Отложить нельзя запустить

Когда бы ни заработал рынок электроэнергии, это будет не вовремя

Похоже, мы становимся свидетелями того, как украинская энергетика в очередной раз оказывается в заложниках у украинской политики.

Владимир МИХАЙЛОВ

Менее полутора месяцев остается до запуска нового рынка электроэнергии, и все понимают, что, во-первых, происходить это будет, как минимум, не проще, чем происходит с рынком газа, а во-вторых, что это неизбежно приведет к повышению цен на первом этапе, как это было во всех странах, где такой рынок внедряли. Власть в стране тем временем меняется, и все это ударит по пока что высокому рейтингу новой власти. Уже понятно, что парламент будет распущен, вернее, его попытаются распустить, и новую коалицию попытаются создать, пока этот рейтинг не просел окончательно.

В этом контексте понятны заявления и с "новой", и со "старой" стороны. Сразу после второго тура президентских выборов Андрей Герус, который в новой команде отвечает за вопросы энергетики, заявил, что запуск рынка нужно отложить хотя бы на год, и за это время попробовать решить проблемы, мешающие нормальной работе нового рынка. Тогда еще не было известно, пойдет ли новоизбранный президент на роспуск парламента, и если бы выборы были осенью, то новое правительство было бы сформировано лишь к концу года и что-то продуктивное делать смогло бы лишь с начала 2020 г. Этим, вероятно, и объясняется срок, озвученный А. Герусом.

Пока еще действующий премьер-министр Владимир Гройсман в конце прошлой недели заявил, что рынок, как и было запланировано, будет запущен с 1 июля, и правительству надо подготовить все необходимые документы и не допустить роста цен после запуска, создав для этого соответствующие механизмы.

Несколькими днями ранее президент "Энергоатома" Юрий Недашковский направил главе парламентского Комитета по ТЭК Александру Домбровскому письмо, в котором указал, что считает нецелесообразным "простое техническое перенесение срока открытия рынка, поскольку это благоприятствует дальнейшему безответственному выполнению отдельными участниками рынка и органами государственной власти обязанностей, возложенных на них Законом Украины "О рынке электрической энергии".

Глава НЭК "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук представил видение проблемы с акцентом на интересы потребителей в презентации возможных сценариев развития событий. Некоторые СМИ подали его выступление как безоговорочную поддержку скорейшего запуска, но в презентации речь шла о сравнении сценариев трех возможных сроков и связанных с ними задач и рисков. Кроме "базового" сценария запуска с 1 июля, в "Укрэнерго" рассмотрели варианты запуска и с 1 октября нынешнего, и с 1 апреля следующего года (что уже близко к сроку, предложенному А. Герусом).

Все три варианта имеют свои недостатки. Всеволод Ковальчук не давал однозначных оценок, на сайте "Укрэнерго" о презентации сказано: "Старт нового рынка электроэнергии с 1 июля 2019 г. может создать значительные риски для интересов потребителей. В то же время отсрочка запуска рынка может привести к полной отмене реформы и не гарантирует принятия соответствующих решений в более поздний период".

Ознакомившись с презентацией, несложно убедиться, что "значительные риски для интересов потребителей" перевешивают риски отсрочки запуска рынка. Самый главный риск — рост цен. Концентрация на рынке очень высока, и эта проблема не решена. "Новая модель рынка пока не предусматривает никаких прямых эффективных предохранителей, которые могли бы влиять на производителей со значительной долей на рынке", — отметил В. Ковальчук.

Необходимо решить вопрос предотвращения возможного ценового шока для домохозяйств через соответствующий механизм ПСО или через субсидии для уязвимых потребителей. При этом механизм ПСО дает возможность манипуляции данными по потреблению со стороны поставщика универсальной услуги и операторов системы распределения.

Проблему высокой концентрации рынка можно смягчить открытием рынка для импортной энергии. Для этого необходимо обеспечить возможность использования существующей нормативной базы для распределения пропускной способности межгосударственных ЛЭП для экспортно-импортных операций (постановление НКРЭКУ №426 от 28.03.17 г.) до момента полной готовности совместных аукционов. В противном случае, не будет конкуренции между внутренними производителями и импортерами.

Проблема долгов на рынке не решена, причем нет также гарантированного механизма предотвращения создания новых долгов. Процедура предоставления статуса защищенного потребителя слишком сложна, и квалифицированные потребители не инициируют эту процедуру со своей стороны. Механизм, предусматривающий оплату электрической энергии таким потребителям, противоречит законодательству (постановление КМУ №1209 от 28.12.18 г.).

Кроме того, до сих пор не приняты все соответствующие нормативно-правовые акты, в частности, необходимые для запуска рынка вспомогательных услуг. Не создано акционерное общество "Оператор рынка" и отдельное предприятие "Гарантированный покупатель". Не решена проблема финансирования закупки ПО системы балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг администратора расчетов. Не утверждена процедура сертификации и мониторинга единиц генерации, участвующих на рынке вспомогательных услуг. Отсутствует утвержденный порядок проведения электронных аукционов по двусторонним договорам, который позволит государственной генерации (более 65% баланса Украины) принимать участие в данном сегменте рынка.

"Укрэнерго" также считает, что необходимо принять некоторые меры, не предусмотренные законодательством. В частности, нужно обязать основных производителей (или группу производителей, связанных друг с другом), чья рыночная доля составляет более 20% объема рынка за предыдущий период, продавать 10-30% своей энергии независимому государственному поставщику по цене "операционные расходы + регулируемая маржа". Размер маржи определяется законом (например, 10%). Данный опыт успешно используется, в частности, во Франции.

С участниками рынка, руководителями предприятий и потребителями нужно вести надлежащую информационно-разъяснительную и учебную работу.

Регулятор должен получить необходимые рычаги и быть обязан устанавливать предельные цены на различные рыночные сегменты или продукты (пиковую, непиковую, базовую и почасовую нагрузки, услуги балансировки, вспомогательные услуги) таким образом, чтобы предотвратить неконтролируемый рост цен для потребителей.

Чтобы решить большинство этих вопросов за полтора месяца, оставшиеся до запуска рынка, Кабмин, Минэнергоугля и НКРЭКУ должны принять ряд решений, которые они, скорее всего, сделать не успеют. Точно не удастся за оставшееся время обеспечить участие государственных генерирующих предприятий в рынке двусторонних договоров, ввести рынок вспомогательных услуг с полноценной аккредитацией участников рынка и расширить конкуренцию среди внутренних производителей.

В. Ковальчук подчеркнул, что все сценарии имеют свои риски.

"Каждый сценарий имеет свои определенные риски, которые четко идентифицированы нами и другими коллегами. Существуют конкретные механизмы их минимизации или устранения, предложенные нами сегодня. В любом случае, решение о начале работы нового рынка с 1 июля 2019 г. – за правительством и НКРЭКУ, а в случае необходимости переноса даты запуска — за парламентом. В любом из определенных сценариев нужна скоординированная работа всех без исключения ключевых стейкхолдеров. Без надлежаще подготовленных и принятых решений высока вероятность, что конкуренции на рынке не будет в достаточной мере, а значит, потребитель останется один на один со всеми проблемами нового рынка", — резюмировал В. Ковальчук.

Но риски остальных двух сценариев (запуск 1.10.19 г. и 1.04.20 г.) в общем накладываются на риски базового сценария. Конкуренцию на рынке генерации не удастся обеспечить в любом случае. При запуске с 1 октября указаны также такие риски, как отсутствие отлаженной системы предоставления данных коммерческого учета от операторов систем распределения администратору коммерческого учета и отсутствие возможности провести квалификацию некоторых ТЭЦ для участия на рынке вспомогательных услуг, которые работают исключительно в отопительный сезон. При запуске с 1 апреля указан также такой риск, как необходимость одобрения любых изменений в существующие правила рынка Советом оптового рынка электроэнергии, право голоса в котором принадлежит крупнейшим участникам рынка.

Таким образом, о реальных рисках переноса запуска речи не идет. Реальным риском, о котором писали СМИ, в этом случае является отсрочка обещанной европейцами макроэкономической помощи, предоставление которой связано с запуском рынка, но, понятно, в презентации об этом ничего не сказано, равно как и о вышеупомянутых внутриполитических рисках.

Запуск рынка электроэнергии вполне можно было бы отложить. Проблема в том, удастся ли принять такое решение в нынешней политической ситуации.

Риски при запуске рынка с 1 июля 2019 г.

  •  
    • Непринятие Регулятором и Кабинетом министров всех необходимых нормативно-правовых актов или принятие актов, на исполнение требований которых понадобится дополнительное время.
    • Неконтролируемое увеличение цены на электроэнергию и отсутствие системы защиты уязвимых потребителей.
    • Низкий уровень конкуренции при высокой концентрации производителей электроэнергии.
    • Отсутствие возможности для государственных генерирующих предприятий участвовать в рынке двусторонних договоров.
    • Отсутствие отлаженной системы предоставления данных коммерческого учета от операторов систем распределения администратору коммерческого учета.
    • Недостаточный уровень вовлеченности участников рынка в тестирование программного обеспечения оператора системы передачи и оператора рынка.
    • Отсутствие организационной возможности для осуществления импорта электроэнергии.
    • Отсутствие квалифицированных поставщиков вспомогательных услуг.

Что необходимо сделать до 1 июля 2019 г.

  •  
    • Оставить в силе действующую сегодня процедуру проведения аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных сечений (решение НКРЭКУ).
    • Разработать механизм функционирования рынка вспомогательных услуг до момента квалификации (решение НКРЭКУ).
    • Ввести монетизированные субсидии для уязвимых потребителей на рынке электроэнергии или внедрить соответствующий механизм ПСО (решение правительства).
    • Утвердить порядок проведения электронных аукционов по двусторонним договорам (решение правительства).
    • Согласовать условия расчетов на балансирующем рынке с условиями получения окончательных корректных данных от операторов системы распределения, например, 30 дней после торгов (решение НКРЭКУ).
    • Ввести ограничение цен на различные рыночные сегменты или продукты, чтобы предотвратить неконтролируемый рост цен для потребителей (решение Верховной Рады Украины).
    • Обеспечить надлежащую информационно-разъяснительную и учебную работу, прежде всего, с участниками рынка (Минэнергоугля и НКРЭКУ).
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2019. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt