"Зеленый" гамбит

Верховная Рада приняла закон относительно поддержки "зеленой" энергетики

21 июля 2020 г. на внеочередном заседании Верховная Рада приняла Закон №3658 "О совершенствовании условий поддержки производства электроэнергии из альтернативных источников энергии". Станет ли он действительно компромиссом между инвесторами/производителями "зеленой" электроэнергии и, по сути, бюджетом Украины, а точнее, налогоплательщиками, а также кто, кому и на какие уступки пошел, окончательно будет понятно после подписания закона "с необходимыми технико-юридическими правками" президентом и его опубликования. Ведь некоторые законы не узнать после таких правок.

Но прежде, как уже повелось, на "очередном" внеочередном заседании парламентарии должны рассмотреть законопроект народного депутата Анны Скороход об отмене решения по законопроекту №3658, поданный ею после того, как народные избранники отдали за него 288 голосов. После этого закон еще может ветировать президент. Так что участники энергорынка, а особенно инвесторы и владельцы объектов возобновляемой и альтернативной энергетики, как говорится, на низком старте.

Алла ЕРЕМЕНКО

Более двух лет "зеленых" в разных формах убеждали и предупреждали, что экономика, бюджет Украины не может и далее дотировать столь высокий тариф (в среднем 4.5 евроцента за 1 кВтч). На радикальные меры украинские власти не решались — сами "открыли двери", пообещав максимальную поддержку. Но кто же добровольно откажется от максимально возможной в Европе прибыли?

"Зеленый" тариф как термин появился в Украине в 2009 г. Тогда государство взяло на себя обязательство перед Европейским сообществом ускоренными темпами увеличить до 25% к 2050 г. в энергобалансе страны долю электроэнергии, производимой из возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ) — солнца, ветра, воды и альтернативных источников (биоэнергетика). Теперь это модный тренд в Европе, закрепленный Парижским протоколом, — декарбонизация (уменьшение использования ископаемых энергоисточников — газа, нефти и особенно угля). И хотя в ЕС о декарбонизации громко говорят, отказываться от традиционных источников энергии не очень торопятся — не всегда это взаимозаменяемо и выгодно.

Впрочем, неизвестно как бы долго "зеленая" энергетика искала свое место "под солнцем" Украины, если бы выгоду в этом для себя не разглядел экс-вице-премьер Андрей Клюев и по совместительству деловой партнер беглого экс-президента Виктора Януковича. Перед тем, как инвестировать средства в первый в то время масштабный солнцепарк Active Solar, А. Клюев пролоббировал принятие в Украине аж до 2030 г. максимально высоких в Европе "зеленых" тарифов. А так как конкурентов в этом сегменте энергорынка у А. Клюева практически не было, то к 2013 г. Active Solar получал львиную долю "зеленого" тарифа, то есть почти все.

По сути "зеленый" тариф — это плата налогоплательщиков производителям электроэнергии из ВИЭ. По словам депутата А.Скороход, цена вопроса — минимум 50 млрд грн в год.

Обеспечив своей "солнечной мечте" максимальную прибыль, А. Клюев показал добросовестным (и не очень) инвесторам дорогу в Украину. Те не заставили себя долго ждать. К июлю 2020 г. установленные мощности солнечных (СЭС) и ветроэлектростанций (ВЭС) уверенно приближаются к 7.2 ГВт. А так называемых, гарантированных разрешений на достройку и создание новых объектов ВИЭ уже выдано на 12 ГВт установленной мощности. Гарантией по сути является предварительный договор покупки "зеленой" электроэнергии у еще строящейся или планируемой постройки генерации из ВИЭ — рre-PPA (Power Purchase Agreement). И все основные игроки успели их получить.

К слову, с принятием закона №3658, вероятно, откроются новые возможности для тех, кто стремился получить рre-PPA, но не успел. Будет спрос — появятся и предложения купить компании, имеющие рre-PPA. Способствовать созданию новых рабочих мест перепродажа компаний вряд ли сможет (разве что при строительстве СЭС и ВЭС, но это уже будет не ее забота), но фактическая возможность появления такого бизнеса небезынтересна.

Хотя оператор Объединенной энергосистемы (ОЭС), НЭК "Укрэнерго", еще перед запуском новой модели энергорынка с 1 июля 2019 г. предупреждал, что ОЭС может потянуть лишь 6 ГВт мало прогнозируемого производства "зеленой" электроэнергии. Заметим, почти на тех же максимально выгодных для СЭС и ВЭС тарифах. Причем с привязкой к курсу евро. В то время, как для других видов генерации — АЭС, ГЭС, ТЭС — энергорегулятор установил тарифы на порядок ниже и в гривне. И никакой ответственности "зеленых" за небалансы энергосистемы!

Верховная Рада попыталась в 2019 г. приостановить ставший лавинным процесс выдачи разрешений на строительство новых объектов ВИЭ. В Закон "Об альтернативных источниках энергии" была внесена поправка: с 2020 г. для СЭС от 1 МВт и ВЭС от 5 МВт установленной мощности "зеленые" тарифы должны торговаться на аукционах. Кто предложит меньший тариф, тот и получит его.

Но лазейка осталась. Для тех, кто успел заключить договор купли-продажи электроэнергии с ГП "Гарантированный покупатель" (ГарПок) до 31 декабря 2019 г. В обход аукционной процедуры они могли в течение двух лет ввести в эксплуатацию новые объекты по старым правилам. К слову, "зеленые" настаивали на этом до последнего.

Кроме того, "Укрэнерго" было обязано платить производителям энергии из ВИЭ даже за тот объем "зеленой" электроэнергии, который энергосистема не использовала в целях сохранения стабильности энергосистемы. По словам заместителя главы комитета ВР по энергетике и жилищному хозяйству Сергея Нагоряка, к июню 2020 г. задолженность перед "зелеными" составляла 19.5 млрд грн.

Как формировалась задолженность

Фактически задолженность была запрограммирована. Хотя процесс накопления долгов был ускорен самими же "зелеными", наращивающими мощности, максимально высокими в ЕС "зелеными" тарифами, сокращением потребления электроэнергии в период теплой зимы и коронавируса. Задолженность формировалась по цепочке: оператор энергосистемы "Укрэнерго" не получил от контрагентов ожидаемой суммы, соответственно, не смог своевременно рассчитаться с "Гарантированным покупателем" (долг 15-16 млрд грн), которая вместе со вкладом ГарПока должна была быть перечислены производителям "зеленой" электроэнергии.

Изначально Законом "О рынке электрической энергии" было предусмотрено, что системный оператор ("Укрэнерго") компенсирует "зеленый" тариф из тарифа на передачу электроэнергии. По сути это и есть наш общий взнос в "зеленую" электроэнергетику, декарбонизацию. Возможно, этого бы и хватало на некоторое время. Но уже через месяц после запуска рынка, в августе 2019 г., Кабмин изменил механизм спецобязанностей и обязал компенсировать "зеленый" тариф еще и за счет "Энергоатома"иУкргидроэнерго". 85% генерируемой электроэнергии "Энергоатом" обязали продавать "Гарантированому покупателю" по фиксированным заниженным тарифам, как и "Укргидроэнерго" — 35% производимой электроэнергии.

"Гарантированного покупателя" обязали продавать большую часть атомной и гидроэлектроэнергии поставщикам универсальных услуг для поставок населению по цене 10 грн за МВтч. Но две трети этой электроэнергии ГарПок должен был продавать на рынке и компенсировать "зеленый" тариф приблизительно на 70%. В свою очередь, на долю "Укрэнерго" приходилась компенсация "зеленым" из своего тарифа на передачу электроэнергии еще на 30%.

Таким образом, с рынка электроэнергии была вытеснена сравнительно дешевая электроэнергия АЭС и ГЭС. В мае 2020 г. Минэнерго заявило о начале вывода нескольких блоков АЭС, так как их нельзя быстро загружать и разгружать (они работают в плановом ровном режиме генерации) для балансирования системы в часы пик или при профиците солнечной и ветровой электроэнергии. Правда, затем последовало объяснение, что некоторые блоки АЭС выводятся из эксплуатации в плановом порядке, для проведения текущих ремонтных работ и т.д. Но сути дела это не меняет. При этом оператору ОЭС приходится держать "на подхвате" несколько блоков ТЭС на случай экстренной необходимости балансирования энергосистемы.

По данным Минэнерго, в 2019 г. производство электроэнергии из ВИЭ составило 3.5% от общего объема электрогенерации в Украине. Компенсация по "зеленому" тарифу составила сумму около 26 млрд грн.

В 2020 г. прогнозируется рост производства электроэнергии из ВИЭ вдвое. Соответственно, подсчитал энергорегулятор, сумма компенсации по "зеленому" тарифу может составить свыше 45 млрд грн.

Похоже, депутат Скороход не очень ошиблась с "ценой вопроса"

Пикеты и демарши угольщиков на Банковой и Грушевского, слабо скрываемое раздражение в заявлении основного кредитора "зеленой" энергетики в Украине — ЕБРР (почти $2 млрд выданных кредитов), Европейского энергосообщества, различных энергоассоциаций, как международных, так и отечественных, вплоть до ультиматумов. На таком фоне правительство пыталось найти компромисс с производителями "зеленой" электроэнергии.

10 июня был подписан меморандум производителей электроэнергии из ВИЭ и правительством.

Основные положения меморандума о взаимопонимании между правительством Украины и владельцами ВЭС и СЭС

1. Уменьшение "зеленого" тарифа (ЗТ) для ВЭС и СЭС, построенных в 2015-2019 гг.:

  • на 15% для СЭС установленной мощностью 1 МВт и более;
  • на 10% для СЭС (до 1 МВт);
  • на 7/5% для ВЭС с турбинами мощностью более 2 МВт.

2. Ограничение ЗТ для СЭС, построенных до 1 июля 2015 г., до 22 евроцентов за 1 КВтч.

3. Уменьшение ЗТ на 2.5% для ВЭС и СЭС, построенных и введенных в эксплуатацию в 2020 г. и позже.

4. Дата завершения проектов по pre-PPA:

  • для СЭС — 31.07.20 г.;
  • для ВЭС — по действующему законодательству — три года с даты pre-PPA.

5. Введение ответственности за небалансы энергосистемы ВЭС и СЭС:
  • 50% - в 2021 г.;
  • 100% - в 2022 г.

6. Допустимая погрешность почасового прогноза:
  • 5% для СЭС;
  • 10% для ВЭС.

7. Пролонгация ЗТ не предусмотрена, срок ограничен 2029 г.

8. Соответствующий законопроект и другие подзаконные акты должны быть приняты до 1.08.20 г.

9. График выплаты задолженности по ЗТ: 40% — IV кв. 2020 г., 15% — каждый квартал 2021 г.

10. Акт приема-передачи услуг по присоединению подтверждает завершение проекта для его участия в аукционе.

11. Меморандум вступает в силу с момента подписания. Если госорганы не выполняют своих обязательств, все достигнутые договоренности аннулируются, меморандум утратит силу.

Меморандум подписали две ассоциации ВИЭ, но не подписали основные игроки — владельцы СЭС и некоторых ВЭС. Их не во всем устраивал предложенный Минэнерго компромисс. Хотя и ЕБРР, и Евроэнергосообщество призывало правительство и парламент Украины законодательно закрепить основные положения меморандума.

Далее события развивались стремительно.

15 июня в парламент внесены два законопроекта — №3657 и №3658.

18 июня законопроект №3658 (от Кабмина) определен президентом как неотложный (первоочередной).

19 июня ВР определяет неотложным законопроект №3657.

3 июля ВР все же принимает в первом чтении законопроект №3658. Комитет ВР по вопросам энергетики и жилищного комплекса принимает поправки.

14 июля срок подачи поправок ко второму чтению законопроекта сократили до 10 дней.

20 июля профильный комитет ВР рассмотрел около 1300 поданных поправок и внес законопроект на рассмотрение внеочередного заседания ВР.

21 июля профильный комитет ВР провел еще одно заседание и утвердил окончательный вариант законопроекта №3658, за который и проголосовали 288 нардепов.

21 июля народный депутат Анна Скороход, отчаянно сражавшаяся за каждую из своих 17 поправок, подала законопроект об отмене решения ВР о принятии законопроекта №3658.

Между этими телеграфными сообщениями происходили разные события, встречи и договоренности, поиск компромисса. В результате глава профильного комитета ВР вдруг настоял на том, что кроме принятых уточнений, Украина не может обещать впредь неизменность налогового законодательства “зеленым”. Мол, это уже вопрос безопасности.

За день до голосования в законопроекте появился термин “зеленая электрометаллургия” и еще несколько деталей, в которых, мягко говоря, упакованы и другие важные детали.

Накануне несогласные с меморандумом “зеленые” публично предупредили, что ежели их мнение не учтут в законопроекте, Украина может готовиться отвечать на иски в международном арбитраже. “ЭнергоБизнес” обратился к адвокату, партнеру юридической компании Dentons, представляющей интересы инвесторов и производителей “зеленомй” электроэнергии, с просьбой объяснить суть имеющихся и возможных претензий к Украине.

Адвокат – о запросах

Максим СЫСОЕВ, адвокат (Dentons)

— Что принципиально не устраивает Ваших клиентов–производителей электроэнергии из ВИЭ в меморандуме с правительством и законопроекте №3658?

— В целом компании ВИЭ, прежде всего производители электричества из солнечной энергии, с которыми я работаю, рассматривают возможность обращения в международный инвестиционный арбитраж для разрешения проблемы, которая может возникнуть в случае, если будет принят законопроект №3658. Условно их можно разделить на две группы. Первые – владельцы и инвесторы уже введенных в эксплуатацию солнечных электростанций считают, что вследствие принятия закона в его изначальном варианте будет снижен "зеленый" тариф без пролонгации его действия, как компенсаторной меры, что создаст многим инвесторам финансовые проблемы. Вторая группа — девелоперы. На строительство объектов ВИЭ они получили разрешения на прежних условиях, но не могут достроить станции, так как законопроект предусматривает снижение тарифа на 60%, что делает многие проекты инвестиционно непривлекательными.На какие условия они согласятся? Ведь диалог с инвесторами начат…

— Да, начат. Но диалог подразумевает учет мнений большинства производителей "зеленой" электроэнергии, а не только позицию Минэнерго и депутатов, то есть взаимоприемлемый компромисс между правительством, парламентом Украины и производителями электричества из ВИЭ. Первая группа потенциальных истцов согласилась бы на уменьшение "зеленого" тарифа для СЭС на 15% в случае, если бы его действие было пролонгировано на два года, скажем, до конца 2031 г., а не ограничивалось 2029 г. Если продления срока действия тарифа не будет, то, скорее всего, иски стоит ожидать. Вторая группа ожидает пролонгации срока строительства СЭС хотя бы до весны 2021 г. без значительного снижения "зеленого" тарифа.

— О какой сумме потенциального иска идет речь?

— В зависимости от принятых решений Верховной Радой, общая сумма иска или всех исков, предположительно, может составлять от $1 млрд до $10 млрд и более согласно оценкам участников рынка.

— Сегодня производители "зеленой" электроэнергии не несут никакой ответственности за небалансы энергосистемы. Согласны ли производители "зеленой" электроэнергии отвечать за свои небалансы?

— Согласны. Но вопрос не только в технологии их определения. Для СЭС и ВЭС также существует ряд технологических нюансов. В частности, меморандум с Кабмином Украины (подписанный, напомню, далеко не всеми производителями "зеленой" электроэнергии) не учитывает особенностей работы СЭС и ВЭС. Окончательную заявку почасовой выработки электричества "Гарантированному покупателю" они должны подавать за 2 часа 45 минут до времени ее выработки. Но за это время погода может резко измениться, что происходит в последнее время часто. СЭС, как и ветростанции, устроило бы сокращение времени заявки на производство электроэнергии и передачу в Объединенную энергосистему хотя бы до одного часа до начала выработки электричества.

— Камнем преткновения является законодательное обязательство Украины расплатиться по долгам перед "зелеными" (15-19 млрд грн). Не слишком ли много требуют "зеленые"? В меморандуме это предусмотрено.

— Меморандум — не закон. 40% накопленной задолженности правительство обещает погасить в этом году, и по 15% ежеквартально в следующем. Плюс текущие платежи. Инвесторы хотят быть уверенными, что им вернут их деньги.

"Зеленая электрометаллургия"

Компромисс так компромисс. Видимо, такова логика названных и неназванных соавторов закона №3658. Частично они прислушались к инвесторам и владельцам объектов ВИЭ и альтернативной энергетики. Но не забыли и о ее крупных потребителях — “зеленой электрометаллургии”. Пока что записей переговоров никто не обнародовал. Но очевидно, что интересы производителей и потребителей “зеленой” энергии совпали не случайно.

С одной стороны — основные производители “зеленой” энергетики, на долю которых приходится большая часть генерации и, соответственно, компенсации по “зеленому” тарифу, известны. Они лоббировали снижение “зеленого” тарифа для СЭС максимум на 15%, для ВЭС — на 7.5% (и добились своего). По данным Минэнерго, по результатам 2019 г. более 50% всей произведенной “зеленой” электроэнергии — заслуга и доход таких компаний: ДТЭК (25% “зеленой” генерации, СЭС и ВЭС в Днепропетровской и Запорожской обл.), Windcraft (ВЭС в Херсонской обл.), китайская госкомпания CNBM (СЭС), перекупившая долги Activ Solar Андрея Клюева, инвестфонд VR Capital Group (владелец — гражданин Великобритании Ричард Дейтс, СЭС и ВЭС), "Ветряные парки Украины" (ВЭС на юго-востоке Украины).

С другой стороны — основные энергопотребители. Кому выгодна "зеленая электрометаллургия"? Например, корпорации "Интерпайп" Виктора Пинчука: чем больше его "Днепроспецсталь" потребляет электроэнергии, тем больше приходится платить компенсаций за "зеленый" тариф, заложенный в тариф "Укрэнерго" на передачу электроэнергии. Такая же ситуация и у ферросплавных заводов Игоря Коломойского. Но не факт, что последние получат освобождение от уплаты "зеленого" тарифа на 10 лет. Определение "зеленая электрометаллургия" выписана для электрометаллургических предприятий, выплавляющих сталь электродуговым способом. Определена и норма выбросов СО2 – не более 250 кг/т стали. Впрочем, до подписания закона президентом и принятия Кабмином исполнительных решений для его реализации тема для дискуссий и очередных компромиссов открыта.

Что приняли, то и вышло

Не имея последней версии закона №3658, составим перечень главных положений закона, основываясь на его обсуждении в парламентском комитете и на пленарном заседании ВР

Основные положения закона №3658

1. Уменьшение "зеленого" тарифа (ЗТ) для ВЭС и СЭС, введенных в эксплуатацию в период с 1.07.2015 г. по 31.12.19 г.:

  • на 15 % для СЭС установленной мощностью 1 МВт и более;
  • на 7.5% для СЭС (до 1 МВт), хотя в первом чтении законопроект предполагал сокращение на 10%;
  • на 7.5% для ВЭС с турбинами более 2 МВт.

2. Ограничение ЗТ для СЭС, построенных до 1.07.15 г., до 24.6 евроцента за 1 КВтч (изначально предлагали ограничение до 22 евроцентов).

3. Уменьшение "зеленого" тарифа для ВЭС и СЭС, введенных в эксплуатацию в период с 2020 г. и позже:

  • на 2.5% для СЭС до 1 МВт (как реверанс малому бизнесу);
  • на 2.5% для СЭС 1-75 МВт, введенных в эксплуатацию до 31.03.21 г. (в первом чтении законопроектом предполагалось ограничить 1.08.20 г.);
  • 2.5% для СЭС, введенных в эксплуатацию до 31.10.20 г.;
  • 60% для всех остальных СЭС, то есть ожидаемой "зелеными" пролонгации срока действия льготного периода на два года не произошло;
  • 2.5% для ВЭС.

4. Срок завершения проектов по pre-PPA не предусмотрен, действующая норма:
  • год с даты подписания pre-PPA для СЭС;
  • 3 года для ВЭС (т. е. можно купить компанию, имеющую pre-PPA).

5. Ускорено введение ответственности за небалансы:
  • 50% — с 2021 г.;
  • 100% — с 2022 г.

Это не касается станций мощностью до 1 МВт, для которых наступит увеличение ответственности на 10% каждый год после 2030 г.

6. Допустимая погрешность почасового прогноза:

  • 5% для СЭС;
  • 19% — для ВЭС.

7. Действие “зеленого” тарифа ограничено декабрем 2029 г., ожидаемой пролонгации срока на 2 года не состоится.

8. Стабилизационная оговорка для всех ВИЭ на период до конца 2029 г.

9. Аукционы:

  • назначаются в течение года без привязки к конкретным датам;
  • ВЭС мощностью до 5 МВт не обязаны идти на аукционы.

10. Кабмин получил возможность распределять специальные квоты:
  • по области;
  • кеп по мощности;
  • предлагать конкретные земельные участки или крыши/фасады для аукционов;
  • фиксированная квота выдается на 1 год, на следующие четыре года индикативные прогнозные показатели годовых квот;
  • минимальные квоты по СЭС, ВЭС и остальным ВИЭ составляют 10% для каждой категории.

11. Нейтральные аукционы по технологиям.

12. Возможность для крышных СЭС участвовать в аукционах.

13. Кепы для СЭС и ВЭС:

  • 9 евроцентов — до 31.12.24 г.;
  • 8 евроцентов — после 1.01.25 г.

14. Акт приема-передачи услуг по присоединению подтверждает завершение проекта для целей аукциона.

15. 80% требований по распределению квот применяется по всей квоте аукциона, а не квоте по одному типу.

16. 25% годовой квоты может распределяться одному производителю.

17. В течение трех месяцев Кабмин обязан подать законопроекты о прямых продажах производителями ВИЭ потребителям с получением компенсации (CfD).

18. В течение месяца НКРЭКУ должна принять методологию о компенсации ограничения выработки.

19. Кабмин должен учитывать в бюджете расходы ГарПока в размере не менее 20% от прогнозного объема производства электроэнергии за год (таким образом на компенсацию "зеленого" тарифа будут направляться еще и средства госбюджета).

20. Для покрытия текущей задолженности ГарПока перед производителями в течение 2021-2022 гг. Кабмин должен подать законопроект о выпуске ОВГЗ на 5 лет.

21. “Зеленая металлургия” не будет платить часть тарифа на передачу, включающую средства для оплаты услуги по увеличению доли ВИЭ (по сути за нее заплатят ГарПок и напрямую госбюджет).

22. 70% от платы за распределение пропускной способности по состоянию на 1.07.20 г. оператору системы передач “Укрэнерго” направляется ГарПоку на оплату услуги по увеличению доли ВИЭ (половина выплачивается производителям ВИЭ).

23. Биоэнергетические проекты, введенные в эксплуатацию после 1.01.23 г., не смогут получать “зеленый” тариф.

Сказать, что принятый закон №3658, если в нем на выходе не обнаружится еще что-то кардинально измененное, сильно ущемил интересы производителей ВИЭ и альтернативной энергетики, нельзя. Срок действия уменьшенного “зеленого” тарифа для уже работающих станций не продлили на два года, как они того хотели. Но пока и они сами не могут определенно сказать, нанесут ли им такие изменения существенный ущерб. Недополученную прибыль также стоит подсчитать. И если уж они станут обращаться с исками к Украине, то сначала все это придется обосновать.

После принятия этого закона партнеры Dentons Максим Сысоев и Анна Кревон-Тарасова провели веб-семинар, где рассказали о возможных болевых точках в случае подачи коллективных исков против государства Украины инвесторами СЭС и ВЭС. И выяснилось, что в Договоре об Энергетической хартии, который подписала Украина, есть пункт о защите всех инвестиций. На него и могут сослаться инвесторы СЭС и ВЭС с иностранной юрисдикцией. Но пока заинтересованные стороны ждут окончательный вариант закона, подписанный президентом. После этого с финансовыми консультантами подсчитают убытки и недополученную прибыль, чтобы решить, подавать иск или нет. Ведь может оказаться, что многие станции практически себя окупили и даже принесут прибыль за оставшееся время действия “зеленого” тарифа. Правда, еще неизвестно, как будут погашаться накопленные долги и текущие платежи. Поскольку парламент обязал с этим разобраться Кабмин.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt