Электромобиль, как друг человека

Когда и как мы придем к победе электрического транспорта

Дорогой читатель, мы живем в удивительное время, когда стремительное развитие технологий уже чуть ли не каждый год революционно меняет, в основном к лучшему, нашу жизнь. Электромобили, пожалуй, с большой долей консенсуса можно отнести к трем важнейшим инновационным темам, которые освещают СМИ, и в которые вкладываются миллиарды долларов. С ними рядом не стоят ни полеты на Марс, ни даже, почему-то, борьба над раком.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Все практически согласны, что электромобиль — это хорошо. Однако 99.9999% автомобилистов планеты по-прежнему бороздят просторы городов и, особенно, высокоскоростных междугородных хайвеев не на электромобилях, а на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания (ДВС или Internal Combustion Engines - ICE).

Причина этого всем как бы понятна — электромобили (в том виде, в котором они способны выполнять практически все функции автомобилей с ДВС) все еще не по карману подавляющему большинству автомобилистов планеты.

Первым, кто смекнул, что пусть как роскошь, но электромобиль может и должен стать массовой реальностью, оказался канадско-американский инженер Илон Маск. Его Tesla уже колесит по дорогам США, Европы, Китая, да и Евразии в целом, и пару-тройку штук даже видели на улицах Киева. Но все же это трудно назвать "победным шествием".

Все понимают, что за электромобилями будущее, и одни говорят — еще два-три года — и вы увидите… Другие, которые что-то знают, понимают, что продвижение вперед сдерживает множество факторов, а не только стоимость батарей. Словом, трудновходящая в наш мир гармония все чаще нуждается в проверках алгеброй. За дело взялось агентство Bloomberg, начавшее публикации Ежегодного электромобильного обозрения. В июле 2017 г. вышел очередной выпуск.

Электромобильное наступление через гармонию цифр

Исследования Bloomberg показывают, что хотя в ближайшие 3-5 лет ничего чрезвычайно революционного на рынках электромобилей не произойдет, неумолимое накопление инноваций, капитала и интереса к электротранспорту к середине следующего десятилетия приведет к началу радикальных перемен.

К 2025 г., как отмечает лондонский аналитик Колин МакКеррешер, электромобили в США и Европе подешевеют настолько, что их цена сравняется со стоимостью автомобилей с ДВС, что будет самой веской причиной переходить на электромобильную тягу. Автопроизводители от Renault до Tesla уже давно мусировали тему того, что общие эксплуатационные расходы на электромобили в разы меньше, чем езда и обслуживание автомобилей с ДВС. К 2025 г. и сама покупка электромобиля перестанет обходиться в стоимость небольших, а порой — и весьма просторных апартаментов. Т.о. ожидается, что с 2025 г. продажи элетромобилей начнут опережать продажи машин с ДВС.

На сегодня стоимость батарей составляет порядка половины стоимости электромобилей, и, как указывается в исследовании Bloomberg, эта цена с 2016 г. по 2030 г. сократится на 77%. По мере того, как батареи будут дешеветь, все больше и больше автомобилистов будут готовы рассматривать покупку электромобиля, отмечает лондонский исследователь. Когда же цена сравняется, процесс опережающих продаж элетромобилей может резко ускориться, поскольку сам факт равной стоимости звучит весьма привлекательно.

По прогнозам Renault, который выпускает относительно популярный электромобиль Zoe, уже к началу 2020-х годов общая стоимость электромобилей и авто с двигателями внутреннего сгорания сравняется (с учетом цены покупки, эксплуатационных расходов, включая стоимость топлива), — говорит Жиль Норман, вице-президент французской компании, который отвечает за электромобильное направление.

Жиль Норман отмечает, что по мере увеличения числа электромобилей все более растущее число инноваций и успешных разработок направляют вниз кривую стоимости electric vehicles (EV). В то же время в результате все более жестких ограничений на покупку и эксплуатацию автомобилей с ДВС их цена будет идти вверх.

Между тем спрос на литиевые батареи для EV будет расти экспоненциально, и вырастет с 21 ГВтч в 2016 г. до 1300 ГВтч в 2030 г. В прогнозе Bloomberg отмечает, что уже к 2021 г. в мире будет производиться ежегодно литиевых батарей суммарной мощностью порядка 270 ГВтч, в основном, благодаря усилиям LGChem, SamsungSDI, Lishen, CATL, Tesla и других производителей. Как отмечают аналитики Bloomberg, в 2020-х годах производство батарей для электромобилей нужно будет развивать еще более динамично.

Ряд аналитиков отмечает, что в ход могут пойти и иные технологии производства батарей, в частности, силиконовых, а также батарей на окислах свинца — они, в отличие от литиевых, могут утилизироваться и повторно использоваться практически на 100%.

К 2025 г., как отмечается в исследовании Bloomberg, произойдет еще одно важное событие — EV станут конкурентоспособными на международных рынках без систем государственного субсидирования. Для некоторых сегментов это займет больше времени, но к 2029 г. большая часть элетромобилей достигнет паритета с автомобилями на ДВС.

К 2040 г. Китай, США и Европа будут основными двигателями продаж электромобилей — уже без субсидирования, хотя в период 2015-2025 гг. этот спрос будет искусственно поддерживаться, иначе он мог бы и вовсе не материализоваться. На Китай, США и Европу будет приходиться около 60% всех продаж. Основное наступление электромобилей будет происходить на рынке средних авто, куда входят такие как Toyota Camry или Honda Accord и учитывая, что это самый большой сегмент мирового рынка автомобилей, выгоды в переключении с этих авто на электромобили проявятся начиная со второй половины 2020-х годов.

К 2040 г. 54% продаж новых авто будут EV, а в целом из всех авто EV будут уже составлять 33%! С началом 2030-х годов мир вступит в период опережающего роста продаж EV и постепенного наступления эры доминирования этого экологически чистого вида транспорта.

Постепенно это доминирование начнет сказываться и на спросе на сырье, используемое при производстве топлив для двигателей внутреннего сгорания. По подсчетам Bloomberg, к 2040 г. до 34% автомобилей на дорогах мира будут иметь электродвигатель — в сумме порядка 530 млн автомобилей и это послужит заменой 8 млн бар в сутки бензинов и ДТ.

Естественно, что развитие электромобильного транспорта приведет к стремительному росту потребления электроэнергии. По прогнозу Bloomberg, к 2040 г. энергопотребление вырастет в 300 раз - до 1800 ТВтч с 6 ТВтч в 2016 г. Впрочем, этот уровень в 1800 ТВтч в 2040 г. будет составлять всего 5% мирового электропотребления. Однако потребление электроэнергии электромобилями будет носить пиковый характер, что усложняет работу энергетиков, и им придется искать различные пути создания хранилищ энергии и вспомогательных мощностей, а также прибегнуть к помощи регуляторов, которые должны будут поощрять внепиковую зарядку электромобилей.

Украина в глобальном форватере

Для Украины, где в 2017 г. электромобили еще на 99.99% остаются роскошью, не доступной автомобилистам, предстоит проделать немалую работу, чтобы следовать за глобальным трендом, и особенно, чтобы сделать национальную энергосистему более гибкой и подготовленной к использованию EV-транспортных средств.

Хотя возобновление роста производства электроэнергии солнечными батареями в Украине дает основания на общий рост генерирующих мощностей, в поддержке нуждается и такой важный сегмент национальной энергетической системы, как развитие гидроэнергетики, которая сегодня в основном развивается в Украине благодаря инициативам таких частных инвесторов, как IVT Development.

Напомним, что именно гидроэлектростанции являются тем надежным ресурсом, который позволяет аккумулировать электроэнергию солнечных и ветровых электрогенерирующих станций с тем, чтобы тратить их в периоды пиковых нагрузок. Развитие гидроэнергетики особенно актуально еще и в контексте той неопределенности, которую испытывает основа стабильности украинской энергосистемы — атомные электростанции.

Если в 2015 г. Украина за счет избытка энергогенерирующих мощностей могла себе позволить перетоки и поддержку входящей в ЕС Польши (которая, в свою очередь, помогала перетоками в энергосистему ФРГ), не факт, что подобное развитие ситуации будет возможно в 2040 гг. За 25 лет, как учит нас новейшая история, могут произойти невиданные потери производственных мощностей.

Если в 1990 г. Украина была крупнейшим производителем моторных топлив в Европе, то в 2015 г. страна импортировала 80% всех бензинов и ДТ.

Сейчас, в 2017 г., когда Украина вновь наращивает производство собственных бензинов и ДТ — в I полугодии 2017 г. Украина уже на 40% обеспечивала себя бензинами, сделав решительный рывок после перехода на выпуск топлив Евро-5 Кременчугским НПЗ и Шебелинским ГПЗ — важно понимать, что в перспективе новое снижение спроса на отечественные бензины и ДТ, в связи с неизбежным ростом использования EV на украинских дорогах, приведет к удорожанию авиационного топлива, дорожных битумов и СУГ.

В свете вышеуказанных факторов можно с уверенностью сказать, что в предстоящие 3-5 лет весьма маловероятно, что Украина начнет энергично поощрять на государственном уровне покупку гражданами EV.

Украинский автотранспортный рынок склонен жить эхом европейских трендов вчерашних дней. Сегодня это проявляется в огромном количестве дизельных и реже бензиновых авто, которые сегодня без растаможки завозят на украинский рынок из Болгарии, Литвы, Польши, Сербии, Хорватии и др. стран Восточной Европы. Если следовать этой традиции — то, скорее всего, реальная "электрификация украинских дорог" начнется к 2025-2030 гг., когда из Европы повезут в Украину подешевевшие EV устаревающих марок. В таких условиях о системной подготовке национальных электросетей к пиковым нагрузкам в связи с ростом числа заряжаемых EV пока говорить не приходится, ведь еще лет десять электромобиль будет, по сути, оставаться не средством передвижения, а роскошной европейской, японской или американской игрушкой.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt