Сергей МАКОГОН: "Безопасность и надежность ГТС — наши приоритеты"

Генеральный директор Оператора ГТС Украины Сергей Макогон считает своей ключевой задачей модернизацию компании

Сергей Макогон в ответах на вопросы корреспондента "ЭнергоБизнеса" был искренен. Конечно настолько, насколько может позволить себе руководитель крупной компании. Все интересующие темы обсудить, конечно же, не удалось, но в итоге то, что получилось, дает необходимое представление о перспективах и рисках, которые ожидают отрасль вообще и компанию в частности.

Алла ЕРЕМЕНКО

— Вы заявили, что независимый Оператор ГТСУ состоялся. Но есть один нюанс — это незаконченный анбандлинг. Верно?

— Анбандлинг произошел 1 января 2020 г., когда бизнес по транспортировке газа был отделен от бизнесов по поставке и добыче. Мы — абсолютно автономная от НАК "Нафтогаз" компания, которая имеет все необходимые лицензии, ресурсы и выстроенные бизнес-процессы. Это подтверждают и результаты нашей работы за первые 9 месяцев. Однозначно, независимый Оператор ГТС в Украине — состоялся.

— Расскажите, пожалуйста, какой оборот ОГТСУ был за 9 мес. 2020 г., доход и сумма выплаченных бюджетам разных уровней налогов и обязательных платежей?

— За 9 мес. 2020 г. доход ОГТСУ составил 44.8 млрд грн, налоговые отчисления — 9.7 млрд грн. По итогам года, уверен, компания войдет в ТОП-10 наибольших налогоплательщиков Украины.

— Как будет происходить техническая и финансовая часть выкупа инфраструктуры “Магистральными газопроводами”?

— ОГТСУ не является подписантом такого договора. Этот вопрос нужно адресовать соответственно "Нафтогазу"/Кабмину и МГУ/Минфину. Со своей стороны, мы готовы выполнить свои обязательства — в зависимости от финансового результата выплатить дивиденды нашему акционеру.

Тем не менее, у Украины, как страны-транзитера, есть обязательства по контракту с "Газпромом" и свои собственные планы развития ГТС. И тут важно, чтобы любые договора между собственником (Минфин, КМУ) и "Нафтогазом" не шли в разрез с этими обязательствами и планами. Государство должно смотреть на ГТС, как на особый инфраструктурный актив, который должен получать достаточное финансирование на капитальные инвестиции, направленные на оптимизацию и модернизацию.

Модернизация ГТС — наша ключевая задача, так как мы обязаны гарантировать энергетическую безопасность страны, в том числе и в случае полного отсутствия транзита газа с 2025 г. Более 25 млрд грн мы должны инвестировать согласно утвержденному Регулятором десятилетнему плану развития ГТС до 2025 г. Это в основном модернизация 9 ключевых компрессорных станций (КС), которые были построены еще в 1970/80 гг. Поэтому нам очень важно, чтобы у Оператора ГТС были достаточные средства для программы капитальных инвестиций.

— Многие западные компании уровня ОГТСУ вернули сервисные службы, которые в период реформ были выведены из их состава. Не намерены ли вы последовать этому пути?

— Мы выступаем за развитие рынка подобных услуг в Украине. Сейчас ОГТСУ покупает сервисные функции на прозрачных условиях через платформу ProZorro. Это стимулирует конкуренцию между потенциальными подрядчиками, а ОГТСУ получает лучшие качество и цену. Это непрофильный бизнес для нас, наш бизнес — это транспортировка газа.

Кроме того, в структуре ОГСТУ есть специальное сервисное подразделение — Оперативно-ремонтное управление (ОРУ), которое выполняет часть регламентных ремонтов и всегда готово к ликвидации нештатных ситуаций. К примеру, именно бригада ОРУ оперативно ликвидировала инцидент с разгерметизацией газопровода возле Чабанов и возобновила его работу в кратчайшие сроки.

— Какие планы у Оператора ГТС по комплексной диагностике магистральных газопроводов?

— Кроме запланированных работ по диагностике и ремонтов, компания будет уделять дополнительное внимание газопроводам, которые проходят вблизи населенных пунктов. Сейчас разрабатываем отдельную программу дополнительных обследований и, соответственно, капитального ремонта трубопровода с дополнительным испытанием участков, где будет такая необходимость.

ОГТСУ также постоянно совершенствует методы диагностики, обновляет оборудование и внедряет современные технологии для информации о состоянии своих трубопроводов.

В августе-сентябре мы также выполнили пилотный проект по дистанционному зондированию поверхности над газопроводами БЛА (беспилотными летательными аппаратами) с целью поиска мест потенциальных утечек газа.

Программа диагностики газопроводов — одна из ключевых производственных программ ОГТСУ, и финансируется она за счет тарифной выручки. А тарифы и структура расходов нашей компании определяются и утверждаются национальным Регулятором.

— Свой газ для ПТН ОГТСУ хранит в подземных хранилищах газа. Но они остались в собственности “Укртрансгаза”. Не логичнее ли несколько ПХГ передать Оператору ГТС?

— Мы храним газ в ПХГ "Укртрансгаза" на коммерческих условиях, как любой другой участник рынка. Такая же система рынка работает во многих странах, к примеру, в Польше и Венгрии, где оператор ГТС и оператор ПХГ являются отдельными, не связанными компаниями. Возможны и другие комбинации. В некоторых странах оператор ПХГ и оператор ГТС могут входить в один холдинг (Словакия и Румыния) или операторы ГТС могут иметь свои ПХГ (Германия).

Нас полностью устраивает сотрудничество с АО "Укртрансгаз" и мы не планируем создавать собственные хранилища газа. Сейчас наша основная задача отладить взаимодействие диспетчерских служб, чтобы гарантировать сбалансированность ГТС.

— Какие у ОГТСУ отношения с “Укртрансгазом” и “Нафтогазом”?

— Между Оператором ГТС и всеми другими участниками рынка равноудаленные коммерческие отношения. Структуры группы "Нафтогаз" принимают участие в тендерах ОГТСУ на общих условиях в системе ProZorro. Для "Укртрансгаза" мы такие же клиенты, как и все остальные. А "Нафтогаз" для нас такой же клиент, как и другие трейдеры. В этом и заключается суть анбандлинга.

У нас еще есть операционное сотрудничество диспетчерских служб, но оно аналогично сотрудничеству с другими операторами ГТС и ГРС.

Взаимоотношения с набсоветами МГУ, “Нафтогазом” и Регулятором — как Вы их охарактеризуете?

— С "Магистральными газопроводами Украины" (МГУ) - обычные рабочие корпоративные взаимоотношения. Все четко прописано в уставе. МГУ не принимает участие в операционной деятельности ОГТСУ, а выполняет роль собственника — представляет интересы государства.

С набсоветом "Нафтогаза" — никаких отношений не имеем, это отдельная компания с отдельным набсоветом, не касающимся ОГТСУ после анбандлинга.

С Регулятором — рабочие взаимоотношения одного из самых важных лицензиатов.

Тут нужно пояснить, что проблематика ОГТСУ — это в конечном итоге всегда проблематика всего рынка. Любые небалансы, долги, злоупотребления всегда будут “оплачены” всем рынком в последующем через тариф. Именно поэтому НКРЭКУ с большим вниманием всегда выслушивает наши проблемы. На уровне лицензиата мы видим, насколько важно, чтобы Регулятор работал без политического или любого другого давления. Это такой же важный орган, как суд, и мы всегда поддерживаем его полноту независимости и профессионального суждения.

— Независимого Оператора ГТС создавали именно в такой форме и чтобы избежать долгов, которые камнем весят на “Укртрансгазе”. Но и он уже успел обрасти своими долгами…

— Проблема долгов не нова. Облгазы за период 2015-2019 гг. создали предыдущему оператору ГТС, АО "Укртрансгаз", долги на сумму более 25 млрд грн. Очевидно, что анбандлинг сам по себе не мог решить данную проблему. Поэтому еще до отделения газотранспортной деятельности, когда не было известно будет новый транзитный контракт или нет, я говорил, что долги по небалансам станут главной угрозой финансовой стабильности нового Оператора ГТС. Именно поэтому мы активно принимали участие во всех обсуждениях относительно возможных долгов в начале года. Как известно, у каждого типа долгов есть свои причины. Мы, с одной стороны, всегда выступали за справедливые тарифы для операторов ГРС (газораспределительных систем), но, с другой стороны, мы настаивали на внедрении механизма, который позволит гарантировать целевое использование тарифного дохода операторами ГРС. Иначе зачем повышенные тарифы, если долги продолжают расти?

С первых месяцев своей работы в качестве независимого Оператора ГТС мы неоднократно заявляли о том, что законодательная и регуляторная база требует изменений. Поэтому так горячо обсуждается законопроект №3800. Более того, ОГТСУ уже в рамках действующего законодательства начал подавать судебные иски в адрес должников еще с весны. На данный момент мы уже получили

три позитивных решения

, однако теперь предстоит процедура взыскания задолженных средств. Еще 19 аналогичных дел находятся на рассмотрении.

ОГТСУ также регулярно подает жалобы Регулятору с описанием проблем. Но у Регулятора очень мало возможностей влияния, так как даже самый большой штраф — это ничтожное наказание для многих должников. Тем не менее, НКРЭКУ уже осуществила проверки ряда операторов ГРС и даже оштрафовала их.

Параллельно мы обратились с заявлением в Нацполицию и НАБУ с просьбой провести проверку, есть ли в действиях должностных лиц предприятий признаки криминальных правонарушений. Подчеркну, что проблема создания небалансов и соответственно накопления по ним долгов — комплексная и требует законодательных изменений. Мы однозначно поддерживаем системные варианты решений, которые предложены законопроектом №3800.

— Каков позитивный небаланс клиентов ОГТСУ за указанный период?

— На конец октября все контрагенты ОГТСУ (включая облгазы) создали позитивные небалансы в размере 850 млн куб м газа, или 4088 млн грн. Из них доля облгазов — 4 млн куб м, или 15 млн грн. Это означает, что главным образом позитивные небалансы создают трейдеры. Со своей стороны, ОГТСУ оплатил все 100% позитивных небалансов участникам рынка.

— Какая задолженность по небалансам (негативным и позитивным) перед ОГТСУ с начала 2020 г.?

— По состоянию на конец октября негативные небалансы (отобранный газ из ГТС) составили 1.9 млрд куб м газа на общую сумму 7.2 млрд грн. Из них доля облгазов составляет 254 млн куб м газа, или 1.4 млрд грн.

При этом общий уровень оплаты наших услуг трейдерами составляет 94%, а общий уровень оплаты среди операторов ГРС — всего 25%. Сегодня общий долг всех участников рынка перед Оператором ГТС — 1.2 млрд грн, из них доля облгазов — 0.9 млрд грн.

— Вы довольны решением Регулятора от 26 августа? Фактически оно принято в пользу ОГТСУ.

— Мы полностью поддерживаем постановление НКРЭКУ №1611 от 26 августа 2020 г., которым внедряются дополнительные экономические стимулы для участников рынка газа с целью самостоятельного ежесуточного балансирования их поступлений и отбора газа из ГТС. Ведь создание искусственных небалансов несет угрозу для стабильного функционирования ГТС и бесперебойной транспортировки газа для украинских и европейских потребителей.

Оператор ГТС не должен заменять собой рынок, а трейдеры должны покупать газ у других трейдеров или добывающих компаний, на биржах, на рынке, импортировать, а не отбирать технологический газ из газотранспортной системы. Тогда рынок будет работать сбалансированно в интересах всех участников и конечных потребителей.

На наш взгляд, введенные изменения полностью соответствуют европейским практикам и европейскому кодексу балансировки, который Украина должна внедрить в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.

— Маржинальная цена для участников рынка, как решающий фактор при расчетах за позитивные/негативные небалансы, устанавливается на платформе ProZorro, а не на бирже, как в большинстве стран. Это вызывает перекосы на рынке. Как можно и должно решить эту проблему?

— ОГТСУ это поддерживает и уже завтра готов покупать газ на бирже. Но чтобы это стало возможным в правовом поле, необходимо на законодательном уровне разрешить Оператору ГТС использовать биржевую торговлю газом для ежесуточной балансировки (законопроект №

3176

), сейчас мы обязаны покупать газ только через ProZorro.

Развитие биржевой торговли природным газом и конкурентной среды на рынке природного газа — это следующий важный шаг для развития отечественного рынка газа. Но для этого нужно создать ликвидность на этом рынке. Выход Оператора ГТС на биржу приведет к значительному росту ликвидности и, соответственно, к росту объемов торгов на бирже. Для заказчика услуг по транспортировке биржа — важный инструмент для самостоятельного балансирования, что непременно повлияет на удешевление ресурса для потребителя.

— Как разрешилась проблема со словаками?

— У нас хорошие рабочие отношения с нашими словацкими коллегами. Иногда есть различные точки зрения на те или иные вопросы, но это нормально. Виртуальный реверс работает как на точке Буденцы, так и на точке Велке Капушаны. Мы ведем переговоры по вопросу объединения этих двух точек в одну виртуальную, что предписано европейскими газовыми кодексами. С нашей стороны все готово, более того, такие виртуальные точки мы уже создали с венгерским и польским операторами.

— Глава Биржевого комитета УЭБ заявил в интервью “ЭнергоБизнесу”, что текущий и 2021 гг. будут для УЭБ "газовыми". Более того, биржа намерена создать газовую площадку, а впоследствии газовый хаб. Почему не Вы, а биржа об этом заявляет?

— Газовый хаб — это комплекс, состоящий из технических и организационных мероприятий. Поэтому хаб невозможно создать без активного сотрудничества между оператором ГТС, оператором ПХГ, торговой площадкой и клиринговой организацией. ОГТСУ — оператор инфраструктуры ГТС и оператор рынка, а не оператор торговой площадки.

Мы активно сотрудничаем с Украинской энергетической биржей. Недавно мы подписали

меморандум

между ОГТСУ, УЭБ, НКРЭКУ под эгидой Европейского Энергетического Сообщества. Идет активная работа над запуском биржевой торговли и сам ОГТСУ готов выходить на биржу после принятия законопроекта №3176.

— С начала 2020 г. 8.2 млрд куб м газа Оператор ГТС, по данным Вашей службы, направил в ПХГ для хранения в режиме “таможенного склада” — практически все объемы, поступившие по shorthaul. Как Вы оцениваете динамику shorthaul и какие видите перспективы с учетом услуг “таможенного склада”?

— Мы внедрили услугу shorthaul с 1 января 2020 г., ожидая вместе с услугой "таможенный склад" увеличить объемы нашей транспортной работы. Так и произошло, за три квартала общий

объем

импортированного газа на "таможенный склад" составил 9.8 млрд куб м газа, из которых 6.1 млрд куб м газа в режиме "shorthaul-таможенный склад". Если в следующем году потребление газа в Европе вырастет, ожидается и повышение спроса на shorthaul. Однозначно это одна из самых интересных и правильных новаций для украинского рынка газа. Именно она дает надежду на то, что мы постепенно сможем завоевывать все больше доверия международных партнеров к нашей ГТС. Если нам доверяют и хранят тут газ, то это дорогого стоит.

— Сколько трейдеров пользуются услугами ОГТСУ?

— Типовые договоры заключены с более чем 700 заказчиками услуг транспортировки газа, из которых 78 являются нерезидентами. Активные из них — примерно 320 и 30 соответственно.

— Какие объекты инфраструктуры (участки газопроводов, ГПА, ГРС) ОГТСУ вывел или намерен вывести из эксплуатации? Во сколько это обойдется?

— Компания рассматривает несколько сценариев. Но если говорить о комплексном функционировании ГТС при транзитной загрузке в 40 млрд куб м газа в год, то компания рассматривает переведение в особый режим эксплуатации 4 тыс км (из 33 тыс км эксплуатируемых сейчас) магистральных газопроводов и 267 объектов. Также 170 объектов будут переведены в режим резервного запаса. Стоимость таких работ будет определена после завершения разработки технико-экономического обоснования. Далее будет сформирован тендер на ProZorro, и в результате его проведения мы сможем определить точную стоимость.

Главный принцип, которым мы руководствуемся в этом процессе, — предложить несколько вариантов дальнейшего использования выведенных из работы объектов, чтобы акционер смог выбрать оптимальный из них, а государство получило максимальную выгоду.

— Как Вы намерены развивать отечественную ГТС?

— НКРЭКУ

утвердила

План развития газотранспортной системы ОГТСУ на 2020-2029 гг. (постановление №619 от 17.03.20 г.), которым предусмотрены инвестиции в инфраструктуру ГТС Украины в размере 39 млрд грн (без НДС). План развития ГТС базируется на прогнозе развития внутренней добычи и потребления газа, а также на объемах транзита по новому соглашению с "Газпромом". Согласно утвержденной стратегии, капитальные инвестиции будут вкладываться только в те объекты ГТС, которые будут использоваться при отсутствии транзита. А основные мероприятия будут направлены на оптимизацию ГТС в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми объемами транспортировки.

— Что Вы будете делать, если “Газпром” в одностороннем порядке прекратит транзит?

— На сегодня "Газпром" авансом оплачивает все забронированные мощности в соответствии с контрактом. Контракт предусматривает принцип "транспортируй или плати". То есть, оплатив все забронированные мощности, "Газпром" может не заказывать физическую транспортировку газа. Если эти обязанности будут нарушены, то будет арбитраж. У "Нафтогаза" уже есть большой положительный опыт разбирательств с "Газпромом".

— ОГТС и сжатый газ — есть ли новые перспективы в этом направлении?

— Мы планируем сосредоточить усилия в направлениях декарбонизации и развития "чистых технологий", в том числе по такому направлению, как сжатый газ (CNG), хоть это и не единственное направление инноваций декарбонизированных газов. Есть еще и биометан, и водород. Как и другие крупные Операторы ГТС Европы, мы сейчас находимся в поисках идей, которые могут найти поддержку широкого спектра стейкхолдеров. Нам нужно искать новые идеи для транспортировки декарбонизированных газов. Но наша роль лишь вспомогательная.

Сегодня мы являемся надежным партнером развития экологичного, доступного и надежного транспорта на метане. В Украине работает 235 автомобильных станций заправок природным газом. Из них 58 расположены на магистральных газопроводах ОГТСУ и могут обеспечить обслуживание более 160 тысяч автотранспортных средств.

Развитие муниципального транспорта на метане поможет снизить выбросы вредных веществ в городах и уменьшит зависимость от импортируемого дизельного топлива. Оператор ГТС способен обеспечить доступ к газотранспортной инфраструктуре для громад, заинтересованных в развитии экологичного транспорта.

— Планируете заниматься сжиженным газом?

— В Украине нет смысла строить LNG-терминал, пока Турция не разрешает проход LNG-танкеров через Босфор в Черное море. Мы начали активную коммуникацию с МИД по этому поводу. Если договоренности будут достигнуты, мы готовы взяться за строительство и управление таким терминалом, если мы получим соответствующее указание от акционера.

— Видите ли Вы для ГТС перспективу транспортировки водорода?

— Ожидается, что спрос на водород будет расти, особенно на так называемый “зеленый” водород. Водородная экономика, вероятно, начнется с локальных индустриальных кластеров, которые в дальнейшем будут масштабироваться и интегрироваться. Оператор ГТС Украины учитывает это в своей стратегии и уже сейчас начинает изучать технологические, регуляторные и экономические аспекты транспортировки возобновляемых и альтернативных газов (водород, биометан, синтетический метан) магистральными газопроводами. Именно с этой целью мы вступили в новосозданный Европейский альянс чистого водорода наряду с другими западными операторами ГТС. Мы планируем “учиться” вместе c ними, но хотели бы, чтобы основную часть затрат на исследование взяли на себя частные компании. Как естественная монополия, мы обязаны быть очень избирательными в своих новациях.

Чтобы Украина через 15-30 лет была неотъемлемой интегрированной частью ЕС, нужно уже сейчас прорабатывать такие возможности, и мы этим активно занимаемся.

— Готов ли Оператор ГТС к осенне-зимнему сезону?

— ОГТСУ в полном объеме выполнил плановые работы на объектах ГТС для стабильного прохождения отопительного сезона 2020/2021 гг., и 12 октября подписал Паспорт готовности к работе в осенне-зимний период.

Так, в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду (ОЗП) в течение мая-сентября мы обследовали 345 надводных и более 600 подводных переходов трубопроводов, осуществили капремонт более 28 км магистральных газопроводов, а также средств активной электрохимзащиты. Компания провела реконструкцию и ремонт 73 газораспределительных станций (ГРС), ремонт почти 7 км кабельных линий электропередачи, 388 систем автоматического контроля и сигнализации на ГРС и 36 на КС.

Кроме того, мы исследовали 38 котлов и отремонтировали 9 котельных, более 1.5 км теплотрасс, почти 4 км наружного противопожарного водопровода и 556 единиц автотранспортной, строительной и пожарной техники. Закупили горюче-смазочные материалы, поставили 189 т химреагентов.

Всего на подготовку к сезону мы направили порядка 330 млн грн (регламентные работы и поставленные материалы).

Безопасность ГТС, исправность и надежность ее эксплуатации всегда остаются нашими главными приоритетами. Всегда. Осенне-зимний сезон уже начался, и мы работаем в стандартном режиме. В хранилищах достаточное количество газа (самое большое за всю историю независимости Украины) и уже начался реэкспорт в нормальном режиме. Мы считаем это более чем достаточными аргументами. Успешная работа Оператора ГТС — это работа с минимальными новостями о прерываниях работы.

— Вызовы для ОГТСУ остались — обходные потоки, в частности в Турции, неоднозначная позиция Германии, Австрии в отношении "Северного потока-2" и прочее. Что Вы в этой связи предпринимаете?

— Конечно, самый основной риск для ОГТСУ, составляющая в доходе которого от транзита газа с РФ превышает 70%, — это строительство “Северного потока - 2”. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы наши интересы и интересы Украины были учтены. ОГТСУ не может остановить "Северный поток – 2", но мы обязаны и имеем возможность информировать ключевых стейкхолдеров о рисках проекта и наших собственных планах на случай, если он будет реализован. Мы активно работаем с нашими европейскими и американскими партнерами.

Мы считаем и доносим мысль европейским партнерам, что “Северный поток - 2” не приносит преимуществ ни европейским потребителям, ни европейским газовым компаниям, а наоборот — повышает зависимость рынка ЕС от одного поставщика и одного маршрута, значительно увеличивая риски энергетической безопасности ЕС.

Кроме этого, мы ожидаем принятия нового пакета санкций в США, что дополнительно затруднит достройку "Северного потока – 2". (Сенат такое решение принял, но вступит оно в силу только в 2021 г. — А. Е.).

В то же время со своей стороны ОГТСУ готов обеспечить "Газпрому" и другим добытчикам газа из РФ и Средней Азии транспортировку существующими маршрутами через украинскую ГТС всех необходимых объемов газа по прозрачным европейским правилам.

Мы надеемся найти взаимопонимание с европейскими официальными органами, чтобы убедить "Газпром" передавать газ не на границе Украина-ЕС, а на границе Украина-Россия. Если мы стремимся интегрировать украинский и европейский рынок газа, то это вполне логично.

Досье "ЭнергоБизнеса"

Сергей Макогон, генеральный директор ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" с мая 2019 г.

Родился в Киеве 1 декабря 1976 г.

Образование: Национальный технический университет Украины “КПИ” (1999 г.), инженер, специализация (направление) — прикладная математика.

В 2005 г. California State Polytechnic University (США) — магистр бизнес- администрирования.

В 2019 г. Ukrainian Corporate Governance Academy — сертификат по корпоративному управлению.

Карьера: 2005 г. — Morgan Stanley (Нью-Йорк), с сентября 2005 г. — Deloitte (Киев);

2007 - 2014 гг. — Microsoft Ukraine; с мая 2014 г. - НАК “Нафтогаз Украины”;

2015-2019 гг. — АО “Укртрансгаз” (Группа “Нафтогаз”); в 2019 г. возглавил ООО “Оператор ГТС Украины”.

Семья: женат, воспитывает двух сыновей.

Хобби: экстремальный туризм, горные лыжи.

Награды: орден "За заслуги" ІІІ степени (24 августа 2020 г.).

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt