Союз трех морей

В Таллинне состоялся международный саммит "Инициатива трех морей"

Пока Джо Байден готовится получить власть, в восточноевропейских столицах размышляют о судьбе экономических и энергетических проектов, которые поддерживала предыдущая администрация.

Катерина ПРИЩЕПА

В первую очередь это касается блокады газопровода Nord Steam-2 и Инициативы Триморья. Уже несколько лет страны восточного фланга Европейского Союза пробуют объединить усилия для привлечения инвестиций в строительство новой критической инфраструктуры в регионе. Объединившись в 2016 г. в полуформальной Инициативе Триморья, двенадцать стран-членов ЕС получили политическую поддержку для своих планов от лидеров ЕС, Международного валютного фонда и США. На сегодня правительства стран-участниц и США совместно пообещали вложить в инвестиционный фонд Инициативы около EUR 1 млрд в надежде, что частные инвесторы внесут в него в несколько раз больше. Хотя Инициатива формально открыта только для членов ЕС, ее участники договорились о возможности реализовывать инфраструктурные проекты в сфере транспорта, энергетики и цифровых технологий, которые соединяют страны-участницы с их непосредственными соседями — в том числе странами Восточного Партнерства, как Украина.

Карантинный саммит

На Пятом саммите "Инициативы трех морей" (Триморья) в Эстонии главной темой было наполнение инвестиционного фонда Инициативы. Событие по этому поводу превратили в презентацию инвестиционных возможностей региона Триморья и серьезности намерений властей стран-участниц Инициативы создать идеальные условия для частных инвесторов.

Визионерские заявления в связи с этим были подкреплены обещаниями взносов в совместный инвестиционный фонд Триморья. Сумма заявленных инвестиций из бюджетов стран-участниц и США, которые поддерживают инициативу — около $1.3 млрд. Самыми большими донорами проекта на сегодня являются правительства Польши, которая пообещала вложить в фонд EUR 750 млн, и США с обещанием вложить $300 млн. Причем правительство США, заранее заручившись согласием Конгресса, может повысить свой вклад в инвестиционный фонд до $2 млрд. Окончательный объем вклада со стороны правительства США будет зависеть от размера взносов со стороны правительств стран-участниц Триморья. В заявленных планах администрации США — вложить в фонд треть от суммы, вложенной двенадцатью правительствами стран-участниц Инициативы.

Экономика и геополититка

Размеры вкладов Польши и США являются прямым следствием представлений их администраций о целях и потенциальном влиянии Инициативы Триморья в регионе Центральной Европы. Стартовав с неформальных переговоров между лидерами Хорватии и Польши в 2015 г., Инициатива привлекла в свои ряды 12 государств-членов ЕС, большинство из которых, за исключением Австрии, являются странами бывшего соцблока. Хотя главная заявленная цель Инициативы — стимулирование экономического роста в регионе, она несомненно имеет геополитические корни. Для нынешней правящей коалиции в Польше Инициатива Триморья — это реализация давних идей о создании блока центральноевропейских государств, которые могли бы вместе противостоять потенциальной агрессии со стороны России и/или Германии, а также шаг на пути утверждения Польши в статусе лидера Центральной Европы. Для американского истеблишмента успех Триморья будет означать ограничение влияния Китая в отдельных странах Центральной Европы, а также противодействие влиянию России и Германии в регионе.

В целом, идею Триморья (другой вариант названия — Междуморье) можно назвать одним из архетипов польского геополитического мышления. Она сводится к созданию союза стран Центральной Европы — региона между Балтийским, Черным и Адриатическим морями (одна из версий названия региона ABC — по первым буквам названий трех морей в польском языке). Такой союз, согласно видению творцов идеи, мог бы стать противовесом для традиционных центров силы в регионе. Польские политики и интеллектуалы — творцы концепции Междуморья лидером объединения видели Польшу. Среди сторонников идеи в период между двумя мировыми войнами был поборник независимой Польши Юзеф Пилсудский. Главным обоснованием для создания центральноевропейского союза тогда считали аргументы безопасности.

Идею Междуморья пробовали возрождать после распада соцблока, а попытку оформления проекта в Польше начали в 2015 г., когда на пост президента страны был избран Анджей Дуда.

Однако в 2015-2016 гг., когда формулировалась нынешняя форма объединения, отношения между польскими и украинскими властями не позволяли говорить о плодотворном масштабном сотрудничестве. В Варшаве утверждают, что приглашение принять участие в первом саммите Инициативы Триморья в Дубровнике в 2016 г. в Киеве "потеряли". Уже в следующем году появилась формула "только для членов ЕС" и Украина могла присоединиться к Инициативе только в статусе наблюдателя.

В результате, Инициатива Триморья оформилась как проект экономического сотрудничества в рамках ЕС, хотя и с поддержкой со стороны США. Первый официальный саммит Инициативы прошел в 2016 г. в Дубровнике. В 2017 г. саммит состоялся в Варшаве с участием президента США Дональда Трампа. С 2018 г. в работе саммита принимают участие представители Еврокомиссии. В Бухаресте в 2018 г. перед участниками выступал президент Еврокомиссии Жан Клод Юнкер. На саммите Инициативы в Любляне в 2019 г. было принято решение о создании инвестиционного фонда Инициативы. Первые взносы в фонд должны сделать правительства стран-участниц. Эти средства по замыслу создателей фонда будут дополнены частными инвестициями. Привлекать деньги на внешних рынках и управлять фондом будет компания Amber Infrustructure Group, специализирующаяся на инфраструктурных инвестиционных проектах.

Американский интерес

Нынешняя итерация идеи Триморья напрямую связана с деятельностью американских аналитических центров, которые предоставили администрации США множество аргументов в пользу проекта. Среди промоутеров проекта в США, в частности, Atlantic Council, а презентации для потенциальных частных инвесторов в Инициативу проводит сын Збигнева Бзежинского Ян Бзежинский.

Для США поддержка Инициативы Триморья — это один из инструментов конкуренции в регионе с китайскими инвестициями в транспортную, энергетическую и цифровую инфраструктуру. Китайская инициатива нового шелкового пути предусматривает развитие глобальных транспортных коридоров, которые соединили бы Китай, Центральную Азию, Европу и страны Африки. Всего китайские инвестиции в рамках этой стратегии должны прийти в 70 стран мира. И некоторые страны бывшего соцблока пока не готовы отказываться от сотрудничества с китайским правительством. Присутствующий на саммите Триморья в Эстонии президент Болгарии Румен Радев отметил, что если бы его страна могла получать инвестиции из других источников, возможно там не принимали бы китайские вложения. При этом Болгария как член ЕС может рассчитывать на структурные инвестиции из бюджета ЕС. Страны же, которые в ЕС пока не входят, пытаются даже спекулировать отношениями с Китаем, чтобы получить дополнительные вливания от ЕС или США. Среди таких друзей Китая в регионе — президент Сербии Александар Вучич, который одно время заявлял, что китайские средства — главный источник инвестиций в стране, но позже признал, что самым большим инвестором является все же ЕС.

В любом случае, с точки зрения заявленных приоритетов США слишком тесные отношения Китая со странами региона потенциально опасны. Кроме геополитических соображений, интерес к Инициативе трех морей базируется и на простых экономических аргументах. По разным оценкам (в том числе согласно анализу МВФ), региону Центральной Европы требуется 1,3 трлн евро инвестиций в инфраструктуру к 2030 г., чтобы он получил шансы догнать в экономическом развитии "старую Европу". Так что бизнес-ориентированные лидеры таких стран, как Эстония или Словения, предпочитают говорить о том, что регион Триморья — это привлекательный адресат внешних инвестиций, представляя собой рынок с 114 миллионами покупателей.

Промежуточные успехи

На сегодня в базе данных проектов Инициативы Триморья числится 81 проект, которые по мнению правительств отдельных стран-участниц Инициативы должны получить статус приоритетных со стороны партнеров. По данным правительства Эстонии, 51% из этих проектов — это предложения по строительству транспортной инфраструктуры, 32% — энергетической инфраструктуры и 17% - проекты в сфере цифровой инфраструктуры и технологий. Среди "любимых" проектов стран-участниц Инициативы — создание транспортного коридора Виа Карпатия, который бы соединил страны от Балтийского побережья Польши до Черного моря.

Среди предложенных проектов есть и те, которые предполагают вовлечение стран-соседей ЕС, например, предложенный Литвой Viking Train — транспортный железнодорожный коридор между странами Балтии, Беларусью, Украиной, Молдовой и Азербайджаном.

Из всех заявленных проектов три фигурируют в статусе завершенных. Два из них — на территории Хорватии: строительство контейнерного терминала для грузов, транспортируемых морским путем, и строительство первой газокомпрессорной станции, при помощи которой газ будет транспортироваться через территорию Хорватии в Венгрию (помогая Венгрии таким образом диверсифицировать пути доставки газа в страну). Третий завершенный проект — Amber rail — это железнодорожный транспортный коридор, который соединяет Польшу, Словакию, Венгрию и Словению.

Профинансированы все три проекты из средств бюджетов стран-участниц Инициативы Триморья и за счет структурных фондов ЕС. А вот реализация "громадья планов" в дальнейшем не в последнюю очередь будет зависеть от успеха инвестиционного фонда Инициативы.

Главными факторами риска для Инициативы являются потенциальные внутренние разногласия. Утрясать их будут, вероятнее всего, создав постоянный Секретариат Инициативы. Учитывая темпы развития Инициативы Триморья от неформальных консультаций в 2015 г. до завершения первых инфраструктурных проектов в 2019 г., можно предположить, что, несмотря на потенциальные точки трения, Инициатива будет успешно развиваться в ближайшие годы. В интересах Украины вовремя напомнить ее участникам, что наша страна делит с ними Черное море, устье Дуная и Карпаты.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt