Андрей Мизовец: "Драконовские санкции за небалансы для поставщиков приведут к росту цены газа для потребителей!"

О проблемах балансирования, отношениях к трейдерам и Оператору ГТС

Закон "О рынке природного газа" принят парламентом Украины более пяти лет назад. Но инструменты, предусмотренные этим документом, постоянно претерпевают изменения. С одной стороны, это диктует развивающийся рынок. С другой, все привнесенное из Европы, хотя и прижилось органично, но требует уточнений.

Адаптироваться приходиться и игрокам рынка, и широкой публике. Тут тебе и вопросы смены поставщика, и проблема балансирования, и отношения к трейдерам и, конечно же, к Оператору газотранспортной системы. Об этом и других актуальных проблемах рынка газа — в беседе "ЭнергоБизнеса" с президентом Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андреем Мизовцом.

Алла ЕРЕМЕНКО

— Объясните популярно, пожалуйста, что такое балансирование рынка газа и почему это важно для потребителя?

— Оператор ГТС (ОГТСУ), фактически созданный в прошлом году (ранее это был "Укртрансгаз"), следит за давлением в газотранспортной системе и согласно заявкам участников рынка распределяет потоки газа между потребителями. Он обеспечивает балансировку системы. Однако если прежде он, в случае необходимости, пополнял систему своим газом, можно сказать на безоплатной основе, теперь это — коммерческое балансирование. Уже более года участники рынка подают оператору ГТС заявки на ежесуточные поставки покупателям своего газа (в основном промышленным предприятиям), а также резервируют газотранспортные мощности на рынке на сутки вперед. Согласно этим заявкам оператор ГТС распределяет потоки газа. Если какой-то покупатель недобрал предназначенный ему объем газа в определенный период (например, остановил на ремонт какую-то турбину или цех), у продавца газа образуется излишек газа (позитивный небаланс), который остается в системе оператора ГТС. Если же покупатель газа в какой-то период использовал больше газа, чем заявил его поставщик, оператор ГТС поставляет недостающий объем потребителю (негативный небаланс). В обоих случаях оператор ГТС в обязательном порядке либо выкупает своевременно неиспользованный газ и оплачивает его по окончании месяца поставки, либо выставляет продавцу газа счет за дополнительно поставленный объем. Это и есть суть позитивных/негативных небалансов.

Небаланс — разница между объемом газа, который заказчик услуг транспортировки предоставил на точке входа, и объемом, отобранным из ГТС.

Теоретически такой механизм должен работать без сбоев. По сути Законом "О рынке природного газа" и Кодексом ГТС предусмотрено, что оператор ГТС выполняет функции балансирования автоматически, а плата за коммерческое балансирование не должна быть статьей прибыли ОГТСУ.

Что касается потребителя (прежде всего промышленного), то раньше, до введения суточной балансировки, общение с ним сводилось к тому, что раз в месяц он договаривался с поставщиком газа об объемах поставки и цене. Сейчас коммуницировать необходимо каждый день, особенно, если у клиента график потребления непредсказуемый и зависит от большого количества факторов. Потребитель должен осознать, что он сам несет ответственность за объем своего потребления, потому что он также является полноценным участником рынка. Ведь его потребление, а также его коммуникации с поставщиком или их отсутствие, собственно, и рождает небалансы газа.

— Штрафные санкции за небалансы — как их взыскивают и кто их оплачивает сегодня?

— Каждый поставщик газа в договоре с потребителем прописывает индивидуальные условия, но общепринятый принцип работы следующий: если потребитель использовал меньше заявленного объема газа и отклонение превысило 10%, то, согласно Кодексу ГТС, поставщик должен продать этот остаток ОГТСУ по цене, на 10% ниже цены балансирования.

В случае, если предприятие, наоборот, по факту превысило заявленный объем потребления более чем на 10%, поставщик должен будет докупить эти объемы превышения у ОГТСУ, но уже на 10% дороже цены балансирования. Соответственно, в этом случае на него ложится разница за небалансы, и эти потери он потом взыскивает с потребителя за счет штрафных санкций, предусмотренных в договорах с потребителями. Любые небалансы, сформированные на определенный момент, можно продавать/покупать. Технических препятствий, кроме некорректных прогнозных цифр со стороны региональных операторов, абсолютно нет.

— Как образовались небалансы за первое полугодие 2020 г. более чем на 1 млрд грн? Из заявления Оператора ГТС: "По результатам января-июня общая задолженность перед Оператором ГТС Украины за негативные небалансы составляет 1 млрд 31 млн грн. По состоянию на 24 июля — 99%, или 1 млрд 28 млн грн сформировано 33 облгазами, а другими четырьмя заказчиками услуг транспортировки газа — всего 2.6 млн грн".

— Причиной может быть отсутствие у потребителя качественного учета — приборов дистанционной передачи данных (ПДП) объемов потребленного газа. Ведь объемы потребления могут меняться в течение дня, и если нет передачи показателей в режиме реального времени, оперативно посчитать и откорректировать небалансы невозможно.

Операторы ГРС в таких случаях могут вносить некорректные прогнозные данные на платформу ОГТСУ, а поставщики, не имея представления о реальном потреблении, в свою очередь, наращивают положительные или отрицательные небалансы.

Но, как видно из данных Оператора ГТС, газотрейдеры сформировали мизерную часть задолженности, это всего 0.25% из всей суммы задолженности (см. Комментарий директора ОГТСУ).

— ОГТСУ в прессе обвинил трейдеров в том, что они "наживаются" на небалансах. И параллельно появился проект постановления НКРЭКУ, которым изменяется Кодекс ГТС и вводятся драконовские санкции за небалансы. Это совпадение?

— Мы уже сделали заявление, и 30 компаний-трейдеров подписались под ним. Сегодня все трейдеры, которым выданы лицензии на осуществление такой деятельности, используют рыночные механизмы.

Изменения в Кодекс ГТС, которые предлагает ОГТСУ, не решают проблемы небалансов на рынке газа.

На мой взгляд, вся проблема вопроса балансировки на рынке газа заключается в том, что базовая цена газа (БЦГ) Оператора ГТС должна определяться ежедневно с помощью биржевых инструментов, а не по долгосрочным контрактам, как это происходит в настоящее время. В таком случае БЦГ будет всегда отображать актуальную рыночную цену, и вопрос использования газа оператора для балансировки станет неактуальным.

В противном случае, при принятии данного проекта постановления регулятором, в условиях резкого колебания цен на рынке небалансы непременно будут возникать, несмотря даже на предложенные Оператором ГТС "драконовские" уменьшение норм отклонения до 3% (10% на данный момент) и рост штрафных санкций до 20% (10% на данный момент). А для потребителей результатом этих нововведений будет только рост цены газа!

— Хотите сказать, что таким образом НКРЭКУ дает возможность заработать оператору ГТС на небалансах и заодно расчистить рынок для компаний "Нафтогаза"?

— Оператор ГТС, как инициатор изменений Кодекса ГТС, имел как минимум полгода для урегулирования спорных моментов. Но, очевидно, предпочел другой путь. Как вы думаете, много ли средних и особенно малых трейдеров выживут при таких драконовских условиях? Думаю, немного. Тем временем в новом проекте постановления НКРЭКУ уровень доходности Оператора ГТС должен вырасти вдвое (нынешняя редакция Кодекса ГТС гарантирует получение 10% прибыли при оказании услуг балансировки. — Ред.). В то же время Оператор декларирует, что он не должен иметь прибыли по балансировке, что он просто обязан сбалансировать спрос и предложение.

— Вы сказали, что базовая цена газа ОГТСУ некорректна (см. Комментарий директора ОГТСУ — Ред.). Почему?

— Базовая цена газа оператора ГТС должна ежедневно определяться на открытых торгах. Тогда все будут понимать, на основании чего оператор ГТС выставляет счета за позитивные и негативные небалансы. Сейчас эта система непрозрачна, трейдеры не всегда понимают, почему именно по такой цене они должны платить оператору ГТС за небалансы. ОГТСУ ориентируется, как и "Нафтогаз", на цены биржи NCG, плюс транспортировка. Трейдеры же ориентируются на биржевые цены TTF. Такое разночтение выливается для трейдеров в немалые суммы. Лучший выход — это сесть за стол переговоров со всеми участниками рынка, обсудить проблемные вопросы, найти конструктивные решения и откорректировать Кодекс ГТС, учитывая интересы всех участников рынка (см. Действующие нормы и предлагаемые изменения в Кодекс ГТС Украины. — Ред.).

— Сколько компаний-трейдеров работает на рынке в настоящее время?

— По данным лицензионного реестра НКРЭКУ на 31 июля 2020 г., регулятором выдано в целом 796 лицензий на поставку газа, из них действующих — 705. Причем речь не только о газотрейдерах, входящих в нашу Ассоциацию. На рынке есть много средних и малых газотрейдеров. Если взять общее месячное потребление промышленности — более миллиарда кубометров, то крупным игроком считается тот, кто поставляет от 100 млн куб м в месяц. А мелкие могут поставлять от 1000 до 10 000 куб м газа в месяц.

Поставлять газ могут не только трейдеры, но и добывающие компании. А также "Газоснабжающая компания "Нафтогаз Украины"иНафтогаз Трейдинг".

— На рынке промышленных газопотребителей действуют достаточно рыночные правила. Там за каждого потребителя поставщики отчаянно борются...

— Это так. Рынок газа промышленных потребителей действительно работает по правилам рынка. Конкуренция на нем максимальная. У потребителя всегда есть выбор.

— С 1 августа отменены ПСО (спецобязатнности). Как заявил глава "Газоснабжающей компании" "Нафтогаза" Максим Рабинович, они избрали достаточно "агрессивную стратегию" в борьбе за потребителей. Речь идет о борьбе "Нафтогаза" с облгазами, контролируемыми в основном Дмитрием Фирташем?

— По большому счету, да. Газсбыты предлагают лучший сервис, "Нафтогаз" может (при желании и необходимости) на какое-то время предложить бытовым потребителям более низкую цену.

— И в результате вместо более трех десятков региональных монополий потребители получат в общем-то одну — "Нафтогаз"?

— По крайней мере, все об этом говорят на рынке.

— Но при чем здесь газотрейдеры, которые в большинстве своем не претендуют на масштабное участие в поставках газа бытовым потребителям?

— В том-то и дело, что не претендуют. Для того, чтобы убедить бытовых потребителей сменить поставщика газа, они должны по меньшей мере предложить покупателям более низкую цену и обеспечить лучший сервис, чем они имеют сейчас.

Мало кто сможет соревноваться с "Нафтогазом" в цене газа как для промышленных, так и для бытовых потребителей, так как он фактически располагает ресурсом "Укргаздобычи". Это почти 14 млрд куб м газа в год. И этот газ дешевле, чем импортируемый трейдерами. Плюс стабильно добываемый. При этом наша маржа составляет 2-3%, в то время как "Нафтогаз" может позволить себе и 10% маржинальности.

— "Укрпочта", а на днях и энергокомпания Yasno заявили о поставках газа (последняя — пока для промышленных потребителей). При такой борьбе средние и мелкие газотрейдеры имеют мало перспектив...

— Нюанс в том, что присутствие трейдеров на рынке газа как раз и является залогом и показателем конкуренции. А также равных правил игры. Но этого невозможно добиться, если один продавец безраздельно располагает максимальным ресурсом добываемого в Украине газа.

— Вряд ли "Нафтогаз" добровольно откажется от ресурса "Укргаздобычи"…

— Мы давно предлагали продавать часть газа, добываемого "Укргаздобычей", на энергобирже или другой площадке, чтобы все желающие могли участвовать в торгах, и таким образом покупатель мог бы получить наиболее низкую цену. А "Укргаздобыча" смогла бы получить средства на разработку новых месторождений и увеличение добычи газа. А так получается, образно говоря, что у Украины есть корова ("Укргаздобыча"), которую вместо того, чтобы кормить и холить, и получать от нее больше молока, пускаем ее под нож…

После отмены ПСО у "Нафтогаза" от обязательных продаж высвободилось 6-8 млрд куб м газа. Пусть хотя бы половину или 3 млрд куб м этого ресурса "Укргаздобычи" выставят на открытые торги. Тогда это будет хотя бы в какой-то мере соответствовать правилам открытости и равнодоступности к ресурсу участников рынка газа.

— Глава "Газоснабжающей компании" "Нафтогаза" заявил, что биржу они намерены создать свою.

— Важна открытость и равные правила игры для всех участников рынка газа. Посмотрим, насколько эти заявления будут соответствовать действительности.

— Освободившись от ПСО, "Нафтогаз" 24 июля выиграл, скажем так, скоропостижный конкурс и стал Поставщиком последней надежды (ППН). Но выполнять обязанности ППН "Нафтогаз" будет не более двух месяцев, за которые покупатель газа (!) должен найти нового газопоставщика и заключить с ним соответствующий договор. Это похоже еще на один аргумент в пользу "Нафтогаза" как газопоставщика бытовым покупателям?

— С учетом таких изменений регулятор должен был еще до отмены ПСО (которая, напомню, должна была состояться еще с 1 мая) внести соответствующие изменения в регуляторные акты, прежде всего в кодекс ГТС. Но почему-то своевременно НКРЭКУ этого не сделала.

— Плата за нейтральность — как Вы ее понимаете?

— Согласно Кодексу ГТС, плата за нейтральность балансировки — плата, равная разнице между средствами, которые были получены Оператором ГТС или подлежащими выплате Оператору ГТС, и средствами, которые были уплачены Оператором ГТС или подлежащие выплате Оператором ГТС в связи с действиями, связанными с балансировкой газотранспортной системы , которая должна быть взыскана Оператором ГТС с заказчика услуг транспортировки или выплачена Оператором ГТС заказчику услуг транспортировки. Основные опасения в данном аспекте вызывает непрозрачный механизм формирования затрат Оператора ГТС, не позволяющий проверить справедливость расчета ставки платы за нейтральность. А то, что за четыре месяца с момента начала расчета ставки участники рынка постоянно оказываются в долгах перед ОГТСУ, лишь усиливает недоверие к Оператору ГТС.

Действующие нормы и предлагаемые изменения в Кодекс ГТС Украины

Показатель Действующая норма Кодекса ГТС Украины Предполагаемые изменения в Кодекс ГТС Кто "за" (+) и "против" (-) предлагаемых изменений
Размер допустимого отклонения (для заказчиков услуг) при позитивном/негативном небалансе 10% 3% + оператор ГТС *
- Ассоциация “Газовые трейдеры Украины” (газотрейдеры)
Размер допустимого отклонения (для заказчиков услуг – операторов ГРС**) при позитивном/негативном небалансе 15% 7,5% + оператор ГТС,
+ “Нафтогаз Украины”,
- операторы ГРС
Величина коррегирования - (затраты заказчиков услуг) 10% 20% + оператор ГТС,
- газотрейдеры
Уровень прибыльности ОГТСУ 20% 40% + оператор ГТС,
- газотрейдеры
Базовая цена газа (БЦГ) оператора ГТС определяется долгосрочными контрактами ОГТСУ ежедневно должна определяться при помощи биржевых инструментов + газотрейдеры,
+ Украинская энергобиржа,
+ ГСК ***
“Нафтогаз Украины”

* Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ).

** Операторы газораспределительных систем Украины (облгазы).

*** Газоснабжающая компания (ГСК) “Нафтогаз Украины”.

ИСТОЧНИКИ

Проект постановления НКРЭКУ от 29 июля 2020 г., предложения ОГТСУ, предложения к проекту Ассоциации “Газовые трейдеры Украины”, Ассоциации “Недропользователи Украины”.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей МАКОГОН, директор ОГТСУ: "Оператор ГТС не должен ни зарабатывать, ни терять на балансировке"

Блиц-интервью о проблемах балансирования ГТС и взаимоотношениях с участниками рынка газа.

— Оператор ГТС Украины подал регулятору проект предлагаемых изменений в Кодекс ГТС. Участники рынка газа подсчитали уровень прибыльности Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) в случае утверждения национальным регулятором (НКРЭКУ) инициированных вашей компанией изменений в Кодекс ГТС (газотранспортной системы). Получается, что после утверждения регулятором таких изменений в Кодекс ГТС относительно новых норм балансирования, уровень прибыльности ОГТСУ увеличится с 20% до 40%. Ваше мнение?

— Основной постулат европейского кодекса балансировки — оператор ГТС не должен ни зарабатывать, ни терять на балансировке. Собственно, плата за нейтральность и позволяет оператору либо вернуть деньги рынку, либо собрать деньги с рынка, если оператор понес убытки на услугах балансировки.

Цифры 20% и 40% - это просто очевидная манипуляция, или люди не понимают, о чем пишут.

О какой марже в 40% может идти речь? Если бы мы в один период могли бы купить и продать газ, то тогда можно было бы говорить о марже.

Сейчас Оператор ГТС только вынужден продавать газ по цене ниже рынка в колоссальных объемах. С начала года трейдеры выкупили 1 млрд куб м газа у Оператора ГТС.

Очевидно, что трейдеры не создавали бы такие огромные небалансы, а покупали газ на рынке и минимизировали небалансы, если бы цена газа при балансировке была выше, чем рыночная. Сейчас наоборот, цена балансировки ниже рыночной цены на газ, поэтому ряд ушлых трейдеров искусственно создает небалансы и тем самым создают угрозу безопасной работе ГТС.

— Трейдеры на рынке газа — показатель и стимул конкуренции. С недобропорядочными трейдерами должен разбираться прежде всего АМКУ, в результате чего регулятор может аннулировать их лицензии. Но три последних месяца Оператор ГТС, похоже, не предпринимал соответствующих действий и мер для лишения лицензий недобропорядочных участников рынка газа. Почему?

— ОГТСУ активно поддерживает развитие рынка газа путем внедрения прозрачных и недискриминационных правил работы на рынке, которые основываются на европейских газовых кодексах. Согласно недавнему отчету Энергетического Сообщества, Украина лидирует в области внедрения европейского законодательства.

Помимо этого, руководство компании постоянно отслеживает ситуацию на рынке и оперативно реагирует на возникающие риски, которые ставят под угрозу стабильность работы Оператора ГТС и бесперебойность поставок газа потребителям Украины и ЕС.

Проблема с искусственным созданием небалансов началась несколько месяцев назад, и мы оперативно начали консультации с регулятором по этому вопросу. В последние месяцы ситуация приобрела угрожающий характер: непокрытые отборы газа трейдерами (негативные небалансы) в мае составили 200 млн куб м, в июне — 300 млн, а в июле уже 500 млн куб м. У Оператора ГТС просто нет таких объемов газа, чтобы покрыть такие огромные отборы газа из системы. Это ставит под угрозу работу самого Оператора ГТС. Фактически у нас не будет газа для обеспечения транзита и наполнения трубы.

Такие действия трейдеров, которые умышленно создают негативные небалансы, являются грубым нарушением Кодекса ГТС, который требует, чтобы трейдеры самостоятельно минимизировали свои небалансы.

Нужно понимать, что Оператор ГТС — не торговец газом, и покупает его для собственных технологических нужд, поэтому просто не обладает такими объемами газа, чтобы покрывать умышленно созданные небалансы трейдеров.

Если мы говорим о честной игре на рынке газа, то такое поведение ряда трейдеров явно сложно назвать честной игрой.

Видя катастрофический рост умышленных небалансов, Оператор ГТС еще раз экстренно обратился к регулятору с требованием навести порядок на рынке газа и внести необходимые изменения в Кодекс ГТС, чтобы устранить лазейки, с помощью которых ушлые трейдеры могут заниматься такими манипуляциями.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt