Вечный Роттердам

Предложенный правительством вариант закупки угля для "Центрэнерго" может помочь на время решить проблемы и шахт, и компании

С 10 июля заработал оперативный контракт между государственным ПАО "Центрэнерго" и ДТЭК "Энерго" Рината Ахметова на поставку угля по фиксированной цене 1660 грн за т. В то же время гендиректор ДТЭК "Энерго" Дмитрий Сахарук отмечает, что госкомпания будет покупать "украинский уголь без посредников по цене, которая будет привязана к импортному паритету или, другими словами, к “Роттердам плюс”.

Александр КУРИЛЕНКО

Поскольку в "Центрэнерго" хронические проблемы с оборотными средствами, то эту проблему решат за счет кредита от государственных банков на 1.3 млрд грн. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, "Центрэнерго" нужно приблизительно 2.4 млн т угольной продукции до конца года. Государственными шахтами может быть обеспечено лишь около половины от необходимого объема по цене 1950 грн за т. Остальной объем компания закупит у украинских производителей по конкурентным ценам, то есть преимущественно у компаний Рината Ахметова.

Данные изменения стали прямым следствием ротации топ-менеджмента госкомпании. Еще летом 2019 г. в "Центрэнерго" был назначен новый менеджмент, который связывают с группой "Приват" Игоря Коломойского. По итогам прошлого года убытки госкомпании составили 2.5 млрд грн, тогда как еще в 2018 г. она была прибыльной (1.4 млрд грн по итогам года). В конце мая Наблюдательный совет "Центрэнерго" принял единогласное решение о прекращении обязанностей генерального директора Владимира Потапенко и назначил исполняющим обязанности гендиректора Александра Корчинского.

Однако не успели топ-менеджеры компании Рината Ахметова заявить о достигнутых договоренностях и особенно об "импортном паритете" на телеканалах того же олигарха, причем мудро и взвешенно, не раздражая зрителя политизированным словосочетанием "Роттердам+", как сразу возникла разбалансировка в оценке сделки между "государевыми людьми". В частности, между Министерством энергетики и угольной промышленности и новым руководителем "Центрэнерго".

Угольная вертикаль

Не секрет, что и.о. министра энергетики и защиты окружающей среды Ольга Буславец прямо выступила за то, чтобы устранить использование газа в генерации "Центрэнерго", а именно, его активно использовал предыдущий менеджмент компании.

Основным аргументом и.о. министра было то, что Украина после потери контроля над некоторыми районами Донецкой области, где добывается антрацитовый уголь, потратила немало средств для переоснащения блоков госкомпании, чтобы перевести их с антрацитового на газовые сорта угля. Это должно было обеспечить сбыт госшахт и других отечественных шахт, работающих в Украине и добывающих газовый уголь, а страну избавить от антрацитовой зависимости. Нужно отметить, что, хотя и менее интенсивно, но подобный переход совершает и тепловая генерация, входящая в холдинг Рината Ахметова.

Стоит подчеркнуть, что позиция и.о. министра была и является развитием идеи премьер-министра Дениса Шмыгаля, правительство которого определило приоритетом использование угля в процессе производства электроэнергии на ТЭС (распоряжение принято 17 июня). Основной аргумент Кабмина, как водится, — социальный. И заключался в том, что необходимо обеспечение работой шахтеров в Украине.

В свою очередь, позиция самого правительства является производной от позиции президента Владимира Зеленского, который в феврале этого года прямо "советовал" еще предыдущему составу правительства ограничить импорт угля и электроэнергии, хотя про "Роттердам+" напрямую речи не было.

"О каком импорте может идти речь, когда страны, из которых мы импортируем, не пускают нас на свои рынки? Поэтому сначала наш уголь, наши шахтеры, наша электроэнергия", — возмущался президент еще в феврале.

Заявление было знаковым. Ведь еще совсем недавно именно приближенные к В.Зеленскому депутаты и блогеры агитировали за импорт электроэнергии из РФ и Беларуси. Аргументировали это тем, что импорт будет минимальным, если сравнивать с рынком дизтоплива или автогаза, а влияние на ценообразование (а именно, снижение цены) будет колоссальным, к тому же сам президент выступал против формулы "Роттердам+". Однако сейчас вся вертикаль немного по-другому смотрит на ситуацию.

Казалось, что при таком единомыслии особых разночтений в понимании ситуации у других государственных чиновников не должно быть. Однако оказалось, что не тут-то было, и "особое мнение" в системе украинской власти все же появилось.

Газават против "плюса"

Несмотря на поддержку президента, правительства и и.о. министра по части использования угля, расшифрованного нам менеджерами Рината Ахметова, как использование угля, закупленного по импортному паритету, из этой общей симфонии выпадает "Центрэнерго" и ее руководитель Александр Корчинский, который "прошелся" по больным местам сделки и попутно обвинил О. Буславец в двойных стандартах в работе.

Первая точка преткновения - это, конечно же, "плюс в Роттердаме". На сайте "Центрэнерго" указано, что в компании считают "Роттердам плюс" категорически неприемлемой моделью ценообразования. Вернее, они хотят отделить "Роттердам"иплюс".

"Признавая возможность приравнивания цены украинского угля к импортному биржевому паритету, ПАО "Центрэнерго" одновременно настаивает: "плюс" должен учитывать реальные транспортные расходы от украинской шахты к украинской ТЭС, а не включать в себя виртуальный фрахт из Нидерландов", — говорится в коммюнике компании.

Вторая болезненная точка, довольно прозрачный упрек к О. Буславец в "двойных стандартах", касается использования импортного паритета для госшахт и шахт ДТЭК. В частности, для госшахт его нет, для шахт холдинга Рината Ахметова — есть.
Насколько справедливо и рационально желание А. Корчинского, как руководителя госкомпании, поставить госшахты и шахты Рината Ахметова в одни рыночные условия — вопрос отдельный.

Пока трудно избавиться от впечатления, что привязкой к импортному паритету А. Корчинский может обрушить фиксированную цену госшахт в 1950 грн за т, что, в свою очередь, поможет "Центрэнерго" стать прибыльной компанией за счет госшахт. Впрочем, остается открытым вопрос, почему в столь нехитром деле перекладывания денег из одного кармана госкомпаний в другой, должна помогать и.о. министра, отвечающая и за госшахты, и за "Центрэнерго".

Еще одна болезненная точка — использование газа. "Центрэнерго" обращает внимание на то, что к концу года НЭК "Укрэнерго" объявила конкурс на строительство высокоманевренных генерирующих установок, которые будут работать как раз на газе. При этом "Центрэнерго" обвиняют в использовании газа. Другими словами, не успел "Роттердам+" триумфально вернуться на украинский рынок, ознаменовав собой решение проблем для угля, шахтеров, шахт и одного всем известного "отечественного производителя", как возникла старая дилемма с "плюсом"кРоттердаму", которую и озвучил вновь назначенный руководитель "Центрэнерго".

Сложно однозначно сказать, кто из чиновников прав и в какой мере, но постоянные конфликты вокруг госкомпании говорят нам о более глобальной проблеме, скрытой за информационным шумом.

Вечный двигатель

Вся история с конфликтом вокруг "Центрэнерго" является, по большому счету, стандартной проблемой управленческого контроля за большой государственной или "гибридной" компанией в Украине, которая является крупным потребителем газа и угля. Управленческим кульбитам способствует и тот факт, что компания не такая большая (по европейским меркам) и очень слабо пересекается с интересами Евросоюза или США, чтобы они обратили на нее внимание, то есть есть возможности для вольницы власти и олигархов.

И именно как потребитель "Центрэнерго" интересна украинским олигархам, находящим различные способы превращения государственных денег в частные. Схема в конечном счете традиционна: прибыли — частному капиталу, убытки — государству. Такое случается и в развитых странах, но немного реже, да и информационное сопровождение выглядит изящнее. Что поделаешь, культурные традиции.

Если же исходить из категорий украинской реальности и отталкиваться от стоимости тонны угля ДТЭК, которую обнародовало "Центрэнерго", то предложенный правительством вариант выглядит значительно лучше, чем все, что было до этого, особенно в период правления менеджеров, прислушивающихся к мнению Игоря Коломойского.

Позиции чиновников понятны, несмотря на некоторое институциональное "разночтение". С одной стороны, понятно желание нового топ-менеджмента "Центрэнерго" сделать ситуацию комфортной для компании, сырье дешевле, поле маневра между газом и углем максимально широким. С другой стороны, желание правительства обеспечить интересы как государственных, так и частных шахт, чтобы не создавать дополнительное социальное напряжение в условиях кризиса в экономике, что всегда конвертируется в политические проблемы. Тем более, учитывая фактор приближающихся местных выборов.

Если же мыслить в категориях более отдаленной (стратегической) перспективы, то конфликт различных финансово-промышленных групп за контроль над государственным предприятием вряд ли когда-то прекратится. Надеяться на эффективность президента и/или профессионализм государственных топ-менеджеров можно, но у нас все меняется, как в калейдоскопе. Иногда этот калейдоскоп находится даже в одной голове. Поэтому пока "Центрэнерго" не будет приватизировано, игры с "вымыванием" денег из госкомпаний не прекратятся. Кстати, приватизацию госкомпании обещали многие президенты, включая самого Владимира Зеленского.

Продать компанию желательно крупному игроку мирового уровня, так как, во-первых, на рынке уже есть один крупный игрок — ДТЭК (плюс "Донбассэнерго", якобы не принадлежащее Александру Януковичу). И такому крупному игроку необходимо создать противовес, так как Антимонопольный комитет Украины самостоятельно на это не способен. Во-вторых, есть несколько других групп, играющих в Украине очень жестко, с которыми нужно уметь справляться в условиях постоянного "реформирования" судебной системы. Поэтому генерацию важно продавать консолидированно, а не делить ТЭСами. Для существующей структуры тепловой генерации раздел на части "Центрэнерго" - запоздалый шаг, концентрация уже произошла.

Вместе с тем не стоит забывать, что вопросы "Центрэнерго" и государственных шахт связаны между собой, на чем акцентирует внимание О. Буславец. Компания является единственным потребителем угольной продукции государственных шахт, а это уже социальная проблема. В идеальном мире высокого качества управления вопрос приватизации "Центрэнерго" и проблему госшахт попытались бы прямо или косвенно соединить, пока госкомпанию еще можно продать. Но это в идеальном мире, а в реальном все идет таким образом, что сегодня у компании все шансы повторить судьбу Одесского припортового завода. Причем проблемные госшахты, как были проблемой для государства, так и останутся — независимо от судьбы "Центрэнерго".

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt