"Зеленые" перспективы

Как не остановить развитие "зеленой" генерации в Украине?

На эту тему активно говорят сегодня в Украине специалисты различных профессий, задействованных в развитии чистой энергии в стране: энергетики, банкиры, юристы, экономисты и т.д. Однако в правительстве решение еще не созрело. Впрочем, игроки рынка ВИЭ не отсиживаются. Профильные Ассоциации сегодня выступают категорически против ретроспективных изменений на рынке и непродуманных решений законодателя относительно урезания стимулирования этой сферы. О влиянии возможных законодательных изменений на рынок ВИЭ в 2020 г., говорили на пресс-конференции компании-участники Ассоциации солнечной энергетики Украины.

"Сегодня мы не видим ясности, каким образом правительство планирует менять законодательство относительно государственной поддержки чистой генерации в виде "зеленого" тарифа и аукционных квот, чтобы сохранить развитие отрасли", — констатировал в своем выступлении Артем Семенишин, исполнительный директор Ассоциации солнечной энергетики Украины. Он пояснил, что аукционы, которые должны быть введены с 2020 г. для рынка ВИЭ — это лишь одна из систем стимулирования отрасли. Соответственно квоты, которые устанавливаются для аукционов, должны быть стимулирующего характера, для того чтобы инвесторы видели, что государство предоставляет приоритет ВИЭ через квоты, и поэтому в таких аукционах будет интересно участвовать. Однако те квоты, которые сегодня обсуждаются в Украине, только "отпугивают" инвесторов. (Предложение НЭК "Укрэнерго" — 950 МВт на 5 лет. — Ред.). "Поэтому является ли это предложение стимулирующим для отрасли?" - задает вопрос А. Семинишин.

А. Семинишин также озвучил, что ситуация, которая сложилась на сегодня с неопределенностью государственной политики стимулирования, не позволяет прогнозировать свою работу украинским компаниям на долгосрочную перспективу, а для иностранных компаний является сдерживающим фактором, чтобы не вкладывать инвестиции в рынок возобновляемой энергетики. Поэтому сейчас необходимо определить четкие правила игры на длительную перспективу в виде комплексной Стратегии возобновляемой энергетики в Украине. Он также отметил, что наличие такой стратегии является вполне логичным, ведь большинство стран мира развитие возобновляемой энергетики планируют на длительное время, то есть к 2050 г., что вызвано также необходимостью планового достижения климатических целей. Руководитель Ассоциации очертил также препятствия на пути развития ВИЭ в Украине, которые актуализировались в 2019 г., - это неплатежи на рынке ВИЭ. Впервые в 2019 г. игроки рынка столкнулись с неплатежами по "зеленому" тарифу, отсутствием четкой стратегии по развитию систем накопления энергии (energy storage). Должен быть разработан не просто законопроект, это должен быть Кодекс по своей сути, который определит все аспекты функционирования рынка накопления энергии.

СПРАВКА

Сегодня Минэкоэнерго продолжает работу по наработке текста законопроекта, который вносит изменения в Закон "Об электроэнергетике" в части установления аккумулирующих систем. Обсуждаются возможности возобновления деятельности рабочей группы на базе Комитета ТЭК парламента для учета предложений участников к указанному документу. Сегодня участники рынка интересуются, включает ли законопроект комплексную проблематику внедрения систем хранения энергии, будет ли квотирование и территориальные ограничения по установке систем energy storage.

Как добавил А. Семенишин, Ассоциация подготовила проект меморандума о взаимопонимании с правительством. В нем будут определены приемлемые для украинского бизнеса механизмы дальнейшего стимулирования развития солнечной энергетики.

Директор по развитию бизнеса KNESS Group Евгений Дидиченко сообщил: "Мы де-юре с 1 июля создали рынок электроэнергии, но на самом деле "рынка" нет — ведь в Украине он слишком зарегулирован. Проблему надо решать не "латанием дыр", а организацией свободного рынка, как непосредственно производства электроэнергии, так и внедреня рынка вспомогательных услуг. Сегодня мы не сможем развивать системы накопления электроэнергии, которые уже есть в мире, развивать маневренные мощности из-за отсутствия правового поля, у нас огромные проблемы с присоединением к мощностям, потому что владельцы сетей не заинтересованы в развитии". Он также добавил, что предварительные расчеты показывают, что "Энергоатом" при выходе в рынок получит дополнительные 80 млрд грн в год. Еще дополнительно получит 10 млрд грн "Укргидроэнерго". Все эти ресурсы государство могло бы направить на субсидирование населения, и не сворачивать программы развития возобновляемой энергетики. Также государство имело бы ресурс для усиления конкурентоспособности государственных тепловых станций", — считает Е. Дидиченко.

Он спрогнозировал, что в следующем году рынок солнечной генерации в Украине еще как-то будет функционировать за счет договоров pre-PPA, они дадут работу отрасли на один год, но дальше необходимо иметь долгосрочные правила. Иначе отрасль остановится. А вот в "зеленые" аукционы в ближайшее время он не верит. "Их могут и не запустить", — указал Е. Дидиченко. Относительно размера квот, Е. Дидиченко отметил, что, по информации участников рынка, в Минэкоэнерго рассматривают размер квот на 2020 г. объемом 100 МВТ, по 50 МВт на двух аукционах. По его словам, это сложно даже комментировать, учитывая, что только в 2019 г. мощность объектов ВИЭ составила 2.5 ГВт. По словам Е. Дидиченко, если Украина будет закрывать рынок ВИЭ, "мы пойдем на международные рынки".

Генеральный директор компании "Авенстон" Дмитрий Лукомский считает, что в целом введение системы "зеленых" аукционов прогрессивно для отрасли и "даст второе дыхание", но проблемой остается то, что они до сих пор не заработали. "Есть обеспокоенность, что аукционы в ближайшее время и не заработают, и тогда на рынке будет пауза", — подчеркнул директор .

Д. Лукомский продолжил, что Украина как государство формирует амбициозные и правильные цели в сфере развития чистой энергии. "У нас есть Национальный план действий по ВИЭ, который выполняется. Есть и Энергетическая стратегия, которая предполагает увеличение доли производства ВИЭ в энергетическом балансе страны до 2035 г.", — отметил Д. Лукомский. В то же время, рынок энергетики столкнулся с большими проблемами, неприятием больших объемов "зеленой" генерации. Мы технически не были готовы. А также существует и экономическая проблема — отсутствие стабильного финансирования по "зеленому" тарифу, оплаты произведенных объемов энергии. Поэтому сегодня очень взвешенно нужно принимать решение, как нивелировать влияние этих проблем, чтобы рынок "зеленой" энергетики не остановил свое развитие. Подытоживая, он спросил: "Для чего мы тогда поддерживали все это время развитие ВИЭ? Для чего внедрялся "зеленый" тариф, чтобы сегодня мы остановились? Мы выступаем за перемены, но эти изменения не должны привести к остановке развития отрасли, которая генерирует чистую энергию и которая очень важна для будущих поколений украинцев".

СПРАВКА

НЭК "Укрэнерго" заявляет о дефиците бюджета для выплаты ГП "Гарантированный покупатель" средств на покрытие выплат производителям по "зеленому" тарифу в размере 16 млрд грн.

На своем сайте Министерство энергетики и защиты окружающей среды предложило вариант "компромисса" по сбалансированию бюджета "Гарантированного покупателя", который, в частности, предусматривает: реструктуризацию "зеленых" тарифов с продолжением поддержки для существующих станций: СЭС - 20%, ВЭС - 10% (при условии согласия 50% компаний на рынке); аннулирование pre-PPA (предыдущие договора купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу), то есть станции, введенные в 2020 г., не получают "зеленый" тариф.

"Меня, как профессионального юриста, взволновало предложение Минэкоэнерго об аннулировании договоров на покупку электроэнергии у производителей альтернативной энергии, которые были заключены в 2019 г. и не ввели свои мощности до 1 января 2020 г.", — отметила старший партнер Адвокатской компании "Соколовский и партнеры" Татьяна Лисовец. По ее словам, такие шаги разрушают всю систему права, нарушают законодательство и, прежде всего, Конституцию. Украина не первая страна, которая пытается решать финансовые вопросы давлением на инвесторов. К примеру, Испания, где предоставили инвесторам хорошие условия, а потом их существенно ограничили, и уже 4 года никто из системных инвесторов туда не заходит. Более того, сейчас против страны выставляют иски на огромные суммы, и в большинстве инвесторы их выигрывают", — сказала Т. Лисовец.

СПРАВКА

С 1 января 2020 г. согласно Закону № 2712-VIII от 25.04.19 г. Украина переходит от "зеленого" тарифа, к новой системе квот, основанной на аукционах. Аукцион будет проводиться через электронную торговую систему ProZorro дважды в год, осенью и весной. Участие в торгах будет обязательным для проектов солнечной энергетики мощностью более 1 МВт и ветровых электростанций мощностью более 5 МВт. До конца этого года, по идее, должен состояться пилотный аукцион.

Также Закон предусматривает, что те компании, которые подпишут контракты в 2019 г. (pre-PPA), будут иметь возможность фактически завершить строительство своих объектов, обеспечивая им текущие "зеленые" тарифы для солнечных проектов на два года и для ветровых — на три.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2019. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt