однако всегда непредсказуема Франция и здесь идет своим путем. В частности, нестандартность ее подходов проявилась несколько лет назад в отказе Франции свернуть свою программу мирного атома, как это сделала Германия, которая в 2022 г. планирует закрыть последнюю атомную электростанцию на своей территории. Есть чему поучиться у французов и их извечным конкурентам британцам, у которых пока нет никакой уверенности, что в 2040 г. атомная энергетика сможет поддержать британский энергетический сектор в борьбе за сокращение парниковых выбросов.

В результате, сегодня Франция, вслед за США, - лидеры атомного энергопроизводства и потребления, за ними следуют КНР, Россия и Корея. Франция почти на 72% обеспечивает свои потребности в электроэнергии за счет атомной энергетики, которая вырабатывает более 370 ТВт часов электроэнергии в год. Компания Electricite de France управляет 58 атомными реакторами страны.

Во Франции с большой ответственностью относятся к вопросам сокращения выбросов парниковых газов. И не случайно, что новый международный протокол, направленный на борьбу с глобальным потеплением, был подписан в декабре 2015 г. именно в Париже. Однако, что еще очень важно, французы увидели в динамичном переходе на возобновляемые источники энергии не только возможность оздоровить климат планеты, но и многочисленные новые ростки экономического развития страны.

В результате, во Франции вопросы экономического роста тесно связаны с борьбой против изменения климата. Французское агентство поддержки экономического развития (ADF) с 2007 г. выделило на развитие энергетического сектора EUR7.4 млрд, из которых EUR5.4 млрд пошли на развитие технологий и проектов возобновляемой энергетики. В целом, агентство планирует продолжать направлять порядка EUR2 млрд в год на исследования в области возобновляемой энергетики.

Приоритеты 2050

Сможет ли Франция к 2050 г. потреблять электричество, на 100% производимое возобновляемыми источниками энергии? Уже сегодня во Франции весьма серьезно задаются этим вопросом. В частности, целый ряд институтов ведет дорогостоящие исследования в этом направлении.

В частности, в результате этих исследований стали очевидны некоторые ключевые посылы, связанные с решением этой задачи:

  • сочетание различных технологий принципиально важно для решения проблемы устойчивости от непредсказуемых изменений погоды;
  • не менее важна интеллектуальная гибкая электросистема;
  • создание новой сети даст возможность в любой момент оперативно корректировать и достигать баланс между производством и спросом электроэнергии в стране, а также значительно повысит потенциал энергетической отрасли страны, что многократно умножит ее экономическое развитие.

    Во Франции также убеждены в необходимости развивать региональные системы отопления.

    Традиционно, первые и самые мощные отопительные системы формировались в больших городах, таких как Гренобль, Париж, Страсбург. Сегодня тенденция состоит в том, чтобы использовать местные возобновляемые ресурсы для отопления помещений, в частности, энергию геотермальных вод, коммунальный мусор для производства тепла для обогрева жилищ.

    Естественно, энергия возобновляемых источников все больше используется для коммунального потребления в городах Франции. При этом инициатива отдана местным администрациям, которые могут решать вопросы относительно:

  • тех или иных видов возобновляемых источников энергии, требующих инвестирования;
  • расширения и уплотнения существующих систем отопления;
  • создания новых региональных отопительных систем (экологические районы, организация отопления в сельских регионах и т.д.).

    Поэтому во Франции никто не упрекнет премьер-министра за опоздание с началом отопительного сезона. Однако на плечах правительства также лежит немалый груз ответственности за развитие эффективной энергетической системы в стране. Правительство поддерживает и регулирует:

  • принятие регуляторных схем, которые призваны облегчить реализацию энергоэффективных проектов (регулирование стандартов термальных систем, стандарты городского планирования и т.д.);
  • вопросы финансирования – субсидирование, возможности снижения налоговой нагрузки и т.д.;
  • техническую поддержку национальных научных центров (ADEME, Cerema);
  • с 2010 г. осуществляет обязательное проведение технико-экономического обоснования для региональных систем отопления в новых районах городской застройки;
  • с 2015 г. — обязательный мастер-план для дальнейшего развития отопительных региональных систем старше 2009 г. постройки.

    Результаты активного взаимодействия региональных и общенациональной программ развития налицо. Так, например, в 2005 г. в стране было 400 отопительных систем, из которых 25% использовали возобновляемые источники энергии, а в 2015 г. в стране было уже 600 отопительных систем, из которых 50% - из возобновляемых источников энергии.

    На волне глобального опыта

    Государство с огромным колониальным опытом, Франция сохранила связи со многими своими бывшими колониями и стремится вести себя, как ответственная метрополия. Эти связи особенно крепки и ценны с Субсахарскими регионами Африки, прежде всего, в Западной Африке.

    Сегодня в мире более 1.3 млрд человек живет без доступа к элементарным удобствам, поскольку лишены доступа к электроэнергии. В 2011 г. генеральный секретарь ООН Пан Ки-Мун объявил о начале программы "Устойчивая энергия для всех" (SE4ALL).

    Как страна заинтересованная, Франция является одним из наиболее активных участников этой программы. До 2030 г. необходимо инвестировать порядка EUR36.6 млрд в эту программу, чтобы обеспечить всеобщий доступ населения планеты к устойчивым поставкам электроэнергии.

    Все действия французской государственной поддержки привязаны сейчас к четырем ключевым задачам:

  • предоставление приоритета возобновляемым источникам энергии и повышение энергоэффективности;
  • улучшение доступа к электроэнергии в сельских регионах;
  • повышение безопасности и эффективности всех энергосистем;
  • развитие энергетической стратегии и увеличение количества совладельцев энергосистем.

    Французские государственные чиновники подчеркивают, что для достижения вышеуказанных целей, необходимых для реализации инициативы SE4ALL, требуется мобилизовать крупные дополнительные финансовые фонды. Поэтому очень важно в дополнение к традиционным государственным источникам помощи и банковскому финансированию привлекать и другие механизмы. В частности, во Франции полагают, что эффективным для программ местного отопления может быть механизм crowdfunding, когда новые энергетические системы финансируются за счет средств будущих пользователей системы.

    Африканцы всех стран объединяйте электросети

    Хорошим примером активной работы французских органов и частных компаний в развитии энергобезопасности и энергоэффективности на Африканском континенте может служить развитие современных энергетических систем в Западно-Африканском регионе в рамках проектов Западно-Африканского Энергетического Пула (West African Power, PoolWAPP). Так, было построено несколько передающих линий и систем интерконнекторов, а также целая сеть солнечных и других источников возобновляемой энергии, многие из которых профинансировала ADF (в частности EUR200 млн было вложено в создание интерконнектора между Ганой и Буркина Фасо).

    Другим положительным примером поддержки африканцев может служить программа всеобщей помощи электрификации сельских регионов Марокко (Global Rural Electrification Programme, PERG). Франция оказывала Марокко помощь по этой программе с 1996 г. К 2009 г. уровень сельской электрификации в Марокко достиг 97% при среднем уровне доступа к электричеству в селах порядка 75%. Французская сторона вложила в проект PERG порядка EUR240 млн, в т.ч. для обеспечения электрификации удаленных сельских поселений, где было установлено более 50 тыс солнечных модулей.

    Европейское лидерство и украинские интересы

    Европейский Союз на сегодня является ведущим мировым игроком в деле поддержки развития энергетического сектора. Наряду с прямой финансовой поддержкой, ЕС помогает создавать инструменты совместного финансирования, сочетающие банковские кредиты и гранты.

    Франция один из самых активных участников инициативы ЕС по борьбе с бедностью посредством энергетической инициативы (European Union Energy Initiative, EUEI). В частности, в рамках этой инициативы вложено EUR2.7 млрд на обеспечение доступа к электроэнергии для более чем 30 млн человек в период 2014-2020 гг. в суб-сахарских, так называемых "черных" регионах Африки, где было создано более 5 Гвт возобновляемых источников энергии, что, в свою очередь, предотвратит ежегодно попадание в атмосферу более 11 млн т СО2.

    Опыт французов чрезвычайно полезен для Украины, которая, имея весьма развитую атомную энергетику, сегодня имеет возможность создать комплексную, современную энергетическую систему для уменьшения выбросов СО2 и, главное, повышения устойчивости и энергетической независимости страны.

    Безусловно, далеко не всегда приоритеты, которые озвучиваются руководителями Франции и Украины, звучат в унисон, а порой могут и диссонировать.

    В то время, как Франция планирует запретить добычу углеводородов на своей территории с 2040 г., в Украине вполне трезво полагают, что в украинском контексте наращивать добычу природного газа не только можно, но и нужно. Однако при этом не стоит закрывать глаза и на то, что поставки газа в страну также нуждаются в реальной, а не показной диверсификации.

    Не менее сложная дилемма стоит перед Украиной и в вопросе дальнейшего развития национальной атомной энергетики. Как мы уже писали, в интересах независимости страны стоит продолжать гармоничное параллельное развитие как атомной, так и альтернативной энергетики. И все же вектор приоритетов, выбранный Францией для дальнейшего эффективного как энергетического, так и экономического развития страны, вполне заслуживает того, чтобы украинское правительство, отраслевые эксперты и финансисты ими вдумчиво воспользовались.

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt