Все идет не по плану

Газодобыча растет, но медленнее, чем планировалось

Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности провел круглый стол на тему "Достижение целей газодобычи до 2020 г. Все ли возможности использованы?".

Владимир МИХАЙЛОВ

Участие в мероприятии приняли депутаты профильных комитетов Верховной Рады Украины, представители Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, Министерства экологии и природных ресурсов, Государственной службы геологии и недр Украины, Посольства Великобритании в Украине, глава ПАО "Укргаздобыча", члены департамента топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Львовской областной государственной администрации, а также представители общественности добывающих регионов.

Участники представляли свое видение ситуации в газодобывающем секторе и говорили о том, что нужно сделать для ее улучшения.

Вопросы добычи украинского газа, тарифов, субсидий и их монетизации – одни из самых важных вопросов, обсуждаемых в обществе, заявил и.о. председателя Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский, открывая круглый стол.

"Мы приняли ряд важных законопроектов для того, чтобы увеличить добычу, создать конкурентные условия для инвесторов. Нам нужно революционное увеличение объема добычи газа. Программа 20/20 для нас критически важна. Мы движемся вперед, но это должно происходить более высокими темпами. Многое нужно сделать на уровне парламента, исполнительных органов, чтобы снять те барьеры, которые мешают нам двигаться вперед", - сказал он.

Первый секретарь Посольства Великобритании Кейти Коттрелл сообщила о заинтересованности британских компаний в инвестициях в энергетический сектор Украины, возобновляемую энергетику, энергоэффективность, новейшие технологии для повышения объемов добычи газа.

"Мы понимаем важность для Украины увеличения добычи отечественного газа. Мы знаем, что Украина имеет существенный потенциал увеличения добычи. С экономической точки зрения имеет смысл тратить больше денег на увеличение добычи, а не на импорт", - сказала К. Котрелл. Она отметила важность проводимых в отрасли реформ и, в частности, внедрения нового, независимого регулятора и облегчения процесса выдачи лицензий. Она также рассказала об опыте Великобритании в этой сфере.

Заместитель министра энергетики Михаил Близнюк представил результаты выполнения Концепции развития газодобывающей отрасли до 2020 г. Концепция была принята 26 декабря 2016 г., и с тех пор уже прошло достаточно много времени, однако можно сказать, что в целом, к сожалению, она не выполняется.

Замминистра перечислил целый ряд критериев, которые позволяют сделать такой вывод. Так, уровень добычи газа, который есть на балансе, в Украине составляет всего 2% от разведанных запасов. Это намного меньше, чем в других странах. В частности, в США добыча составляет 7%, а в Норвегии – 8% от разведанных запасов. При этом имеющихся в Украине запасов газа должно хватить на 43 года.

"У нас достаточная ресурсная база для увеличения добычи. Украина входит в тройку стран с самыми большими запасами газа в Европе. Кроме того, у нас одна из самых мощных в Европе инфраструктур газотранспортной системы, подземных газохранилищ", - сказал М. Близнюк.

Однако динамика добычи газа оставляет желать лучшего. Основная доля добычи приходится на ПАО "Укргаздобыча" - это 74% общего объема добычи. У этой компании идет рост, но, к сожалению, слишком медленный. В 2017 г. "Укргаздобыча" добыла 15 253 млн куб м газа, что на 4.5% больше, чем в 2016 г. Однако в 2018 г. рост добычи составит всего 1%.

Добыча "Укрнафты", на которую сейчас приходится 5% от ее общего объема, сокращается третий год подряд. По результатам 2017 г. она упала на 14%. В 2018 г. ситуация немного стабилизировалась, но также ожидается падение на 3%.

Другие субъекты газодобычи, на которые суммарно приходится 21% общего объема, в 2018 г. показывают рост порядка 7-8%.

Динамика темпов роста добычи газа нестойкая как в целом, так и по группам предприятий, отметил замминистра. В 2017 г. добыча природного газа составила 20.5 млрд куб м. Это на 2% больше, чем в 2016 г. На 2018 г. прогноз составляет около 21 млрд куб м. Это всего на 1.9-2% больше, чем в 2017 г. По мнению министерства, неудовлетворительная динамика обусловлена, прежде всего, задержкой в разработке и принятии нормативно-правовых актов.

Выполнение плановых показателей Концепции также нельзя назвать хорошим. Основной показатель – объем добычи. По плану в 2018 г. добыча газа в Украине должна была составить 22.5 млрд куб м, но на сегодня прогнозируется добыча на уровне всего лишь 20 млрд куб м.

По плану, предусмотренному Концепцией, "Укргаздобыча" в 2018 г. должна была добыть 16.5 млрд куб м. Сейчас прогноз добычи составляет 15.4 млрд куб м, т.е. отставание от плана составит около 7%. По другим субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности план по Концепции составлял 6 млрд куб м. На сегодня прогнозируется 4.5 млрд куб м, т.е. отставание от плана составит 25%.

Замминистра также озвучил суммы рентных платежей газодобывающих компаний. Одна только "Укргаздобыча" на протяжении 10 мес. 2018 г. заплатила в местные бюджеты 992 млн грн. Основными областями, которые получили эти средства, стали Харьковская (506 млн грн), Полтавская (398 млн грн), Львовская (31 млн грн) и Днепропетровская (29 млн грн) области. Он также отметил, что НАК "Нафтогаз Украины" обеспечивает 17% всех налоговых поступлений (или 102.9 млрд грн) в общий бюджет страны.

24 октября 2018 г. правительство обновило план мероприятий по реализации Концепции. Основные меры в рамках Концепции, которые еще предстоит выполнить, направлены на создание благоприятных условий по привлечению инвесторов. В частности, это проведение открытых аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами. Кроме того, ожидается проведение двенадцати конкурсов по соглашениям о разделе продукции. Принятие в ноябре соответствующего постановления Кабмина дало потенциальным инвесторам упрощенный допуск к геологической информации.

"Хотелось бы отметить, что правительство и парламент разработали много важных законопроектов для увеличения добычи углеводородов. Проведена децентрализация рентной платы, 5% рентных платежей остаются в местных бюджетах. На сегодня местные бюджеты получили уже более миллиарда гривен. Верховная Рада приняла закон о дерегуляции в нефтегазовой сфере. Самое важное – внедрение стимулирующего режима налогообложения, т.е. уменьшение рентной платы для новых скважин более чем в два раза", - сообщил М. Близнюк.

Комментируя доклад замминистра, замглавы Комитета ВР по вопросам ТЭК Ольга Белькова подчеркнула, что рост все же идет, хотя и с отставанием от принятого графика.

"Было сказано о планах и фактической реализации. Я не соглашусь с вами, что у нас падение. У нас не падение, а невыполнение плана. У нас есть рост по всем компаниям, но, к сожалению, нет выполнения плана, который мы составили себе в 2016 г.", - уточнила она.

Заместитель министра экологии Виктор Вакараш рассказал о мерах, принимаемых для сохранения и увеличения ресурсной базы газодобычи в будущем. Серьезной проблемой в этом плане является недофинансирование разведочных работ.

"Парламент принял общегосударственную программу развития минерально-сырьевой базы. И хотелось бы, чтобы во исполнение этой программы велись геологоразведочные работы. К сожалению, в течение последних шести лет программа финансируется лишь на 8%. 100 млн грн, которые выделяются на нее, – это недостаточно. Мы неоднократно обращались с просьбами увеличить сумму на проведение геологоразведочных работ на 700-800 млн грн, что дало бы нам возможность увеличивать площади и добычу", - сказал он.

Министерство экологии совместно с ассоциациями, посольствами, депутатами активно работает над усовершенствованием законодательства. При министерстве работает рабочая группа, которая отрабатывает новую редакцию Кодекса о недрах. На сегодня, чтобы упростить процедуру получения разрешений на добычу, нужно принимать точечные решения, и некоторые такие решения уже принимаются, отметил В. Вакараш. Так, уже отменена плата за продление пользования нефтегазовыми месторождениями. Если раньше газодобывающим компаниям отказывали в выдаче лицензий по причине наличия у них задолженности, то теперь задолженность исключена из перечня причин для отказа в выдаче разрешений. Упрощен порядок согласования с местными властями при получении разрешений на пользование недрами. С июня 2019 г. будет внедрена электронная система выдачи разрешений. Внедряется проект проведения аукционов путем электронных торгов.

Кроме того, правительство утвердило дорожную карту, которой предусмотрено в ближайшее время внести изменения в десять нормативных актов. "Подготовка и принятие таких решений также будет стимулировать наших недропользователей, в том числе и тех, которые занимаются добычей углеводородов, увеличивать объемы добычи", – подытожил В. Вакараш.

Заместитель директора представительства ЕБРР в Украине Марина Петрова заявила, что ЕБРР готов поддержать инвестиции в газодобычу, но для этого государству необходимо продолжать начатые реформы.

"До Майдана мы уже предоставляли финансирование компаниям газодобывающей отрасли. К сожалению, большинство компаний приняли решение уйти с рынка в 2014 г. Это, конечно, негативно сказалось на росте добычи в Украине. Мы будет продолжать поддержку. Понятно, что для Украины любые закупи газа – дополнительное давление на национальную валюту. Конечно, неправильно тратить деньги на закупку.

Мы уже работаем с двумя небольшими сделками. Одна с "Укргаздобычей" на EUR52 млн, которая, мы надеемся, будет подписана в январе. Она направлена на увеличение эффективности добычи компании на уже существующих скважинах. Обсуждается также вторая сделка с частной украинской компанией, детали которой в ЕБРР раскрывать пока не готовы.

Мы можем делать гораздо больше, но для этого надо, чтобы проводились аукционы, появлялись новые площадки. Потому что без того, чтобы приходили новые инвесторы, мы не сможем рассчитывать на увеличение добычи", - сказала она.

На круглом столе было представлено исследование, проведенное компанией Baringa Partners по заказу ЕБРР. Исследование посвящено возможностям рынка добычи газа в Украине, и основной его вывод – выгоднее тратить средства на развитие добычи, нежели на импорт газа. В исследовании рассматривались два сценария – базовый и "чувствительный".

При базовом - 65% расходов (CAPEX + OPEX) тратится в Украине и 50% маржи также остается в Украине. При "чувствительном" - эти цифры составляют, соответственно, 45% и 30%. Расчеты аналитиков показывают, что импорт природного газа не стимулирует экономику страны, поскольку более чем 90% USD/BOE уходит из экономики. Экономическое влияние замещения импорта наращиванием добычи оценивается в 22.8 USD/BOE при базовом и 16.5 USD/BOE при "чувствительном" сценарии. В перерасчете на объем импорта газа в 2017 г. (14.1 млрд куб м) экономический эффект замещения импорта наращиванием добычи оценивается в $1.5-2.1 млрд в год.

В исследовании также дается ряд рекомендаций, в основном, очевидных – увеличить прозрачность, упростить процедуры, облегчить ведение бизнеса и пр.

Глава "Укргаздобычи" Олег Прохоренко рассказал об итогах работы компании. В 2017 г. компания вышла на 24-летний рекорд добычи – 15.3 млрд куб м. Недавно достигнут 9-летний рекорд суточной добычи – 43.9 млн куб м. С начала трансформации "Укргаздобычи"иНафтогаза" удалось увеличить добычу почти на 1 млрд куб м газа в год.

При этом каждый год падает базовая добыча, и это падение растет. "У нас истощенная ресурсная база. Например, в этом году падение базовой добычи составило 1.1 млрд куб м. Чтобы обеспечить рост в этом году, сначала мы должны обеспечить компенсацию падения базовой добычи, а потом уже наращивать.

Компания обеспечила восстановление ресурсной базы на 15 млрд куб м. Такое удалось сделать впервые за пять лет. До этого мы теряли ресурсную базу. Теперь мы ее фактически стабилизировали – начали наращивать как добычу, так и ресурсную базу", - сказал О. Прохоренко.

Увеличиваются объемы бурения, работ по 3-D сейсмике. "Мы в восемь раз увеличили объемы 3-D сейсмики. Это фантастическая цифра. В это никто бы не поверил три года назад", – отметил глава "Укргаздобычи". Одно из самых больших достижений – программа ГРП. За два года число операций выросла с нуля до 240. Это дало дополнительно 2.2 млрд куб м добычи. Еще почти 1 млрд кубм – операции по ремонту скважин.

"Укргаздобыча" ведет обновление основных фондов. "У нас средний возраст оборудования был 25 лет, сейчас у нас уже либо монтируются, либо идут 20 новых буровых станков – столько мы получим до конца 2019 г. Мы законтрактовали 22 станка международных подрядчиков и уже работаем с крупнейшими компаниями", - сказал О. Прохоренко.

Главная проблема – истощенность ресурсной базы.

"У нас 38% от спецразрешений в Украине выданы на добычу нефти и газа, но мы добываем 75% нефти и газа. У нас больше 90% месторождений уже приближаются к истощению.

Т.е. от тех запасов, которые были открыты, остается 10%. Чем меньше остается запасов, тем менее извлекаемыми они становятся. В 2016-2018 гг. "Укргаздобыча" почти 170 раз подавала пакеты документов на получение новых участков. Мы получили лишь 17. При этом для нашей Стратегии 20/20 надо получать 15 лицензий в год. За последние 20 лет "Укргаздобыча" получила лишь 14 новых спецразрешений. Большая часть их, 50% или 120-150 лицензий, выданы компаниям, про которые никто не знает. Они не ведут разведку и добычу. Сейчас на такие компании приходится около трети всех лицензий.

При этом, получив 17 спецразрешений, мы открыли пять новых месторождений. Это говорит о том, что когда мы получаем лицензию, мы очень эффективно ее отрабатываем", - отметил глава "Укргаздобычи".

О. Прохоренко также назвал ряд мер, которые, по его мнению, будут способствовать увеличению добычи. В частности, он предложил поставить вопрос о лишении облсоветов права предоставления спецразрешений. "К сожалению, эта система дискредитировала себя, и это один из факторов задержки развития", - сказал он.

Кроме того, необходимо систематически проводить аукционы. "Укргаздобыча" готова участвовать в этой работе. Спецразрешения, которые получает компания, нужно разрабатывать в партнерстве с международными компаниями.

Помимо этого, О. Прохоренко еще раз озвучил свою идею введения системы ключевых показателей эффективности для чиновников, от которых зависит принятие решений, влияющих на работу газодобывающих компаний.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt