Артем Компан про ПСО і майбутнє ринку газу

23 апреля состоится четвертая по счету онлайн-встреча Energy Meeting Online, организованная Energy Club. Накануне мы пообщались с одним из спикеров - Артемом Компаном, директором компании ЄГАЗ. Компания работает на рынке поставок природного газа с 2013 года, ранее была известна под брендом РГК ТРЕЙДИНГ.

Зачем нужны были ПСО?

Введение ПСО (спецобязательств) имело четкие цели – обеспечить стабильность, надлежащее качество и доступность природного газа для уязвимых категорий потребителей, в частности население и ТКЭ, в переходный период формирования рынка природного газа.

В рамках ПСО государство:

  • определило круг субъектов взаимоотношений, к которым относятся Укргаздобыча, НАК Нафтогаз Украины, определенные категории потребителей (население и ТКЭ), поставщики газа на определенной территории, но не ограничило круг этих поставщиков. Таким образом на сегодня любой поставщик, который имеет лицензию и у которого заключен договор с населением или ТКЭ, может подать заявку на НАК Нафтогаз Украины на покупку природного газа, которую тот не может отклонить;
  • зафиксировало цену на природный газ, который добывает Укргаздобыча, и привязало ее к конечной розничной цене. Весь газ государственного добычи реализуется исключительно НАК Нафтогаз Украины;
  • зафиксировало торговую наценку НАК Нафтогаз Украины в размере 1,917% и наценку поставщиков газа на условиях ПСО в размере 2,5%;
  • зафиксировало предельные розничные цены на природный газ для бытовых потребителей и ТКЭ через механизмы государственного регулирования. Цены ежемесячно рассчитывает и публикует НАК Нафтогаз Украины, что создает определенные предпосылки для положительного позиционирования НАК Нафтогаз Украины как влиятельного и потенциально привлекательного поставщика после отмены ПСО;
  • установило регулируемые договорные отношения между НАК Нафтогаз Украины и поставщиками газа на условиях ПСО (форма договора, сроки и порядок расчетов);
  • установило требования к надлежащему уровню расчетов: попытка установить для населения была отменена судом, установлено для ТКЭ (приостановлено на период карантина до 01.05.2020);
  • установило граничный срок действия специальных обязательств;
  • не установило механизм компенсации экономически обоснованных затрат поставщиков ПСО в связи с выполнением специальных обязательств.

Срок действия ПСО заканчивается 1 мая этого года, так что сегодня мы находимся на расстоянии одного шага от создания конкурентного рынка газа, на котором все потребители имеют возможность свободно выбирать поставщика, государство не контролирует цену природного газа и, в идеале, не занимается бизнесом по продаже добытого газа.

Плюсы и минусы ПСО

Введенный механизм ПСО имел как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, потребитель мог быть спокоен за то, что у него будет газ, он знал своего поставщика и был в нем уверен. Но потребитель при этом был ограничен в своих возможностях и в праве выбора поставщика.

На сегодняшний день процедура права выбора поставщика и смена поставщика требует изменения. ПСО также не лучшим образом действовало на платежную дисциплину со стороны населения. Некоторые привыкли, что они могут получать газ и не платить за него. А механизм взыскания долгов за газ на законодательном уровне еще более сложен, чем процедура смены поставщика, и также требует усовершенствования.

Плюсы ПСО:

  • гарантированное обеспечение природным газом со стороны государства таких категорий потребителей как население и ТКЭ;
  • отсутствие небалансов газа в системе при условии соблюдения действующих норм законодательства;
  • контроль расходов государственного бюджета по льготам, субсидиям для населения за счет государственного ценообразования.


Что касается минусов ПСО, они такие:

  • монополизация добытого ресурса газа со стороны государства в лице НАК Нафтогаз Украины, не способствует развитию добычи газа в Украине;
  • влияние со стороны государства на определение цены ресурса газа - не рыночный механизм и он не способствовал развитию рынка;
  • отсутствие действенных законодательных механизмов взыскания долгов с неплательщиков за потребленный газ (поставщик ПСО не может отказать в поставках газа должнику, если его технически не может отключить Оператор ГРМ);
  • не способствует энергоэффективному потреблению из-за недостатков системы субсидирования и манипулирования ценой газа со стороны НАК Нафтогаз Украины.


Что будет с рынком после 1 мая?

На сегодняшний день у нас в стране уже существует конкурентный рынок поставки газа юридическим лицам, и мы в одном шаге от создания конкурентного рынка для физических лиц.

Во всем мире физические лица — это премиальный сегмент рынка. Но одновременно с этим это и самый сложный сегмент, требующий дорогих программных и сервисных решений. Выстраивание ритейловой сети, которая позволяла бы качественно обслуживать клиентов в любой точке страны, требует больших капиталовложений, опыта и практики. На сегодняшний день мы уже имеем позитивный опыт в продаже газа как оптовый продавец практически по всей территории Украины. Мы предоставляем сервис потребителям в 23 регионах.

Очевидно, что на этот рынок после его открытия захотят зайти новые игроки. Но для того, чтобы поставщики газа могли зайти на этот рынок, нужно доработать систему взаимоотношений как для газораспределительных компаний, так и для оператора газотранспортной системы. Важно не допустить, чтобы этот процесс превратился в хаос и повлек за собой проблемы, которые потом сложно будет решить.

Одной из главных проблем в условиях отмены ПСО и государственного регулирования ценообразования является платежная дисциплина населения. Увы, не все население у нас в стране аккуратно платит за потребленный газ. Есть люди, которую считают, что они могут не платить, хотя, когда они приходят в магазин за продуктами, они почему-то платят за то, что берут. Поставщики газа, к сожалению, практически не имеют механизмов влияния на потребителей. Речь не только о том, что поставщики газа не имеют технической возможности проводить индивидуальное отключение потребителей в многоэтажках. Не работает как таковой механизм взыскания долгов с физлиц. В итоге это становится колоссальной проблемой.

Очевидно, что нужно приучать потребителя платить за ресурсы, которые он потребляет, но это стоит делать не через механизмы отключения. А через механизмы ограничения права физлиц, например на выезд за границу, покупку недвижимости, получение банковских займов и прочее. Отключение потребителя нужно быть последним средством влияния на него.

Если мы сможем приучить потребителей более ответственно относиться к платежам за потребленные энергоресурсы, тогда они будут более ответственно относиться и к потреблению этих ресурсов. Об этом думает, на самом деле, каждая европейская семья, планируя свои расходы. Если европеец видит, что у него перерасход коммуналки, он начинаешь в чем-то себя ограничивать и урезать. Но никак не игнорировать оплату.

Каким должен быть рынок?

До граничной даты отмены ПСО необходимо было успеть решить целый ряд проблем. Среди первоочередных, я бы отметил такие:

  • на рынке должен быть поставщик "последней надежды", который гарантированно обеспечит природным газом в случае отсутствия у потребителя поставщика, отказа или неспособности этого поставщика обеспечить потребителя ресурсом;
  • прозрачный механизм предоставления государственной помощи в виде льгот или субсидий для социально-уязвимых категорий потребителей;
  • простой и понятный механизм перехода потребителя от одного поставщика природного газа к другому;
  • действенный механизм взыскания долгов с неплательщиков за потребленный природный газ;
  • демонополизация добываемого ресурса Укргаздобычи - обеспечение равного доступа поставщиков, работающих с населением, к ресурсу внутренней добычи через биржевые инструменты.


Эти проблемы нельзя решать "на бегу" по ходу создания рынка, их необходимо решить до запуска рынка. Возможно, это должно быть некое пакетное решение, которое затрагивает не только изменения в нормативные акты Национальной комиссии по регулированию энергетик (НКРЕКП), но и акты Кабинета Министров, изменения в законодательство. На все это понадобится несколько месяцев.

Мы сейчас активно работаем с правительством и депутатским корпусом, поскольку мы являемся одним из крупнейших поставщиков газа для физлиц, делимся нашим опытом и видением. Надеемся, что наши предложения будут услышаны и мы сможем найти точки соприкосновения со всеми участниками рынка, и действительно создать эффективный рынок для физлиц. Потому что здоровая конкуренция в нормальных условиях всегда способствует росту качества услуг, улучшению ценовых предложений и приносит пользу для клиента.

О предстоящей Energy Meeting Online

Я надеюсь завтра обсудить все эти вопросы в кругу коллег и экспертов. Наша цель – обратить внимание на проблемы и предложить наиболее действенные варианты решения.

Безусловно, нынешняя ситуация в стране и в мире, пандемия коронавируса, тот режим ограничительных мер, в котором живет вся страна, вносит свои коррективы в большинство сфер жизнедеятельности. Это те обстоятельства, которые не позволяют нам качественно подготовиться к отмене ПСО 1 мая и запуску конкурентного рынка. Поэтому я разделяю мнение, что нужно продлить ПСО хотя бы на три месяца для того, чтобы успеть подготовить рынок и дать компаниям все необходимые механизмы и инструменты взаимодействия с потребителями и позаботиться о создании для потребителя поставщика "последней надежды", который не оставит его без ресурса газа.


Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt