Без руля

Минэкоэнерго столкнулось с трудностями при смене руководства профильных компаний

В украинской энергетике сложилась парадоксальная ситуация. Профильное ведомство, формирующее и реализующее государственную политику в ТЭК, имеет ограниченное влияние на компании отрасли.

Виталий МАТАРЫКИН

Можно по-разному относиться к тем или иным руководителям. Обвинять министерство в некомпетентности. Но если министр по каким-то причинам не может сработаться с директором предприятия, контролируемого государством, то последний должен уйти. Дождись смены власти и возвращайся, если позовут. Это логично в нормальной стране.

У нас, к сожалению, зачастую представители реальной экономики представляют интересы определенных политических структур и иногда не вольны принимать решения об увольнении самостоятельно. Есть и другой тип директоров, которые плотно сели на финансовые потоки и пользуются малейшей возможностью для сохранения этого контроля. Они могут договориться с кем угодно — умеющие делать деньги нужны при любой власти.

В истории были случаи, когда государство несколько лет не могло провести собрание акционеров и сменить руководство акционерных обществ, в которых владело контрольным пакетом. Но это пояснялось отсутствием единства у представителей власти. Сейчас, в условиях монобольшинства и тесного идеологического союза президента, парламента и правительства, такая ситуация выглядит странной.

Министерство, согласно положению, утверждает финансовые и инвестиционные планы предприятий на год, инвестпланы на 3-5 лет и контролирует их выполнение. Логично, что такие обязанности должны предусматривать соответствующие права. Но их нет. Иногда вообще нет.

Например, системного оператора энергосистемы в декабре 2018 г. решением правительства Владимира Гройсмана передали в сферу управления Министерства финансов. Пояснили это необходимостью разделения контроля за производством и передачей электроэнергии для получения кредитных средств ЕС.

Займы есть? Наверное, теперь можно вернуть компанию профильному ведомству — где Минфин и где электроэнергия? Или в правительстве Алексея Гончарука считают, что подчинение одному министерству не позволяет разделить контроль над двумя энергокомпаниями? Пожалуйста, поручите вести их разным замам. Но не людям, блестяще разбирающимся в процентных ставках, но не слышавших о реактивной электроэнергии.

Сейчас, например, правительство намерено назначить нового и.о. главы крупного энергопредприятия. Компания, наверняка, попытается пояснить, что оснований для этого нет. Может это и так. Но политическая воля высказана четко. Если это решение спустят на тормозах, то получим яркий пример управленческой слабости Кабмина. После такого управлять станет еще сложнее. Похожая ситуация с некоторыми другими компаниями.

Второй вопрос — наблюдательные советы компаний. В 2016 г. внесли изменения в закон об управлении объектами госсобственности и предусмотрели наличие такого органа с элементами независимости. Они были призваны уберечь предприятия, контролируемые государством, от своеволия кураторов из министерств. Не понравился руководитель — уволили. Но на практике все выглядит немного иначе. Не выполнил план, договорился с нужными людьми, и заблокировал свое увольнение или откорректировал показатели. Например, одна из компаний ТЭК отчиталась почти о полном выполнении задач по итогам 2019 г., тогда как за 9 мес. было провальное невыполнение показателей. Нагнали на финише?

Независимые набсоветы превратились в дорогой страховой полис для топ-менеджеров. И это хеджирование рисков взаимно. Члены набсоветов имеют право на оплату своей работы и компенсацию расходов за счет предприятия. Ну, как в таких условиях уволить директора или сократить ему премию? Это потом и по тебе может ударить. Нужно будет договариваться с новым руководителем, а тут уже все отлажено.

Документы, регламентирующие работу набсоветов, приняты, в основном, в 2017 г. Менять их можно по закону раз в пять лет. То есть в такой системе координат отрасли придется работать еще пару лет. Остается одно — шаг за шагом восстанавливать управление в компаниях ТЭК. Договариваться с правительством, другими министерствами. Пробовать наладить работу с нынешним менеджментом или же менять его через суды либо вести переговоры с наблюдательным советом. Можно признать свои ошибки и оставить ошибочно уволенных. Но в итоге страна должна получить стройную систему управления в отрасли, когда государственная политика не будет интерпретироваться по-своему на местах, а компании не будут публично ругаться с министерством.

Тогда и спрашивать с министра можно по полной. А так, всегда можно свернуть на своенравных подчиненных.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt