Заложники коммуналки, или Какова цена безответственности

Некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг приводит к плачевным последствиям

Независимо от места проживания, все мы — заложники коммуналки. Даже не в злосчастных платежках дело, хотя и они "все выше и выше"... Проблема в том, что парламент, приняв в 2017 году Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах" подразумевал... именно услуги. А все услуги во всем мире, если не дотационные, то платные. Но кто же был готов с этим согласиться и платить за убитые десятилетиями внутридомовые сети — водо-, газораспределительные?

Алла ЕРЕМЕНКО

Возраст газовых/газораспределительных систем в стране разный, зависит от времени их строительства и эксплуатации. В том числе и внутридомовых распределительных систем. Например, в Житомире газораспределительные системы служат уже почти 70 лет, а во Львове – более 160! Поэтому они требуют своевременного технического обслуживания и текущих ремонтов — ради безопасности жителей.

Но кто будет выполнять эти работы? После 2015 г. НКРЭКУ не закладывает в тариф на распределение средства для обслуживания внутридомовых сетей, поскольку эти сети не на балансе газовиков и ответственность за них несут сами жильцы дома. Правда, до принятия Закона "О жилищно-коммунальных услугах" народу пытались объяснить, как могли, что теперь за все услуги придется платить. Причем за каждую — отдельно. И за обслуживание каждой коммуникационной системы. Каждому собственнику — в коммуналке или общежитии, собственной квартире, доме, даче. Да хоть во дворце! Таким нехитрым способом государство перенесло все проблемы жилищно-коммунального фонда на собственников (арендаторов) жилья. И далее — это их проблема, как содержать жилой фонд в добротном и безаварийном состоянии. Местные власти и государство помогают. Но не всем и не сразу. А десятилетиями не знавший ремонта жилой фонд тем временем продолжает разрушаться.

Увы, есть масса примеров обрушившихся и взорвавшихся домов по всей стране. Чаще всего причиной называют состояние внутридомовых газораспределительных сетей или забитые напрочь дымоходы и вентиляция. В ходе комитетских слушаний 8 июля 2020 г. "Использование природного газа в быту: безопасность, проблемы, пути решения" замдиректора департамента предупреждения ЧС Госслужбы чрезвычайных ситуаций Павел Афанасьев рассказал, что из 99 чрезвычайных ситуаций, зафиксированных с начала 2019 г. Госслужбой по ЧС, с газом было связано большинство из них. Он сообщил также, что Госслужба ЧС не ведет расследований, как и в случае на Позняках. Их задача — спасать людей.

Минтруда тоже самоустранилось от коммунальных проблем.

Газораспределительные компании не имеют средств на обслуживание внутридомовых газоснабжающих сетей, т.к. после принятия закона о рынке природного газа, начиная с 2015 г. средства на обслуживание внутридомовых сетей в тариф на распределение газа не закладывались, поскольку эта услуга стала рыночной. Минрегионы и Минэнерго также не имеют отношения к контролю за внутридомовым газораспределением. В 2018 г. был составлен список услуг в рамках техобслуживания, чтобы разделить ответственность между ГТС, ГРС и собственниками многоквартирных домов (ОСББ). Он даже был согласован надлежащим образом, но так и остается не утвержденным Минэнерго. Балансовая принадлежность (хотя некоторые утверждают, что и понятия/определения такого на сегодня нет) и составление договоров на соответствующее обслуживание газораспределительных систем практически не движется. Например, на Житомирщине из крайне необходимых 681 договора (акты балансовой принадлежности) заключено лишь 31, то есть 4.6%. В других областях и районах ситуация не лучше. Про Киев вообще молчу.

Техническое обслуживание газовых сетей возможно после заключения соответствующего договора на предоставление таких услуг. Но после того, как 25-30 лет "за газ" платили 5-15 копеек, гражданам нелегко смириться, что эта услуга стоит намного дороже. Хотя обслуживание внутридомовых сетей газопоставок и газового оборудования потребителей газа на договорной основе при соответствующей оплате фактически возможно с 10 мая 2018 г., после обнуления тогдашним Минэнергоугля приказ №250 Госакционерной холдинговой компании "Укргаз" от 30 июля 1997 г. "Об утверждении Положения о порядке технического обслуживания внутридомовых систем газопоставок в жилые дома...".

Но очереди собственников жилья к газораспределительным компаниям не видать. Разве что несколько ОСББ торгуются. Впрочем, не все так просто.

Операторы газораспределительных систем утверждают, что не в состоянии самостоятельно финансировать обслуживание внутридомовых систем даже на безубыточной основе в связи с тем, что еще в 2015 г. регулятор исключил из их тарифа средства на оплату таких работ. А в новом тарифе для операторов ГРС такие затраты не предусмотрены.

Будь в Украине дееспособная служба (инспекция — не суть в названии) контроля за внутридомовыми, прежде всего газовыми сетями, вскоре почти все жители многоэтажек остались бы без газа, как минимум, из-за того, что внутридомовая газовая инфраструктура не обслуживается. А пока нет четкого понимания, документального подтверждения, вряд ли кто-то станет торопиться заключать договор с газораспределительной компанией на обслуживание внутридомовых газовых сетей и газового оборудования жильцов. Не печет же пока? Разве что в случае чрезвычайной ситуации позвонят в Госслужбу ЧС.

Стоит ли и так хрупкую ситуацию до этого доводить?

Депутат о собственности и обязанностях

Алексей КУЧЕРЕНКО, Народный депутат Украины, министр по вопросам ЖКХ (2007-2010 гг.)

Нынешняя ситуация с жилищно-коммунальными, прежде всего, услугами распределения газа по внутридомовым системам позволяет говорить о полном отсутствии государственного контроля за безопасностью поставок газа. Ни один государственный орган не контролирует и не отвечает за то, что происходит у потребителей с внутридомовым газораспределением и при эксплуатации газового оборудования. По итогам комитетских слушаний в ВР 8 июля "Использование природного газа в быту: безопасность, проблемы, пути решения" можно сделать несколько выводов.

Во-первых, часть прежде обязательных контрольных функций жилищно-коммунальной инспекции передана Минтруда. Но Минтруда контролирует исключительно компании (юрлица), у которых есть наемные рабочие. Но никак не контролирует потребителей газа-физических лиц в быту. Во-вторых, берусь утверждать, что на сегодня практически 99% газопоставок в жилые дома незаконные, так как у подавляющего большинства владельцев квартир и ОСББ нет договоров на обслуживание внутридомовых газовых сетей. По большому счету, газораспределительные компании, согласно Кодексу газораспределительных сетей (КГРС), даже не имеют права поставлять таким клиентам газ. И все это понимают, но никто ничего на законодательном и местном уровнях не предпринимает, иначе с газообеспечением физлиц будет коллапс. Поставщиков газа оправдывает то, что юридически их ответственность заканчивается на входе во внутридомовую систему распределения газ. Дальше — ответственность собственников дома, квартир. И эта проблема требует срочного урегулирования.

В-третьих, 82% многоквартирных домов в стране имеют системы газообеспечения (внутридомовые). Это чтобы понимать уровень и масштаб опасности.

В-четвертых, доступ газовиков к внутридомовым системам необходимо узаконить (хотя бы временно). Для этого парламенту необходимо немедленно принимать законопроект №2458, вокруг которого сейчас устраивает истерики "спильнота" ОСББ. В условиях передела розничного рынка газа, куда активно стремится НАК "Нафтогаз Украины", это может быть не случайно.

В-пятых, пока у газораспределительных компаний не будет полноценного тарифа, утвержденного законным способом, который в полном объеме предусматривает затраты на обслуживание и ремонт газораспределительных сетей, у них всегда будет аргумент "экономить на безопасности", то есть финансирование этой важнейшей для всех газопотребителей статьи расходов будет не приоритетной. И в чем-то я их понимаю, хотя и не оправдываю, так как первоочередные задачи газораспределительных компаний — закупить газ для обеспечения его беспрерывной транспортировки/доставки (статья расхода — газ для ВТВ), выплатить заработные платы, оплатить срочные ремонтные работы…

В-шестых, НКРЭКУ раннее планировала повысить тариф для газораспределительных компаний с учетом увеличившейся стоимости материалов и работ. В два этапа. Но накануне введения второго этапа, регулятор вдруг передумал и остановил этот процесс, в результате чего газораспределительные компании так и остались без средств, необходимых для полноценной работы. Связано ли это с выходом на розничный рынок газа и его поставок "Нафтогаза", думайте сами. У "Нафтогаза" с предыдущего сезона осень/зима 2019/2020 гг. в подземных хранилищах остался газ, закупленный дороже, чем сегодня можно купить на европейском рынке. НАКу этот газ нужно продать. Если при этом еще и будут повышены тарифы на газораспределение, у "Нафтогаза" не много шансов избавиться от дорогого газа и переманить на свою сторону физических покупателей газа на розничном рынке. Расчищает себе поле?

В-седьмых, необходимо реанимировать жилищно-коммунальную инспекцию, которая бы непосредственно и системно занималась проблемами домов, в частности внутридомовыми системами. Потому что после принятия в 2017 г. Закона "О жилищно-коммунальных услугах", который всю ответственность практически переложил на плечи собственников жилья, в этой сфере полный вакуум или царит полная анархия — никто ни за что не отвечает!

В-восьмых, ждем выводов комиссии о результатах аварии в жилом доме на Позняках в Киеве. Не буду опережать события и комментировать. В любом случае - это трагедия. В любом случае - это урок для всех, в частности для собственников квартир в многоэтажных домах.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt