Цена реформы

Новый рынок электроэнергии увеличит ВВП на $72.1 млрд за 11 лет

Украинский институт будущего подготовил исследование "Реформы рынка электроэнергии в Украине: вызовы и возможности". Исследование было презентовано в Международном научном центре имени Вудро Вильсона (Вашингтон, США), где с докладом выступил эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего, кандидат экономических наук Адриан Прокип.

Владимир МИХАЙЛОВ

В документе оценивается экономический эффект как от успеха, так и от неудачи реформ в секторе электроэнергетики. Предполагается, что новый рынок заработает 1.07.2019 г., как это запланировано в принятых законодательных актах. К этому времени должны быть созданы отдельные сегменты рынка (организованного и неорганизованного) с ценообразованием на базе конкуренции, завершено отделение распределительных компаний от поставщиков электроэнергии и введено стимулирующее тарифообразование для операторов системы передачи и распределения. Стоит отметить, что из всего этого, пока проведено лишь разделение распределительных компаний от поставщиков. При наличии политической воли можно было бы и стимулирующее тарифообразование ввести уже в этом году, но таковой воли, очевидно, нет, и появиться она может только после выборов.

Нынешняя модель рынка является угрозой для экономического развития, считают в институте. Проблемы рынка хорошо известны, и в исследовании они перечисляются еще раз: перекрестное субсидирование, нерыночный подход к ценообразованию и инвестициям, сложность вхождения на рынок, низкая конкуренция между производителями, непредсказуемость денежных потоков и низкая платежная дисциплина, зарегулированность и отсутствие прозрачности, высокий износ фондов и пр.

По оценкам института, нынешняя модель обходится Украине в $12.22 млрд ежегодных потерь, в т.ч. $7.4 млрд ВВП, $3.66 млрд инвестиций, $1.16 млрд бюджетных поступлений.

Реформирование же рынка электроэнергии положительно повлияет на макроэкономическую ситуацию в Украине. За счет проведения реформы в период 2019-2030 гг. будет создан дополнительный ВВП на сумму $72.1 млрд, в государственный бюджет дополнительно поступит $12.1 млрд налогов, население дополнительно получит $17.7 млрд доходов.

В результате реформирования рынка генерирующие компании смогут в 2019-2030 гг. инвестировать $29.8 млрд, что в 11.5 раз больше, чем без проведения реформы. Эти инвестиции позволят профинансировать в полном объеме ввод новых энергоблоков и предотвратить дефицит базовых мощностей, который без проведения реформы возникнет после 2029 г. В случае непроведения реформы сохраняется влияние государственного регулятора на ценообразование и остаются риски несвоевременных расчетов с производителями за электроэнергию.

В результате перехода на стимулирующее тарифообразование операторы системы передачи и распределения смогут аккумулировать EUR7.5 млрд инвестиционного ресурса, что почти в 2 раза больше, чем без проведения реформы. Вследствие увеличения объемов инвестирования ожидается снижение потерь в сетях распределения — с 8.6% в 2017 г. до 7.2% в 2030 г., а в сетях передачи, соответственно, с 2.6% до 2.1%.

В случае непроведения реформы для распределительных компаний сохраняются риски ухудшения состояния сетей и рост частоты отключений энергоснабжения потребителей.

Если, кроме проведения реформы, энергосистему страны удастся присоединить к ENTSO-Е, то экспорт электроэнергии вырастет почти в пять раз — с 5.6 млрд кВтч в 2017 г. до 25.0 млрд кВтч в 2030 г. Как следствие, страна получит дополнительно $6.7 млрд экспортной выручки за период 2019-2030 гг. В докладе отмечено, что в случае непроведения синхронизации сохраняется зависимость от импорта электроэнергии из РФ и Беларуси во время кризисных периодов.

Некоторые моменты в докладе позволяют сделать вывод, что проведение реформы не так уж существенно скажется на ряде ключевых показателей. Так, в документе указано, что отсутствие реформирования рынка приведет к большей нагрузке на ТЭС, но приведенные цифры говорят и о том, что нагрузка существенно вырастет в любом случае, а реформа поможет уменьшить ее совсем чуть-чуть. Если за 2017 г. коэффициент использования мощностей ТЭС составляет 20.9%, то к 2030 г. он вырастет до 37.6%, а в случае успеха реформ — до 36.5%, т.е. на 1.1% меньше. Авторы исследования указывают, что провал реформ усилит влияние на окружающую среду, которое в условиях недостаточности средств на программы экологической модернизации не будет минимизировано. Но вряд ли один процент разницы действительно на что-то серьезно повлияет в плане экологии.

Кроме того, реформа несущественно снизит оптовую цену на электроэнергию в среднесрочной перспективе. В начале-середине 2020-х годов разница будет заметной, но к 2030 г. она практически нивелируется (рис.1).

Рис.1. Сравнение оптовых цен на рынках Украины и соседних стран ЕС, 2020-2030 гг., EUR/МВтч

ИСТОЧНИК

Исследование "Реформы рынка электроэнергии в Украине: вызовы и возможности".

Несмотря на то, что реформирование будет способствовать притоку инвестиций, это лишь ненамного увеличит генерирующие мощности (рис.2). Тем не менее, авторы доклада считают, что это увеличение будет достаточным для того, чтобы предотвратить нехватку генерирующих мощностей. Без реформ Украина к 2030 г. превратится в нетто-импортера электроэнергии.

Рис.2. Прогноз наличия базовых генерирующих мощностей и нагрузки при неудаче (слева) и успехе (справа) реформ

ИСТОЧНИК

Исследование "Реформы рынка электроэнергии в Украине: вызовы и возможности".

В исследовании также говорится, что проведение рыночного ценообразования и введение стимулирующего тарифообразования приведет в течение первых двух лет к более быстрому росту тарифов для конечных потребителей, нежели без проведения реформы. По расчетам института, тарифы для населения в 2019 г. вырастут на 28% (с 1.40 грн за кВтч в 2018 г. до 1.78 грн за кВтч в 2019 г.), а в 2020 г. — еще на 84%. Для промышленных потребителей тарифы вырастут в 2019 г. на 45% (с 1.80 грн за кВтч до 2.60 грн за кВтч) со снижением на 5% в 2020 г. Снижению тарифов промышленных потребителей будет способствовать отмена дотационных сертификатов. В дальнейшей перспективе темпы роста тарифов при условии проведения реформы не будут превышать аналогичный показатель без реформы.

Таким образом, реформа будет означать более дорогую электроэнергию для бытовых потребителей и некоторое (незначительное) снижение цены на электроэнергию для коммерческого сектора. Впрочем, как уже было сказано, стимулирующее тарифообразование будет принято нескоро, поэтому темпы роста цены на электроэнергию, скорее всего, будут ниже, чем прогнозируется.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2019. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt