Газовые обязанности

Отмена спецобязанностей необходима для рынка газа, но при этом есть сложности

К открытию рынка газа в сегменте бытовых потребителей готовились уже давно, но все же плохо. Последние несколько лет газ населению поставлялся в рамках ПСО — спецобязанностей. Этот механизм работал, но с 1 мая 2020 г. его должны были отменить. Но поскольку для перехода к полноценному рынку ничего толком сделано не было, действие ПСО пришлось продлить.

Владимир МИХАЙЛОВ

22 апреля 2020 г. на заседании комитета ТЭК вр.и.о. министра энергетики и защиты окружающей среды Ольга Буславец заявила о том, что действие ПСО для населения будет продлено до 1 июля, а для ТКЭ до конца года. Через два дня Кабмин принял постановление № 303 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 19 октября 2018 г. № 867", в котором зафиксировал эти новые даты.

Между этими двумя событиями прошла онлайн-конференция отраслевого клуба Energy Club, на которой представители рынка обсудили отмену ПСО и связанные с этим сложности. Все участники конференции сошлись на том, что отменять ПСО, безусловно, нужно, но для этого необходимо решить ряд проблем.

Конкуренция в сегменте промышленных потребителей сейчас настолько высока, что идет борьба буквально за каждый мелкий или крупный завод, магазин, торговый центр. Потенциал рынка промышленных потребителей на данный момент практически исчерпан для поставщиков, отметил президент Ассоциации "Недропользователи Украины" Роман Сторожев. Открытие сегмента бытовых потребителей в разы увеличит объем рынка. Это также откроет новые возможности для добывающих компаний.

Проблема состоит в том, как открыть этот сегмент правильно. Понятно, что без отмены ПСО процесс не сдвинется. Перед этим нужно решить проблему долгов за газ. Долги не должны быть оплачены оператором ГРС или теми компаниями, которые поставляют газ для населения на данный момент по ПСО. Эти долги нужно либо истребовать с должников, либо списать. В последнем случае списание пойдет по цепочке. Долги, скорее всего, будут списаны и с НАК "Нафтогаз Украины".

До сих пор непонятно, как будет работать механизм поставки газа тем категориям, которые пользуются субсидиями. Как деньги за эти поставки будут получать поставщики, будет ли государство платить за те объемы, которые были поставлены по субсидиям — на все эти вопросы нет ответов. Удастся ли их решить оперативно — тоже неясно.

"Отсрочка отмены ПСО до июля в данный момент в связи с карантином выглядит рационально. Но хотелось бы быть уверенным, что это будет именно до июля, а не до июля и затем до Нового года, а потом опять до июля и до Нового года", — отметил Р. Сторожев.

У ПСО были как положительные, так и отрицательные стороны, отметил директор компании ЕГАЗ Артем Компан.

К положительным сторонам относятся гарантированное обеспечение природным газом со стороны государства таких категорий потребителей, как население и ТКЭ, отсутствие небалансов газа в системе при условии соблюдения действующих норм законодательства, контроль расходов государственного бюджета по льготам, субсидиям населению за счет государственного ценообразования. К отрицательным — монополизация добытого ресурса газа со стороны государства в лице НАК "Нафтогаз Украины", что не способствует развитию добычи газа в Украине, влияние со стороны государства на определение цены ресурса газа, что противоречит рыночным принципам, отсутствие действенных законодательных механизмов взыскания долгов с неплательщиков за потребленный газ (поставщик ПСО не может отказать в поставках газа должнику, если его не отключил оператор ГРС). Кроме того, механизм ПСО не способствует экономному потреблению в силу недостатков системы субсидирования и манипулирования ценой со стороны НАК "Нафтогаз Украины".

В целом механизм ПСО работал, государство защитило потребителей. Поставщики не могли отказывать потребителям в поставке газа, а НАК "Нафтогаз Украины" не могла отказать поставщикам в продаже газа по регулируемой государством цене. Тем не менее, внедрение рынка в сегменте населения необходимо, но для этого нужно следующее:

1. Поставщик "последней надежды", который гарантированно обеспечит газом в случае отсутствия у потребителя своего поставщика, отказа или неспособности этого поставщика обеспечить потребителя ресурсом.

"При отмене ПСО, если клиент остается без поставщика, он находится в небалансе у нового оператора. Этот вопрос нужно решать как можно скорее, чтобы не было небаланса в системе", — отметил А. Компан. По его мнению, этот вопрос должен быть решен на уровне государства.

2. Усовершенствованный механизм предоставления государственной помощи в виде льгот или субсидий для населения и ТКЭ, а также предложение банковских кредитов с максимально низкой ставкой.

"Сейчас, в связи с коронавирусом, мы получаем другую экономическую ситуацию в стране, другую безработицу, другие доходы. И этот механизм должен работать", — отметил он.

3. Простой и понятный механизм перехода потребителя от одного поставщика газа к другому.

"Те документы, которые мы готовили и которые находятся в процессе разработки, обсуждения, требуют дополнительной доработки. Отдельно рассматривать документ смены поставщика сложно, так как он не задевает решения всех тех вопросов, которые я уже перечислил и еще дополнительно скажу. Если рассмотривать механизм и не решать эти проблемы, то он не будет действовать. Нужно рассматривать в целом пакетное решение отмены ПСО. И нужно задействовать все органы власти, нельзя сваливать на НКРЭКУ в одном лице эту проблему. Это проблема государства в целом. Должен быть задействован Кабмин, министерства соцполитики и энергетики, все органы власти", — отметил А. Компан.

4. Действенный механизм взыскания долгов с неплательщиков за потребленный природный газ.

Единственный механизм взыскания долгов сегодня — отключение. Исполнительная служба за это не берется, суды становятся на сторону потребителя. Кроме того, у поставщиков нет доступа к потребителю, они не имеют технической возможности проводить индивидуальное отключение потребителей в многоэтажных домах. Чтобы попасть к потребителю в квартиру многоэтажного дома нужно собрать комиссию, и это не работает.

"Мы не должны бегать за потребителем, резать ему трубы, отключать ему воду и свет. Есть более действенные механизмы со стороны государства, которые позволяют заблокировать определенные действия потребителя — получение кредитов в банках, покупка имущества, получение загранпаспорта, выезд за границу", — сказал А. Компан.

Проблема долгов является одной из самых острых. Низкая платежная дисциплина населения – одно из главных препятствий на пути поставок природного газа бытовым потребителям в условиях отмены ПСО и государственного регулирования ценообразования. Сумма задолженности населения, которая требует урегулирования, составляет 10.7 млрд грн.

5. Обеспечение равного доступа поставщиков к газу внутренней добычи. Доступ к импортному газу есть у всех, должен быть и доступ к отечественному газу. "Сама по себе идея отмены ПСО — хорошая, но без решения этих вопросов отмена ПСО невозможна, она создаст только хаос и приведет к коллапсу", — подытожил А. Компан.

Директор ООО "ГПКНафтогаз Украины" Максим Рабинович также считает, что механизм ПСО себя изжил, но для внедрения рынка нужно предпринять ряд шагов. Необходимо создать поставщика "последней надежды". Впрочем, уже идет подготовка к конкурсу, по итогу которого одна из компаний получит статус поставщика "последней надежды". Необходимо упростить процедуру смены поставщика, которая сейчас может занять от одного до четырех месяцев и требует получения потребителем ряда документов от его нынешнего поставщика. О том же говорил и президент Ассоциации газовых трейдеров Украины Андрей Мизовец. По его мнению, простота смены поставщика должна быть определена как основная проблема на пути к рынку.

Таким образом, для отмены спецобязанностей пока нет предпосылок, и будут ли они созданы за тот относительно короткий срок, который определен постановлением правительства, — сказать сложно.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt