Энергобедная Европа

Центрально-восточные европейцы мерзнут почти так, как мы

Энергетическая бедность в ряде стран ЕС весьма значительна. Многие домохозяйства не в состоянии обеспечить нормальный уровень тепла в своих домах, причем расходы на энергетические нужды быстро растут. Об этом свидетельствует исследование, выполненное компанией Orenda Communications и сетью независимых экспертов OpenExp и опубликованное Европейской коалицией "Право на энергию" (European Right to Energy coalition). Коалиция объединяет общественные организации, занимающиеся вопросом обеспечения права жителей европейских стран на чистую и доступную энергию.

Владимир МИХАЙЛОВ

Исследователи составили первый рейтинг стран ЕС по уровню энергетической бедности — Европейский индекс энергетической бедности (The European Domestic Energy Poverty Index, EDEPI). В рейтинге используется сводный индекс из четырех показателей, основанный на данных Евростата. Благодаря такому подходу впервые удалось провести всестороннее сравнение энергетической бедности в разных странах с учетом ее причин и проявлений.

На первых местах в рейтинге — северо-запад ЕС (то есть Скандинавия и собственно Западная Европа), а на юге и востоке ЕС все значительно хуже. Швеция и Финляндия входят в число лучших стран.

Самой энергетически бедной страной является Болгария. Она хуже всех по всем из оцениваемых в исследовании параметрам. В Болгарии самые сырые и незащищенные от плохой погоды дома, самые высокие расходы на электроэнергию для домашних хозяйств, хуже всего поддерживается тепло в домах зимой и прохлада летом. Зимой 64% домохозяйств испытывают энергетическую бедность, летом — 71%.

Авторы исследования приходят к следующим выводам:

  • большинство стран ЕС (17 стран) имеют значительный уровень энергетической бедности;
  • доля расходов домохозяйств на энергию в Европе растет, причем этот рост становится более заметным в семьях с низким доходом. В период с 2000 по 2014 гг. расходы на энергию таких домохозяйств увеличились на 33%;
  • существует четкое разделение между странами северо-запада ЕС с одной стороны и юга и востока ЕС с другой;
  • социально-экономические факторы играют большую роль в том, что в стране высок уровень энергетической бедности, климат менее важен;
  • страны с более строгими строительными нормами и более высоким ВВП на душу населения демонстрируют более низкий уровень энергетической бедности;
  • население стран с самым высоким уровнем энергетической бедности страдает от нее не только зимой, но и летом.

    Оценки EDEPI показывают, что в большинстве стран ЕС уровень энергетической бедности колеблется от "умеренно высокого"доэкстремального" среди домохозяйств с низким доходом (рис. 1). При этом четко видно разделение между "старой Европой" и странами, которые вошли в Евросоюз позже.

    Рис. 1. Европейский индекс энергетической бедности (EDEPI)

    Энергетически богатые страны — это, в первую очередь, "ядро" Евросоюза - Франция, Германия и Бенилюкс, а также Швейцария, Великобритания, Ирландия и скандинавские страны. Бедные страны — это юг (Италия, Испания, Португалия, Греция, Кипр) и бывшие социалистические страны.

    Таким образом, уровень энергетической бедности ниже в холодных северо-западных регионах, где валовой внутренний продукт на душу населения выше среднего по ЕС и где уже давно приняты жесткие строительные нормы. На юге и востоке ВВП на душу населения ниже среднего по ЕС, а качество жилья часто настолько низкое, что люди испытывают тепловой дискомфорт как зимой, так и летом, и тратят много энергии на обогрев жилья в течение всего года.

    Ежегодные расходы на энергию в ЕС варьируются от EUR 216 в Болгарии до EUR 2 315 в Дании. Для определения уровня обеспеченности энергией важнее другой показатель — доля расходов на энергию в общих расходах домохозяйств. В исследовании приведен пример шести стран, которые показывают, насколько широк разброс обоих показателей и как мала связь между ними.

    По состоянию на 2014 г. словаки тратили на энергию почти четверть бюджета — 23.4% , и это был один из самых высоких показателей в ЕС. В денежном выражении это составляло чуть больше тысячи евро (EUR 1030). Датчане тратили вдвое больше (EUR 2315), но это составляло лишь 9.7% среднего бюджета датского домохозяйства. Болгары тратили в десять раз меньше датчан (EUR 216), но доля расходов на энергию в болгарском домохозяйстве была в полтора раза выше — 14.8%. В Швеции на энергию тратят вдвое больше, чем в Болгарии (EUR 571), но это лишь 2.8% бюджета домохозяйств.

    Из данных, приведенных на официальном сайте рейтинга энергетической бедности, видно, что во всех бывших соцстранах, принятых в ЕС в 2005 г., доля расходов на энергию в общих расходах была выше как на момент принятия, так и сейчас. Ситуация на востоке Европы не стала лучше за почти полтора десятка лет членства в ЕС (рис. 2).

    Рис. 2. Изменение доли расходов на энергию в общих расходах наиболее богатых домохозяйств в разных странах

    Еще одна плохая новость — доля расходов на энергию в среднем по ЕС растет как для мало-, так и для среднеобеспеченных домохозяйств (рис. 3).

    Рис. 3. Изменение доли расходов на энергию в среднем бюджете мало- и среднеобеспеченных домохозяйств в ЕС

    В связи с недавним повышением цен в ЕС, доля энергии в общих расходах домохозяйств выросла. Для домохозяйств со средними доходами рост составил 6%, для домохозяйств с низкими доходами — около 9%. Таким образом, повышение цен по-разному отражается на бюджетах средне- и малообеспеченных семей.

    Несмотря на то, что в целом результаты для Европы неутешительные, на уровне отдельных государств не предпринимается каких-либо существенных политических действий для решения проблемы энергетической бедности. Греция была единственным государством-членом ЕС, включившим цель преодоления энергетической бедности в проект национальных энергетического и климатического планов.

    При этом национальные цели большинства стран ЕС в области энергоэффективности, которые способствуют снижению энергетической бедности, также в целом не достигают согласованной цели ЕС увеличить энергоэффективность на 32.5% к 2030 г.

    По мнению авторов исследования, правительства стран с высоким уровнем энергетической бедности должны инвестировать в утепление зданий.

    "Чтобы домохозяйства с низкими доходами не становились жертвами колебаний цен на энергоносители и стагнации заработной платы, правительства должны обеспечивать, чтобы здания, занимаемые семьями с низкими доходами, были энергоэффективными. Другими словами, здания должны производить больше энергии, чем потребляют, чтобы уменьшить расходы на энергию для семей с низкими доходами", — считает Ямина Сахеб, старший политический аналитик OpenEXP, которая возглавляла исследование.

    Это же мнение разделяет Клеманс Хютин, участница кампании климатической справедливости "Друзья Земли Европа".

    "Из-за нашей крайне расточительной энергетической системы миллионы граждан ЕС этой зимой мерзнут в своих домах и нуждаются в немедленной помощи. Но Европе также нужна масштабная программа утепления домов, которая должна обеспечить наличие пригодных для жизни энергоэффективных домов для всех, экологически чистые рабочие места, снижение счетов за электроэнергию и сокращение выбросов углерода", — рассказала К. Хютин.

    В Европейском союзе с энергетической бедностью борются на уровне общеевропейской политики. Так, в прошлом году в Энергетический пакет 2030 Energy Package были включены требования по обязательному учету и противодействию энергетической бедности. Однако коалиция "Право на энергию" призывает к разработке национальных планов действий во всех странах ЕС и к запрету на отключение для защиты наиболее уязвимых домохозяйств.

    "Необходимо принять срочные меры на уровне ЕС для решения проблемы растущей энергетической бедности и растущего разрыва в Европе. Люди реже сталкиваются с энергетической бедностью там, где доходы домохозяйств выше, а нормативные требования более строгие. ЕС должен внедрять интегрированные подходы — запретить отключение (от подачи энергии) и обеспечить инвестиции в энергоэффективное жилье, от чего выиграют домохозяйства с низким доходом", — считает координатор по политике Европейской сети по борьбе с бедностью (EAPN) Сиан Джонс.

    Исследование стало первым документом такого рода, на который могут ориентироваться европейские структуры в разработке политик борьбы с энергетической бедностью. Оно показало, что для целых регионов внутри ЕС проблема является серьезной, но ситуация не меняется с течением времени.

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2019. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt