Алексей РЯБЧИН: "Статус Регулятора должен быть прописан в Конституции"

Кабмин отклонил кандидатуры в члены НКРЭКУ, депутаты обратились в КСУ

Конкурсная комиссия предложила двух кандидатов в члены НКРЭКУ. Кабмин их отверг. 50 депутатов обратились в КСУ за признанием антиконституционными назначений действующих членов Регулятора и указа президента об их ротации. Что дальше?

Алла ЕРЕМЕНКО

Прежде чем НКРЭКУ будет решать, сколько потребители должны платить за отопление, воду, электроэнергию и кому выдавать/аннулировать лицензии, свое веское слово должен сказать не только Регулятор. Нюанс в том, что сама НКРЭКУ может оказаться в подвешенном состоянии, если Конституционный суд Украины решит, как утверждают 50 народных депутатов, что и основные статьи переходных положений Закона “О НКРЭКУ”, и указы президента о ротации членов Регулятора антиконституционны.

Пока неизвестно, возьмется ли КСУ за рассмотрение этой проблемы (обращения) и каким может быть его решение. Плюс неоднозначно воспринятое политиками и обществом “антикоррупционное” решение КСУ.

Зато известно, что последнее решение Конкурсной комиссии по добору претендентов в члены НКРЭКУ вызвало неоднозначную реакцию. Хотя эта комиссия всего лишь предлагает выбрать одного из двух, по ее мнению, наиболее достойных претендентов. В данном случае предлагает Кабинету Министров. У правительства было 10 дней, чтобы сделать выбор в пользу одного из претендентов. Но Кабмин отверг обоих кандидатов.

О работе Конкурсной комиссии по добору кандидатов в члены НКРЭКУ, нюансах статуса Регулятора и многом другом — в интервью “ЭнергоБизнесу” главы Конкурсной комиссии, советника вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алексея РЯБЧИНА.

12 октября Конкурсная комиссия по результатам непростых процедур и собеседований выбрала двух претендентов в члены НКРЭКУ: экс-члена НКРЭКУ Руслана Машляковского и экс-руководителя НЭК “Укрэнерго” Константина Ущаповского.

Согласно закону, комиссия не несет ответственности за решения законодательной и исполнительной власти. Но именно она проводит профессиональный отбор кандидатов в члены НКРЭКУ.

Уже после того, как Конкурсная комиссия сообщила Кабмину о двух кандидатах, возникла законодательная коллизия. Кроме обращения в КСУ 50 депутатов, решение о своем отстранении в судебном порядке оспаривает экс-член НКРЭКУ Елена Антонова. А Кабмин так и не избрал ни одного из предложенных кандидатов на ее место. И в общем-то сугубо профессиональная тема, как-то выбор кандидатов в члены Регулятора, становится все более публичной, обрастая ложными подробностями.

— Вряд ли Вы, будучи депутатом, разрабатывая, обсуждая, голосуя "за"илипротив" энергозаконопроектов, в частности “О НКРЭКУ”, могли предположить, что через несколько лет возглавите Конкурсную комиссию по добору кандидатов в члены НКРЭКУ.

— Точно не предполагал. И в 2016 г. за закон “О НКРЭКУ” во втором чтении не голосовал. Хотя моя фамилия, как одного из авторов (но первой версии), значится в этом законе.

— Почему же не голосовали “за”?

— Потому что ко второму чтению его исказили настолько, что он уже был неконституционным. Я говорю о желании президента контролировать назначения. Что потом и было доказано в Конституционном суде в 2019 г., когда это право президента было признано незаконным.

Принятие закона тогда преподносилось как временный компромисс, в то время действующий президент П. Порошенко, как я понимаю, обещал внести соответствующие законопроекты, чтобы закрепить независимость НКРЭКУ в Конституции и легализировать законопроект в изначальном варианте. Но такие законопроекты не только не были рассмотрены, но даже не были внесены в парламент, а из оппозиции такие законопроекты провести было практически нереально.

— В Конституционном суде обращение о неконституционности Закона “О НКРЭКУ” находилось более 2.5 лет. И только летом 2019 г. КСУ принял решение о приведении этого закона к конституционным требованиям. И как выполнили это решение КСУ?

— Если под изменения собрали 226 голосов, то это значит, что законодатель нашел компромисс, который на тот момент отвечал политической раскладке и балансу сил.

— Переподчинение Регулятора в декабре 2019 г. Кабинету Министров, на Ваш взгляд, законно? О какой независимости НКРЭКУ после этого может идти речь?

— Я же не судья Конституционного суда, чтобы давать оценку таким действиям. Но уверен, что статус независимого Регулятора должен быть прописан в Конституции Украины.

— Но в данное время Нацкомиссия, регулирующая рынки энергетики и коммунальных услуг, независимой не является?

— Мне кажется, что ее переподчинение Кабмину — компромиссное временное решение. Это так называемый центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. Думаю, что статус независимого регулятора, как я уже говорил, должен быть конституционным.

— Что для этого необходимо сделать?

— Процедура изменений в Конституцию известна: законопроект подается в ВР, депутаты голосуют несколько раз, по итогу набирают 300 голосов, статус независимого Регулятора закрепляется в Конституции. Я считаю, что Регулятор должен быть независимым и действовать без чьего-либо вмешательства (ВР, президента, КМУ).

—- Возможно ли это, учитывая, что НКРЭКУ всегда была “дубинкой” в руках президента? Похоже, Президент Зеленский также не прочь ею воспользоваться.

— Независимость Регулятора от политических назначений и от воздействия политиков — это наши законодательно закрепленные евроинтеграционные обязательства. Вопросы тарифообразования и деятельности естественных монополий должны быть деполитизированы, чтобы энергетические рынки развивались и становились зрелыми.

Есть другой вариант — украинская власть перестает пытаться построить независимого Регулятора, заявляет нашим международным партнерам, что теперь президент или премьер-министр берет на себя персональную политическую ответственность и будет самостоятельно назначать членов Регулятора со всеми вытекающими последствиями. Это упрощает процедуры, но грозит потерей безвиза и осложнением отношений с нашими международными партнерами.

— Сегодня Вы возглавляете Конкурсную комиссию по добору кандидатов в члены НКРЭКУ. По сути, решения этой комиссии определяют качественный состав Регулятора. Расскажите подробнее о возглавляемой Вами комиссии и ее задачах.

— Конкурсная комиссия по добору кандидатов в члены НКРЭКУ в нынешнем составе создана 25 июня 2020 г. После того, как комитет Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг предложил в ее состав три кандидатуры — меня, Светлану Голикову и Олега Прохоренко, Минэнерго — Сергея Чеха, МинЖКУ — Юрия Андрийчука. Эти претенденты и стали членами Конкурсной комиссии. Соответствующее распоряжение было издано Кабинетом Министров (КМУ), после чего комиссия приступила к работе. Первой задачей комиссии КМУ определил работу по добору кандидатов на должность члена НКРЭКУ.

— Конкурсная комиссия, избрав Вас главой, а Светлану Голикову — секретарем, буквально сразу приступила к подготовке конкурса по ротации членов НКРЭКУ. На каком основании?

— Основанием для подготовки ротации членов НКРЭКУ был Указ Президента Украины №258/2020 от 30 июля 2020 г. В указе определена последовательность ротации членов Регулятора. Соответственно, Конкурсная комиссия после издания указа в течение пяти дней должна была объявить конкурс на замещение должности члена НКРЭКУ, что мы и сделали.

У нас не было времени на подготовку, и мы решили не изобретать велосипед. Поэтому взяли за основу все документы, над которыми хорошо поработала предыдущая конкурсная комиссия НКРЭКУ. К слову, секретарь нашей комиссии Светлана Голикова — самый опытный член комиссии, она была секретарем и в предыдущем составе Конкурсной комиссии, так что четко контролирует законность и очередность наших действий.

Мы приняли регламент работы Конкурсной комиссии, порядок проведения заседаний (теперь и в режиме онлайн), порядок проведения конкурса и собеседований с кандидатами, оценивания, обеспечив максимальную открытость этих процессов. Все наши заседания есть в открытом доступе на сайте Кабмина. Для нас это важно, учитывая большой общественный интерес и, зачастую, скандальность любых кадровых вопросов в нашей стране.

— Видимое и слышимое — еще не означает открытость и прозрачность. Сколько кандидатов подали заявки в Конкурсную комиссию? Можете их назвать?

— Через 45 дней после оглашения конкурса мы получили 17 заявок от потенциальных кандидатов. Среди них были очень сильные участники с потрясающими резюме, что свидетельствует о высоком интересе и доверии к конкурсу.

Конкурсная комиссия в ходе онлайн-заседания, рассмотрев заявки кандидатов, хотела убедиться в соблюдении базовых требований, в частности, есть ли обязательный опыт работы в сферах энергетики или коммунальных услуг не менее трех лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Это — требование закона. У одного из кандидатов такой управленческий опыт буквально совпадал с минимальным базовым требованием — два года и 12 дней, и он был допущен после дополнительной проверки документов. Вручную считали по дням из трудовой книжки. Ведь если бы мы просмотрели и допустили на конкурс кандидата, который не соответствует требованиям, то результаты могли оспорить.

В то же время другой кандидат направил в Конкурсную комиссию письменное заявление об отказе от дальнейшего участия в конкурсе. Так что конкурс проходили 16 потенциальных кандидатов в члены НКРЭКУ.

Далее конкурсная комиссия должна была оценить все их достоинства и компетенции согласно закону, убедиться в высоких профессиональных и моральных качествах. Отбор проходил в два этапа, о чем было известно всем кандидатам.

— Конкурсная комиссия сочла наиболее достойными двух кандидатов.

— В результате конкурсного отбора 12 октября комиссия рекомендовала Кабинету Министров кандидатами в члены НКРЭКУ двух претендентов — Руслана Машляковского, экс-члена НКРЭКУ с 2014 по 2018 гг., и Константина Ущаповского, доктора экономических наук, 10 лет проработавшего главным диспетчером НЭК “Укрэнерго”.

Согласно действующему законодательству, на одну вакантную должность в НКРЭКУ Конкурсная комиссия должна предложить двух кандидатов, набравших в результате конкурса наибольшее количество баллов. Если бы одновременно были вакантны две должности, комиссия предлагала бы трех кандидатов и т. д., чтобы у Кабинета Министров был выбор.

Решение о выборе кандидата в члены НКРЭКУ Кабмин должен принять в течение 10 дней.

— Но Кабмин отклонил обе кандидатуры. Вы явно такого не ожидали. Известно, почему правительство приняло такое решение?

— На заседание Кабинета Министров, где рассматривался этот вопрос, не были приглашены ни члены Конкурсной комиссии, ни кандидаты. Заседание проходило в закрытом режиме, поэтому я затрудняюсь прокомментировать решение правительства.

На рабочем заседании 4 ноября Конкурсная комиссия решила обратиться в комитет ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, Кабинет Министров по поводу правовых последствий отклонения правительством обеих кандидатур.

Конкурс проведен, победители определены, вакансия не закрыта. Объявлять проведение нового конкурса мы не видим законных оснований, да и победители нынешнего могут в таком случае подать в суд, поэтому ждем разъяснений комитета ВР и Кабмина. Будем действовать исключительно в правовых рамках.

— Член Конкурсной комиссии Сергей Чех фактически был против такого обращения в комитет ВР и Кабмин. Вы знаете, почему? Что Вы хотите услышать в ответ на запросы комиссии?

— Всегда поддерживал плюрализм мнений. Но сложилась нетипичная ситуация: есть вакансия в НКРЭКУ, есть кандидаты на эту должность, которые победили в честном и профессиональном конкурсе, однако Кабмин отклонил обе кандидатуры. Поэтому Конкурсная комиссия ждет дополнительную информации от профильного комитета, который разрабатывал и принимал закон, и от Кабинета Министров, который принял соответствующее решение, чтобы комиссия на своем заседании определилась, что делать дальше.

— Ситуация нетипичная в квадрате. Вас не смущает, что Елена Антонова оспаривает решение о своем отстранении как члена НКРЭКУ в судебном порядке? Имела ли право Конкурсная комиссия, зная о таких обстоятельствах, объявлять конкурс на ее замещение?

— На сегодняшний день у Комиссии нет на руках ни одного судебного решения, которое запрещало бы нам проводить конкурс. Кстати, ранее такая практика была, и предыдущие конкурсы были заблокированы судами. Е. Антонова не выдвигала требований остановить конкурс в своем иске, да и сейчас это законодательно запрещено.

Конкурсная комиссия действует согласно закону. В данном случае (цитирую): “Конкурсная комиссия оглашает прием документов на открытый конкурс в случае прекращения полномочий члена Регулятора в течение пяти рабочих дней после прекращения полномочий”. Комиссия руководствовалась этим обязательным положением. Мы не имели оснований не объявлять конкурс, учитывая Указ Президента Украины о ротации членов НКРЭКУ, где Е. Антонова значилась первым номером и с 1 июля 2020 г. ее полномочия члена НКРЭКУ были прекращены. Если бы комиссия не объявила конкурс, у нас были бы проблемы — почему мы этого не сделали? Кстати, решение о конкурсе после анализа всех документов по Е. Антоновой было проголосовано всеми пятью членами комиссии единогласно.

Ни один конкурс не заканчивался без исков, некоторые процессы длятся до сих пор. Но это не должно блокировать работу Конкурсной комиссии и Регулятора. Будут решения суда — будем их законопослушно исполнять.

— Вам предоставили документ об увольнении Е. Антоновой? Какой именно и когда? Или в НКРЭКУ кто-то “оперативно постарался”? Расспрашиваю подробно, чтобы впредь не возникало таких ситуаций.

— Мы рассчитывали на решение Кабмина. От секретариата КМУ мы получили документ из НКРЭКУ относительно Е. Антоновой, который она как раз и оспаривает. Также у нас есть онлайн-декларация, которую Е. Антонова подала после увольнения за 2020 г. Там она указала, что она работала на должности члена Регулятора с 1 января до 1 июля 2020 г., что совпадает с датой президентского указа о прекращении ее полномочий и документом НКРЭКУ.

Я считаю Е. Антонову высококлассным профессионалом. Мы продуктивно сотрудничали, когда я работал заместителем в Минэкоэнерго, а она в НКРЭКУ. Уверен, что у нее большое будущее в энергетике. Поэтому я на ее стороне в том, чтобы суды поставили точку в ее трудовом споре с Кабмином и у нее была определенность. Подвешенность для профессионалов — ужасная вещь. Что для Е. Антоновой, что для победителей конкурса — Машляковского и Ущаповского.

— Олег Прохоренко, экс-глава “Укргаздобычи”, почти самоустранился от работы комиссии. Так ли это? Из-за конфликта интересов?

— Этот вопрос нужно адресовать самому О. Прохоренко. На сегодняшний день он законно назначенный член конкурсной комиссии. Он отсутствовал на отборе конкурсантов, однако кворум это не нарушало — правомочно заседание с тремя из пяти членов. Конкурсная комиссия может реагировать только на официальные документы. Ни одного документа, который говорит о конфликте интересов, у нас на руках нет. Более того, когда пошли обращения народных депутатов, я как глава комиссии направил письмо в Укроборонпром, где О. Прохоренко работал членом наблюдательного совета. Получил отрицательный ответ, который однозначно поставит точку в этом вопросе.

— Конкурсная комиссия и лично Вы ощущаете давление заинтересованных сторон?

— Нет. Чувствую большую личную ответственность и доверие к Конкурсной комиссии со стороны различных игроков рынка. После оглашения результатов получил много сообщений от бизнеса, провластных и оппозиционных депутатов относительно того, что комиссия выбрала самых сильных кандидатов. И это было приятно слышать, хотя я считаю, что добрая половина конкурсантов точно имеют шанс и достойны в будущем стать членами Регулятора или претендовать на иные высокие должности.

— А политическое давление?

— Хорошо, что спросили. Хочу в том числе и через ваше издание послать сигнал — не втягивайте Конкурсную комиссию в политические противостояния. При любом развитии ситуации с судами, работа Конкурсной комиссии будет являться способом решения ситуации.

— Конституционное обращение в КСУ 50 народных депутатов — как Вы его расцениваете?

— Исключительно как часть демократического процесса. Энергетические рынки все еще испытывают на себе последствия реформирования, да помножьте это на коронавирусный спад экономики. Большие деньги — большая политика. RАB-тарифы, "зеленые" производители, "Энергоатом", угольная отрасль, тарифы на передачу… Невооруженным глазом видны внутриотраслевые противостояния и горячие споры между производителями энергии и промышленниками. В ход пошла тяжелая артиллерия в виде обращения в КСУ. Мне бы хотелось, чтобы Конкурсная комиссия, которая по своей природе не должна и не хочет заниматься политикой, была политически независимой как инфраструктурная составляющая кадрового обновления независимого Регулятора, какой по сути она и является.

В Конкурсной комиссии сбалансированы интересы законодательной и исполнительной власти. Комиссия (не только этот состав, но и будущие) должна являться одним из гарантов непредвзятости , гарантом того, что обновление (ротация) членов НКРЭКУ будет происходить независимо и профессионально, на основе меритократических, демократических принципов. И о легитимности ее формирования и полномочий не возникало сомнений даже у тех 50 депутатов, которые подали обращение в КСУ.

Потому что это не только вопрос внутриукраинской экономики, но и наше будущее в ЕС. Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла обязательства создать и поддерживать независимость энергорегулятора, реформировать его, имплементировать в свое законодательство европейские энергозаконы.

— Вы о “зеленом” евротренде?

— Безусловно и о нем. Как участник Парижского климатического соглашения, Украина взяла обязательства по декарбонизации экономики до конца столетия. Европа принимает программу "Зеленый европейский курс". Победитель выборов в США Джо Байден обещает в своей программе "чистую энергетическую революцию". Украина будет или "за столом", или "в меню"этихзеленых" трансформаций. И мне хочется, чтобы мы интегрировались в индустриальную кооперацию, повышали энергоэффективность экономики, переходили на "зеленые" источники энергии, производили и экспортировали больше органической аграрной продукции, электрокары, развивали водородную энергетику. Но это отдельный разговор.

Досье "ЭнергоБизнеса"

Алексей Рябчин — советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, советник министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Родился в 1983 г. в Мариуполе.

Кандидат экономических наук (Донецкий Национальный Университет имени В.Стуса), Магистр в области инноваций и устойчивого международного развития (SPRU, University ofSussex, Великобритания).

Карьера:

2002-2004 гг. - Менеджер проектов в Агентстве регионального развития "Донбасс".

2006-2012 гг. - Заместитель председателя Корпорации "ПромЭкономСервис", Донецк.

2014 г. - Менеджер международной коммуникационной стратегии реформ, Украинский кризисный медиа-центр, Киев.

2014-2019 гг. - Народный депутат Украины, председатель подкомитета по энергоэффективности и энергосбережению комитета ТЭК.

2019-2020 гг. - Заместитель министра энергетики и защиты окружающей среды Украины.

Преподавательская деятельность:

2005-2017 гг. - Доцент кафедры "Международная экономика" Донецкого национального университета, Донецк-Винница.

2019 г. - Институт международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Журналистская деятельность:

2014 г. – Журналист WashingtonPost. Донецк-Киев.

2019-2020 гг. - Радио НВ, ведущий авторской программы "Зеленые инновации".

Семья: женат, воспитывает дочь и сына.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2020. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt