Рынок без рынка

Рынок электроэнергии запущен, но работает с сильными искажениями

Основным событием прошлого года в электроэнергетике стал запуск нового рынка электроэнергии. Системный оператор, НЭК "Укрэнерго", принимал непосредственное участие в этом процессе, и глава компании Всеволод Ковальчук поделился своим видением происходящего.

Владимир МИХАЙЛОВ

Рынок работает, но лишь с формальной точки зрения, отметил В. Ковальчук. Созданы рыночные рамки, рыночные инструменты, но при этом ряд законодательных ограничений создают искажения, которые уменьшают конкуренцию, дают абсолютную рыночную власть игрокам, и которые не позволяют сказать, что оптовый рынок электроэнергии в Украине работает по европейским правилам.

Государство понимает это и пытается менять правила игры, но пока эти изменения не дают реального эффекта. Так, правительство снова намерено изменить свое постановление о возложении спецобязанностей. На гарантированного покупателя планируется возложить новые спецобязанности для обеспечения специальной гарантированной цены для ТЭЦ.

"Это наглядно показывает основную проблемы рынка электроэнергии образца 2019 г. Это ", — сказал В. Ковальчук.

Причины искажений

При запуске рынка одной из ключевых проблем был повышенный уровень монополизации, но сейчас государство само создало сверхмонополиста — ГП "Гарантированный покупатель", которое реализует около 50% электроэнергии на этом рынке, отметил В. Ковальчук. Он стал маркет-мейкером на рынке на сутки вперед, поведение которого влияет на рынок больше, чем поведение какого-либо производителя. И при этом изъятие с рынка двусторонних договоров "Энергоатома"иУкргидроэнерго" привело к тому, что на этом рынке еще больше усилилась монополия тепловой генерации.

"На фоне того, что не было устранено перекрестное субсидирование, рынок работает в состоянии "квазижизни", он ни живой и ни мертвый", — отметил глава НЭК "Укрэнерго".

Основным фактором, искажающим рынок из-за влияния на ценообразование, стал механизм возложения спецобязанностей. Именно он устанавливает правила реализации для более 50% производимой электроэнергии, которая к тому же имеет наименьшую цену на рынке (АЭС и ГЭС).

Невозможно применять аналитические практики и методы, которые работают в Европе, чтобы прогнозировать цены, прогнозировать рыночное поведение. При этом рынок не является полностью зарегулированным, наблюдается сильная волатильность цен на рынке на сутки вперед. Попытки регулировать рынок не принесли ожидаемого эффекта, правила меняются, но каждое изменение правил, закрывая одни "дыры", открывает другие.

Проблемы будут сохраняться до тех пор, пока не будет устранен основной элемент искажений — возложение спецобязанностей, пока в таком виде, как сейчас, будет существовать ГП "Гарантированный покупатель", которого рынок подталкивает к тому, чтобы формировать более высокие цены.

"Возложение спецобязанностей должно умереть", — заявил глава НЭК "Укрэнерго".

Структура рынка

Потребление электроэнергии после запуска рынка сохранило прежние объем и структуру, импорт оказывает несущественное влияние на рынок. Объемы импорта в структуре потребления электроэнергии составили около 2% и не влияют существенно на средневзвешенную цену рынка на сутки вперед. Диспетчерские ограничения импорта электроэнергии также пока не оказывают влияния на эту цену, поскольку доля импорта в общем потреблении незначительна.

Баланс производства и потребления электроэнергии в 2019 г.

 

В. Ковальчук обратил внимание на разницу структуры конечных продаж в двух торговых зонах украинского рынка. В торговой зоне ОЭС Украины основным сегментом является рынок двусторонних договоров с долей почти 2/3 (63%), рынок на сутки вперед занимает около трети (34%). В торговой зоне острова Бурштынской ТЭС соотношение обратное — 28% и 60%. Такая большая доля рынка на сутки вперед в торговой зоне Бурштынской ТЭС не встречается ни в одной стране, где действует Третий энергопакет. Причина аномалии — монополия Бурштынской ТЭС. В основной торговой зоне доля рынка на сутки вперед тоже слишком большая. "Это означает, что нет нормальной биржевой торговли на долгосрочных торговых инструментах. К этому еще надо прийти, это одна из ключевых задач для развития рынка", — отметил В. Ковальчук.

Доли различных сегментов рынка

Вокруг открытия импорта электроэнергии из России осенью в украинских медиа, принадлежащих разным бизнесменам, шла "битва производителей против импортеров". Но импорт не оказал существенного влияния на рынок, хотя, в принципе, можно было увидеть зависимость между увеличением объемов импорта в середине ноября и снижением цены на рынке на сутки вперед в этот период. Но после изменения правил возложения спецобязанностей 10 декабря никакой корреляции не наблюдается.

Когда механизм возложения спецобязанностей был изменен, повысился верхний порог ценового ограничения для Гарантированного покупателя, и предприятие стало выставлять в ночные часы более высокую цену (до ~ 950 грн за МВтч), чем до этого (до ~ 550 грн за МВтч). Это, в совокупности с изменениями в правилах рынка в части привязки ценовых ограничений балансирующего рынка к цене рынка на сутки вперед с 1 декабря 2019 г., стало основным фактором роста средневзвешенной цены на рынке на сутки вперед. Именно ГП "Гарантированный покупатель" — основной "виновник" роста цены.

Влияние изменения правил возложения спецобязанностей на цену


С октября 2019 г. объем импорта из Венгрии растет, несмотря на то, что цены там всегда были выше, чем на украинском рынке. Это означает, что на протяжении суток цена на украинском оптовом рынке выше, чем на венгерском, который является самым дорогим восточноевропейским рынком. Таким образом, не совсем корректно говорить о профиците на рынке производства электроэнергии. На рынке на сутки вперед большую часть времени – дефицит, и это способствует росту цен.

Экспорт и импорт электроэнергии


"Ограничение импорта осуществляется лишь тогда, когда мы видим, что нам не хватает маневренных мощностей ГЭС и ТЭС, чтобы обеспечивать нам необходимые 1000 МВт вторичного резерва".

Если резерв будет уменьшен по ценовым соображениям в случае аварийной ситуации, это закончится значительными отключениями потребителей.

Итоги работы системного оператора

В процессе запуска рынка электроэнергии был проведен анбандлинг системного оператора. Процесс анбандлинга и корпоратизации занял полгода, если считать его началом 4 февраля 2019 г., когда компанию передали из ведения Минэнергоугля в сферу управления Минфина, а концом — 14 августа, когда были поданы документы в НКРЭКУ для сертификации независимого оператора системы передачи электроэнергии. Но в компании готовились к нему задолго. "Наши финансовые службы, которые занимаются управлением имуществом компании, за полтора года четыре раза осуществляли процесс инвентаризации наших основных фондов. Это была очень важная и напряженная работа", — подчеркнул В. Ковальчук.

Вопрос с моделью сертификации независимого оператора до сих пор не решен окончательно. В OU модели, которая предусмотрена ст.32 Закона "О рынке электрической энергии", собственником системы передачи является оператор, в ISO модели — государство, оператор владеет ею лишь на праве хозяйственного ведения, а независимость обеспечивается за счет дополнительного контроля со стороны контролера, которого назначает наблюдательный совет оператора и согласовывает НКРЭКУ.

Чтобы провести сертификацию по модели OU, необходимо было внести изменения в ряд законов, чего сделать не удалось как и в случае с газовым оператором. Поэтому оператор, как и в случае с газовой сферой, был сертифицирован по ISO модели, но она может быть изменена.

"По состоянию на сегодня правительство должно принять решение — продолжать попытки и сертифицировать "Укрэнерго" по OU модели, для чего надо изменить два закона, или изменить Закон "О рынке электрической энергии" и разрешить нам сертификацию по модели ISO, как и для газового оператора", — заявил В. Ковальчук.

Долги

Общий долг за услуги передачи диспетчеризации за первое полугодие 2019 г. составил 1.5 млрд грн. Компания также недополучила 423 млн грн от предприятий, для которых действие тарифа на передачу и диспетчеризацию было приостановлено судом, т.е. ферросплавных предприятий.

"Мы не получили 423 млн грн, мы не можем считать это долгами, но эти деньги были учтены в структуре дохода компании во время установления тарифов, они должны были формировать базу для наших расходов".

Компания за второе полугодие 2019 г., в период работы новой модели рынка, недополучила почти 2 млрд грн от контрагентов. Ситуация осложняется и тем, что есть еще дополнительный долг от ГП "Энергорынок" в размере 623 млн грн, накопленный за первое полугодие 2019 г.

Таким образом, общая сумма дефицита средств составляет 2,5 млрд грн.

В рамках новой модели рынка на "Укрэнерго" была возложена обязанность компенсировать гарантированному покупателю расходы на "зеленый" тариф. В структуре тарифа для этого было предусмотрено почти 7.8 млрд грн, которые компания должна заплатить гарантированному покупателю. При этом ГП "Гарантированный покупатель" по состоянию на конец года выставил счета на сумму 1.1 млрд грн. "Укрэнерго" заплатило 7.2 млрд грн, после чего ГП "Гарантированный покупатель" пересчитало сумму за оказанные им услуги и перевыставило счет за 2019 г., уменьшив объем компенсации расходов на "зеленый" тариф на 2.3 млрд грн. С одной стороны, это хорошо, поскольку компания получила дополнительные деньги, с другой - эта ситуация влечет перерасчет отчислений в бюджет. "Эта ситуация требует решения, в том числе с привлечением НКРЭКУ", — отметил В. Ковальчук.

В настоящее время переплата в пользу ГП "Гарантированный покупатель" составляет 430 млн грн.

По итогам второго полугодия 2019 г. НЭК "Укрэнерго" заплатила поставщикам универсальной услуги 485 млн грн в счет компенсации "зеленого" тарифа для ВИЭ частных домохозяйств. Это на 354% больше, чем предусмотрено на эти расходы в тарифе на передачу — 137 млн грн. Задолженность "Укрэнерго" перед поставщиками универсальной услуги составляет 288.9 млн грн.

При этом поставщики универсальной услуги за второе полугодие выставили счетов в среднем на 773.9 млн грн, и одновременно по состоянию на 21 января 2020 г. имеют перед "Укрэнерго" задолженность по уплате тарифа на передачу почти на 243 млн грн.

Инвестиции и закупки

Инвестпрограмма "Укрэнерго" выполнена на 95%. Из общей суммы чуть более 3 млрд грн, почти 2/3 или 1.9 млрд грн финансирования, было осуществлено за кредитные средства МВФ, остальное — за счет собственных средств.

"Мы стремимся привлекать деньги именно от международных финансовых институций, поскольку это – дешевые кредиты, которые позволяют сдерживать инфляционный процесс, сдерживать рост тарифов нашей компании", — отметил В. Ковальчук.

Были также привлечены средства ЕБРР на модернизацию сети и реконструкцию нескольких подстанций и средства KfW на исследования по проекту интеграции энергосистемы Украины в ENTSO-E.

В 2019 г. компания осуществила более 5 тыс закупок общей ожидаемой стоимостью 1.25 млрд грн. При этом достигнута экономия в 218.6 млн грн, или 6%. Этого удалось добиться, в частности, потому что компания поставила цель расширения числа участников тендеров за счет увеличения числа контрагентов. В. Ковальчук отметил, что наблюдается корреляция между средним числом участников торгов и достигаемой экономией. "Это — показатель того, что конкуренция реально работает", — подытожил В. Ковальчук.

Следующая новость

Разбаланс
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt