Украина транзитная

Новый транзитный контракт позволил избежать ряда проблем

Исполнительный директор Группы "Нафтогаз" Юрий Витренко и генеральный директор ООО "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон провели брифинг, посвященный вопросам заключения нового транзитного договора, начала работы новосозданного оператора ГТС и обеспечения транзита газа в ЕС по новым правилам.

Владимир МИХАЙЛОВ

Новый договор стал результатом достаточно больших усилий на протяжении длительного периода времени, подчеркнул Ю.Витренко. Более года с участием украинской и российской сторон и Еврокомиссии продолжались переговоры.

"Новые соглашения, особенно контракт на транзит, соответствуют европейским правилам, и это — выдающееся событие для развития украинского рынка газа и, в принципе, развития Украины как независимой страны, как части Европы.Украинская ГТС десятилетиями управлялась в качестве части советской ГТС, и мы не могли в результате этого полноценно интегрироваться в Европу. "Газпром" по определению Энергетического Сообщества был супероператором украинской ГТС. Но с подписанием новых соглашений Украина теперь полностью контролирует свою ГТС, Украина полностью интегрируется в европейскую систему", — сказал он.

Экономические выгоды

Кроме геополитических, контракт принес Украине ряд экономических выгод.

"Параметры этого соглашения выгодны для Украины. Впервые за всю историю независимой Украины у нас есть контракт с четко определенными гарантиями оплаты со стороны "Газпрома" за зарезервированные мощности, за которые он должен платить, независимо, используют ли он эти мощности или нет", — сказал Ю. Витренко.

В начале января 2020 г. объемы транзита значительно упали. Система не была полностью загружена, поскольку ожидалось, что транзит с 1 января будет прекращен. Но независимо от того, что объемы транзита были незначительными, "Газпром" будет платить за все зарезервированные объемы. Таким образом, преимущества такого подхода видны с первых дней работы нового контракта.

"Экономические параметры тоже очень выгодны для Украины. Наконец мы добились выполнения решений Стокгольмского арбитража. В конце прошлого года мы получили почти $3 млрд. Это тоже важно для Украина, а не только для "Нафтогаза", - показать, что мы "сделали так, чтобы он ("Газпром") компенсировал соответствующие убытки, причиненные невыполнением своих контрактных обязательств. Эти $3 млрд мы получили. Это был долгий процесс, но он успешно завершился", — сказал Ю. Витренко.

Новый контракт дает возможность Украине гарантированно за 5 лет получить $7.2 млрд. "Нафтогаз" также рассчитывает на дополнительные доходы, но даже эти $7.2 млрд существенно превышают те маржинальные затраты, которые украинская сторона будет дополнительно нести на обеспечение этого транзита, заявил Ю. Витренко.

Подписание нового контракта продемонстрировало надежность "Нафтогаза" в качестве партнера, заявил он. Тарифы и экономические условия контракта являются конкурентными.

"Мы показываем и Европе, и всему миру, что услугами украинской ГТС есть экономический смысл пользоваться, что украинская ГТС остается привлекательной для всех пользователей системы, для того, чтобы транзит через Украину был, увеличивался и европейские потребители получали газ не через обходные газопроводы, а через Украину", — сказал он.

Правда, позже на той же пресс-конференции Витренко сделал и совершенно противоположное по смыслу заявление, отвечая на вопрос о строительстве альтернативных маршрутов поставок.

"Мы должны осознавать, что обходные газопроводы уже построены. К сожалению, эти объемы мы потеряли, и возможность их замещения, честно говоря, мало вероятна . Мы должны ожидать, что объемы транзита через Украину вряд ли будут такими же, как раньше", — заявил он.

Подписание транзитного договора стало возможным благодаря реформе НАК "Нафтогаз Украины", отметил в своем выступлении С. Макогон.

"Контракт — финальный этап очень длительного процесса, который Украина начала еще в 2014 г., когда мы начинали говорить об анбандлинге и внедрении европейских норм и правил в Украине. Вы знаете, что одним из основных требований "Газпрома" было то, что украинский оператор, украинское законодательство должны соответствовать европейскому", — сообщил он.

Недополученные убытки

Украинский оператор ГТС прошел сертификацию и получил соответствующую лицензию.

"Мы выполнили все требования, которые выдвигал к нам "Газпром", и у него больше не оставалось аргументов против подписания нового договора", — отметил С. Макогон.

Основная часть его выступления была посвящена тем преимуществам, которые игроки украинского рынка и потребители газа получили в результате нового контракта.

Переход на европейские правила значительно упростит условия работы трейдеров и существенно расширит возможности импорта. В частности, сейчас есть возможность виртуального реверса из Польши. В Польшу транзитом идет порядка 5 млрд куб м, и теперь этот газ можно импортировать без необходимости выводить этот газ на территорию Польши.

С. Макогон напомнил, что в свое время Украине пришлось строить дополнительный газопровод на границе со Словакией, чтобы обеспечить реверсные поставки из Европы. Сейчас необходимость в таких газопроводах отпала.

"Если есть транзит, виртуальный реверс может обеспечить все потребности Украины", — сказал он.

Помимо прямых поступлений от транзита, украинская экономика получит ряд преимуществ от продления транзита. По оценке С. Макогона, в течение пяти лет суммарный положительный эффект на экономику Украины, помимо доходной части за транзит, составит 150 млрд грн.

Эта сумма состоит из нескольких частей. Во-первых, тарифы на вход для добывающих украинских компаний снизятся в четыре раза по сравнению с тем тарифом, который мог бы быть, если бы транзита не было. По словам С. Макогона, тариф для предприятий добывающей отрасли мог составить около 400 грн, а сейчас он составит около 100 грн.

"Добывающие компании на этом снижении сэкономят около 27 млрд грн за 5 лет. Т. е. миллиард долларов они смогут инвестировать в свое развитие и наращивание добычи украинского газа", — сказал С. Макогон.

Потребители тоже выиграли.

"Что касается потребителей, то тут тариф снизился в два раза по сравнению с тем, который бы мог быть при нулевом транзите. Планировался на уровне 289 грн, а будет 124 грн. Это даже меньше, чем в прошлом году, когда он был 157 грн. Фактически мы на 20% снизили тариф для украинских потребителей. А это и промышленность, и население", — отметил С. Макогон.

По расчетам, промышленность сэкономит порядка 33 млрд грн, население — порядка 15 млрд грн.

Еще одна статья экономии — импорт из Европы. Планировалось, что тариф на импорт составит $16 за тыс куб м, но он составит $4.45. При этом в прошлом году тариф составил $6.28, т.е. в этом году он будет заметно ниже.

"Мы видим, что по всем направлениям тарифная нагрузка снижается в 2-4 раза, что позволит нашей экономике стать более конкурентной. У предприятия появятся дополнительные средства на инвестирование в собственное развитие и пр.", — сказал С. Макогон.

Влияние контракта на ВВП Украины он оценивает на уровне 2% в год, влияние на сальдо торгового баланса — порядка $12 млрд, из них $7.2 млрд — доход от транзита, $2.9 млрд — деньги, уже выплаченные "Газпромом" по решению Стокгольмского арбитража, и еще $2.3 млрд — снижение потенциальных затрат на подорожание газа.

"Не секрет, что если бы транзита не было и был запущен "Северный поток-2", то, соответственно, Украина платила бы больше за импортный газ — нужно было бы покупать газ в Германии, транспортировать его оттуда в Украину. По нашим оценкам, это порядка 20-30 долл за тыс куб м", — сообщил С. Макогон.

Конечно, правильнее было бы говорить не о том, что заключение контракта положительно повлияло на экономику и сэкономило деньги компаний и потребителей, а о том, что оно помогло отсрочить все перечисленные неприятные эффекты. Если через пять лет контракт не будет продлен, то и экономика Украины, и потребители все это почувствуют. Неприятности уже начались, хотя и в ограниченном объеме – запущен "Турецкий поток", и Украина фактически потеряла южное направление транзита. По оценке С. Макогона, из-за этого в текущем году Украина недополучит порядка 450 млн долл доходов. "Мы будем искать новые рынки. Мощности этого газопровода мы предлагаем другим поставщикам, и если появится ресурс газа в этом регионе, который будет экономически целесообразным для импорта в Украину, поставщики смогут использовать нашу ГТС", — сказал он.

Понятно, что прекращение транзита в южном направлении неизбежно скажется и на стоимости транспортировки газа потребителям южных регионов, но никаких цифр оператором названо не было.

Кто сколько заработает

Оператор рассчитывает получить суммарный доход за пять лет в размере 115 млрд грн или около $4.8 млрд. "Если бы не было транзита, этот доход был бы оплачен местными потребителями газа. В случае продолжения транзита, более 60% будет оплачено за счет транзита", — сказал С. Макогон.

Если исходить из озвученных цифр, то из тех $7.2 млрд, которые Украина получит за транзит за пять лет, оператору ГТС будет перечислено около 2.9 млрд долл. Таким образом, большая часть суммы, $4.3 млрд, должна достаться "Нафтогазу".

Так ли это на самом деле — пока неизвестно. Транспортное соглашение между НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Газпром" является конфиденциальным, поэтому компания не может озвучить оговоренную в документе маржу. Контракт на транзит структурирован таким образом, что стороной контракта с "Газпромом"являетсяНафтогаз", который предоставляет услуги по организации транзита и заключил стандартный договор с оператором, уточнил Ю. Витренко.

"В финансовой отчетности "Нафтогаза", проверяемой международными аудиторами, будет отдельный показатель, сколько компания получает за соответствующие услуги. То есть вы все увидите: все будет прозрачно", — сказал Ю. Витренко. По его словам, маржа его компании невелика.

"Поскольку мы — сторона контракта с "Газпромом", мы получаем от него деньги. Львиную часть из них мы передаем оператору ГТС, оставляя себе небольшую сумму за услуги по организации транзита. Не знаю, насколько подходит такая аналогия, но это, как турагентство. Вы, когда едете в отпуск, то вместо того, чтобы бронировать отель, организовывать себе автобус от аэропорта до отеля, вы просто покупаете тур у туроператора, который уже сам бронирует и отель, и трансфер к нему, и организует ваш отдых. То же самое происходит и в Украине с транзитом: у "Нафтогаза" есть контракт с "Газпромом", и он помогает "Газпрому" организовать транзит через территорию Украины", — сказал он.

По его словам, участие "Нафтогаза" нужно было для выполнения требования "Газпрома" о неизменности транзитного тарифа — оператор ГТС не может этого гарантировать, и без "Нафтогаза" тариф мог бы быть изменен регулятором.

Конфискованные активы "Газпрома"

Еще одна деталь в отношениях двух компаний — "Газпром" отказался от своих украинских активов, которые были конфискованы по решению Антимонопольного комитета Украины. В январе 2016 г. АМКУ оштрафовал "Газпром" на 85.966 млрд грн за нарушение экономической конкуренции, "Газпром" пытался оспорить решение в украинских судах. В 2017 г. по требованию АМКУ были арестованы счета представительства "Газпрома" в Киеве, причитающиеся компании дивиденды от участия в ЧАО "Газтранзит", принадлежащие ей акции АО "Газтранзит", акции ПАО "Институт "ЮжНИИГипрогаз", доли в ООО "Газпром сбыт Украина", ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". В 2018 г. в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, "Газпром" начал арбитражное разбирательство против Украины с целью защиты своих инвестиций на ее территории. Суммарная стоимость активов "Газпрома" экспертами оценивалась в сумме порядка $10 млн, министром юстиции Павлом Петренко — в 100 млн грн, которые, как он заявлял, "попали в украинский бюджет". Самым ценным активом была 40%-ная доля акций ЧАО "Газтранзит", ее в 2018 г. попытались продать за 473 млн грн, но продали в феврале 2019 г. за 41 млн грн. ЧАО "Газтранзит" — это трехэтажный особняк офиса в центре Киева и компрессорная станция "Тарутино", которая была построена для увеличения транзитной мощности в южном направлении. С прекращением транзита она потеряла свою ценность, чем, очевидно, и объясняется продажа акций ЧАО "Газтранзит" по такой низкой цене. Еще один актив, акции которого отобрали у "Газпрома", — ПАО "Институт "ЮжНИИГипрогаз", который находится в Донецке. В ноябре 2018 г. со ссылкой на квартальный отчет "Газпрома" появились сообщения о его продаже, но кому продали акции и по какой цене — неизвестно.

Подписанное одновременно с транзитным контрактом мировое соглашение закрыло вопрос конфискованных активов. Очевидно, "Газпрому" было проще отказаться от компенсации, поскольку в противном случае надо было еще доказать, что эти активы чего-то стоят.

"В рамках этого урегулирования "Газпром" отказался от этой компенсации. "Газпром" согласился с тем, что стоимость конфискованных в Украине его активов уже никогда не будет возвращена и компенсирована. Эта история является закрытой", — сообщил Ю. Витренко.

Другие вопросы

На пресс-конференции также в очередной раз подтвердили, что договоренности о прямых поставках газа из России в Украину пока не заключались. Ю. Витренко подчеркнул, что сейчас нет законодательных ограничений на такие поставки, для этого нужно забронировать у оператора ГТС мощности на вход со стороны России. Сергей Макогон заявил, что пока с такими предложениями к оператору никто не обращался.

Он также сообщил, что операторы ГТС и подземных хранилищ проведут для европейских компаний совместные презентации (роуд-шоу) по предоставлению услуг транспортировки газа на короткие расстояния. Такая услуга появилась в этом году, она предполагает недорогую транспортировку газа от границы до ПХГ и обратно. С. Макогон надеется, что услуга будет пользоваться спросом у европейцев в сезон закачки газа. Если его ожидания оправдаются, то это позволит увеличить наполненность газохранилищ, которая последние годы была на невысоком уровне.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt