Реформы продолжаются

Процесс идет медленнее, чем ожидалось

Украина продолжает имплементацию своих обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС в энергетике, но реформы в отрасли идут не так быстро, как хотелось бы. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, представленные экспертами коалиции "Энергетические реформы" в рамках презентации исследования "Украина и Соглашение об ассоциации: бесконечный ремонт". Торможение реформ уже стало традиционным — каждый раз, когда эксперты представляют подобного рода отчет по мониторингу, они говорят о том, что темп изменений все-таки недостаточный.

Владимир МИХАЙЛОВ

Нефть и газ

На газовом рынке удалось эффективно реализовать национальный план действий по реагированию на кризис с поставками газа. Были внедрены аварийные режимы, а ключевые законодательные акты и тарифные методологии обновлены согласно требованиям соответствующих нормативных актов ЕС.

Основные достижения 2018 г. — реформы в добывающем секторе, направленные на изменение рыночной конъюнктуры. Упрощен механизм разработки месторождений, введен новый порядок управления геологической информацией, подготовлен запуск электронных аукционов по продаже специальных разрешений на добычу нефти и газа. По словам эксперта коалиции "Энергетические реформы" Геннадия Рябцева, эти изменения являются ключевыми в плане выполнения международных обязательств Украины в сфере нефтегазодобычи.

"В первую очередь - это подписание закона, который упростил выполнение работ по освоению нефтегазовых месторождений, а также утверждение нового порядка использования геологической информации. Одним из плюсов также является усиление контроля над оборотом авиационного горючего и введение лицензирования деятельности по производству и хранению нефтепродуктов", — отметил эксперт.

Кроме того, принят ряд важных рамочных законов для бизнеса и улучшения инвестиционного климата. НКРЭКУ продолжает работать над совершенствованием нормативно-правовой базы, включая сетевые Кодексы и методологии тарифов.

Что касается сектора поставок, то он так и не стал более открыт для конкуренции, несмотря на постепенное приближение цен на газ для домохозяйств и компаний централизованного теплоснабжения к рыночному уровню.

Практически никакого прогресса не было достигнуто в области разделения и создания независимого оператора ГТС, хотя достижение договоренностей наблюдательных советов компаний "Магистральные газопроводы Украины" и НАК "Нафтогаз Украины", а также подготовительные действия НАК "Нафтогаз Украины" могут рассматриваться как определенные шаги к этой цели.

Регулируемые цены для населения и производителей тепла и анбандлинг НАК "Нафтогаз Украины" остаются в числе задач, которые еще предстоит решить. В обоих вопросах эксперты призвали избегать популизма и стремиться к более конкурентной работе рынка. Руководитель проектов и программ DiXi Group Роман Ницович отметил, что на решение этих вопросов могут повлиять политические изменения в Украине.

К негативным тенденциям в нефтяной сфере можно отнести задержку с имплементацией директив, касающихся качества и безопасности топлива, а также задержку с рассмотрением и принятием законодательства, касающегося стратегических запасов нефти и нефтепродуктов.

Электроэнергетика

В 2018 г. проведена большая работа по подготовке к внедрению новой модели рынка электрической энергии. Произошло разделение облэнерго, правительство и НКРЭКУ приняли большую часть нормативной базы, были определены поставщики универсальных услуг и поставщик "последней надежды" ("Укринтерэнерго"). Начата законодательная подготовка к изменению системы стимулирования возобновляемых источников энергии — государство заявило о намерении заменить "зеленые" тарифы системой аукционов, что было подкреплено соответствующими законодательными инициативами.

Для обеспечения гарантированного электроснабжения регулятор принял соответствующие стандарты качества и стандарты компенсации за их нарушение, Министерство энергетики и угольной промышленности утвердило правила безопасности поставок, а правительство определило орган, ответственный за технический надзор и контроль.

По словам главы компании "ТрансЭнергоКонсалтинг" Светланы Голиковой, в 2018 г. практически завершено формирование законодательной базы для внедрения нового рынка электроэнергии, благодаря чему с 2019 г. начал работать розничный рынок электроэнергии. "Основной задачей на 2019 г. является открытие рынка для всех участников и реструктуризация долгов", — отметила С. Голикова.

К середине 2019 г. Украина должна также решить вопрос транзита, экспорта и импорта электроэнергии в соответствии с системой правовых норм Европейского союза. Остается не решенным вопрос сертификации оператора системы передачи, который должен был быть определен еще год назад. Нормативно-правовая база для этого подготовлена , но организационные и юридические действия по внедрению сертификации не завершены.

Самая проблемная сфера, имеющая отношение к электроэнергетике – государственная угледобыча. Государственная угольная промышленность Украины находится в критическом состоянии. Недостаточное финансирование таких потребностей как техническое перевооружение, модернизация, открытие новых разрезов шахт и отсутствие мер по закрытию убыточных угледобывающих и перерабатывающих предприятий являются основными причинами упадка государственного угольного сектора.

Энергоэффективность

В сфере энергоэффективности также сделано немало. Введена система энергетической сертификации, приняты необходимые правила энергетической сертификации зданий и "энергетическая" маркировка продуктов. Правда, в 2018 г. был принят только один технический регламент, касающийся энергетической маркировки, после чего внимание технических экспертов Государственного агентства по энергоэффективности было смещено на документы по экодизайну. Чтобы полностью выполнить Директиву 2010/30 / ЕС, осталось принять еще два технических регламента.

Возник рынок энергосервисов, который стал стремительно развиваться. Началась верификация и подготовка к монетизации субсидий. Начал свою работу наблюдательный совет Фонда энергоэффективности, подготовка к которому шла четыре года.

Проблем также остается немало . По словам главы программ Гражданской сети ОПОРА Татьяны Бойко, самым большим вызовом сейчас является вопрос достижения 100%-ного коммерческого учета теплоснабжения, полный запуск Фонда энергоэффективности до конца 2019 г., а также налаживание механизма монетизации субсидий для населения к следующему отопительному сезону.

Проблемы в ТЭК

В то же время реализация уже принятых решений задерживается либо блокируется из-за бюрократических или политических препятствий. С одной стороны, был принят на стратегическом уровне новый план действий по имплементации Соглашения об ассоциации, а также план имплементации первого этапа Энергетической стратегии Украины до 2035 г. С другой стороны, выполнение поставленных задач по-прежнему остается заблокированным из-за несоответствия процедуре разработки регуляторных актов, конфликтов или других причин.

Некоторые из необходимых шагов предприняты с задержкой — например, имплементация Закона № 2119-VIII от 22.06.17 г. "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения", принятие постановления НКРЭКУ о введении ежедневного баланса на рынке газа и процесс акционирования НЭК "Укрэнерго". Распространенной практикой было принятие решений Кабинетом Министров с дальнейшей "доработкой". Это означает, что собственно работа над проектом соответствующих нормативных актов продолжается после его утверждения, что приводило к задержкам на неопределенный срок или внесению в документы существенных изменений. Это, в свою очередь, означает неполное или ненадлежащее соблюдение требований законов и нормативных актов и дает повод для судебных исков.

При этом, чем сложнее решение, которое требует привлечения большого количества заинтересованных сторон и серьезной экспертизы, тем более вероятно, что оно не будет принято. В частности, Кабинет Министров так и не определился с поправками к плану и модели реструктуризации НАК "Нафтогаз Украины" в контексте разделения функций транспортировки и хранения газа, несмотря на многочисленные дискуссии после решений Стокгольмского арбитража и возникновение новых споров между НАК "Нафтогаз Украины"иГазпромом". Верховная Рада давно не учитывает законопроекты, направленные на внедрение европейских правил в области ядерной энергетики, реформирование рынка угля, решение долговых проблем на рынке электроэнергии. Третий год подряд переносятся сроки разработки нового Кодекса о недрах. В таких случаях давление со стороны общественности или международных партнеров становится стимулом для принятия комплексных решений, как было, например, в случае решений о выполнении законов "пакета энергоэффективности". Поэтому участие экспертов и гражданского общества на ранних этапах разработки документов должно сохраняться.

Имплементации законодательства также мешает постоянное реформирование государственных учреждений, которые отвечают за разработку политики и регулирование рынков ТЭК. В частности, продолжающиеся реформы структурных подразделений Министерства энергетики и угольной промышленности и Министерства регионального развития, а также принудительное приостановление работы НКРЭКУ вряд ли способствуют устойчивости процесса принятия решений. Хотя в конце мая 2018 г. регулятор возобновил деятельность с неполным составом, что дало возможность принимать решения, конкурс на две вакантные должности все еще заблокирован. Кроме того, периодически возникают проблемы с публикацией решений НКРЭКУ в официальной газете "Урядовый курьер".

Эксперты коалиции "Энергетические реформы" также отмечают, что 2019 г. несет риски дальнейшего замедления реформ на фоне президентских и парламентских выборов, а также роста числа популистских заявлений разных политиков. Риски безопасности, в том числе вопросы устойчивого транзита газа и поставок электроэнергии в районы , близкие к линии соприкосновения на Донбассе, по-прежнему имеют высокий приоритет в повестке дня.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2019. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt