Ольга Белькова: "Международное сотрудничество — залог выживания ОГТСУ"

Фокусировка Украины на эффективное взаимодействие со всеми соседними странами-операторами ГТС

К завершению контракта с российским "Газпромом" в 2024 г. перед Оператором ГТС Украины все более актуальной будет стоять задача подготовить украинскую систему к разным сценариям, в т. ч. и к сценарию "нулевого транзита" — фокусировка на более эффективное взаимодействие со всеми соседними странами-операторами ГТС, обеспечение нужд внутренних потребителей и развитие восточно-европейского газового хаба в Украине, — считает Ольга БЕЛЬКОВА, директор по вопросам взаимодействия с госорганами и международными организациями Оператора ГТС Украины.

Алла ЕРЕМЕНКО

— Год назад был создан Оператор ГТС. Что изменилось в этом контексте?

— Многие мои бывшие коллеги в парламенте, в т. ч. работающие в министерствах, не осознают важности роли Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) и геополитической значимости этой компании. Не важности ее внутри страны или фискальной, а роли ОГТСУ, интересы которого выходят за рамки исключительно компании, и даже Украины. Точнее сказать, обеспечивают их. К сожалению, на сегодня в правительстве нет группы людей, которые бы системно занимались этими вопросами.

— А когда-нибудь была?

— Были периоды в истории независимой Украины, когда ситуативно организовывалась группа людей, которая занималась этими вопросами. Это не было решение президента или правительства. Но так складывались обстоятельства, что международные партнеры Украины часто спрашивали о неких аспектах транзита российского газа через территорию Украины. Да, в определенные периоды (2004, 2006, 2009 гг.) была сложная, иногда критичная ситуация с транзитом. Разумеется, в такие моменты и президенты, и премьер-министры, и министры вынуждены были реагировать на ситуацию. Сейчас иная ситуация, требующая комплексного подхода. Как директор по вопросам взаимодействия с госорганами и международными организациями ОГТСУ я ежедневно получаю массу запросов от разных министерств. Их запросы состоят в том, что думает Оператор ГТС о сотрудничестве с Литвой, со Словакией и т.д.

Дело в том, что работа в правительстве по сотрудничеству с разными странами организована удивительным образом. Вы знаете, например, что у каждого министерства есть несколько ключевых стран, с которыми они постоянно работают?

— Я же не министр, хотя догадывалась …

— Ранее я с этим не сталкивалась даже как депутат. Например, Министерство культуры работает со странами А, В и С. И именно оно будет требовать ответы, например, о сотрудничестве, двусторонних переговорах со Словакией, с другими “вверенными” им государствами. А не Министерство энергетики и даже не Минфин.

— Несложно предположить, к чему это приводит.

— В Министерстве культуры не могут оценить значимость для Украины технического и политического сотрудничества со Словакией, в частности в газотранспортной отрасли. Там нет соответствующих специалистов. Министерства автоматически рассылают запросы. И даже из аргументированных ответов просто некому сложить целостную картину происходящего. Поэтому я сочла необходимым сделать обзор интересов ГТС.

— В чем их отличие от интересов других “газовых” компаний?

— Интересы Оператора ГТС принципиально отличаются от интересов "Нафтогаза" и его партнеров, как и интересов Оператора ПХГ ("Укртрансгаза"). Львиная доля доходов Оператора ГТС формируется именно в результате международного сотрудничества.

Для других компаний зачастую международное сотрудничество, как в университетах советских времен: делали что-либо или нет, но пять человек ежегодно ездили за рубеж (“по обмену”).

Для современного Оператора ГТС Украины международное сотрудничество — базовая основа выживания и успеха. Как для финансового, так и для технического функционирования компании важны доходы, сгенерированные нашей международной деятельностью.

— Поможет ли такое сотрудничество задействовать ГТС Украины по истечении сроков контракта с "Газпромом"?

— ГТС Украины была построена в основном для так называемого большого транзита газа в Европу. Не каждый Оператор ГТС в других странах изначально ориентирован на транзит. При этом задачей всех операторов является доставка газа в страну из других источников. Украинский же Оператор ГТС сравнительно недавно занялся этими функциями. Но основой остается транзит.

С учетом такого сложного партнера, как российский “Газпром” (при том, что специалисты обеих стран говорят на одном техническом языке и прекрасно понимают друг друга, работая много лет в унисон), в будущем так быть не должно. Тем более, что речь идет о государстве-агрессоре, хотя в данном случае я пытаюсь избегать подобных определений. При всем при том они остаются партнерами для ОГТСУ.

Лично я считаю, что Оператор ГТС Украины должен развивать взаимовыгодные отношения с Польшей, Венгрией, Словакией, Румынией, Молдовой таким образом, чтобы усилить возможность притока доходов в результате такого сотрудничества.

В ближайшие четыре года ОГТСУ должен найти способ сохранить транзит, увеличить количество новых услуг для международных и украинских клиентов, внедрить новые формы транспортировки и использования природного газа, включающие возможности ГТС. Чтобы при отсутствии физически транзитных потоков газа из России у страны был "план Б".

— Есть шансы, что "план Б" не понадобится?

— В этом контексте очень важна скоординированная работа дипломатических органов Украины, правительства. Мы возлагаем большие ожидания на введение США жестких санкций в отношении РФ, так как на сегодня они наиболее действенны в защите интересов Украины.

Мы отстаиваем свое право и возможность быть основной компанией по транспортировке российского газа в ЕС, как это было изначально задумано при создании ГТС Украины. Украина многие годы финансировала газотранспортную систему, достраивала, содержала (что весьма недешево) ГТС, чтобы обеспечивать бесперебойный транзит российского газа. Теперь россияне передумали — решили транспортировать свой газ в Европу по другому маршруту. В этой ситуации мы имеем полное право заявить и отстаивать свои интересы как компания —основной транзитер российского газа в ЕС. И эту работу необходимо продолжать.

Например, есть десятки других российских производителей газа, не считая возможных производителей в Средней Азии. То, что сегодня их поставки газа с использованием украинской ГТС невозможны, должно быть исследовано основным потенциальным потребителем — ЕС и его антимонопольными органами. Мы будем вести работу в этом направлении, однако тут нужна четкая позиция и поддержка украинского правительства.

— Санкции санкциями, а сами то мы на что способны?

— Мне бы не хотелось, чтобы сложилось впечатление, что все сводится только к санкциям в отношении РФ.

— Разве не так?

— Нет. В любом случае мы должны укреплять сотрудничество с приграничными странами, максимизировать загрузку ГТС. Даже если это загрузка системы на временный ввоз и хранение газа в режиме “таможенного склада”. 2020 год лично мне запомнится тем, что впервые реально в Украине хранили 10 млрд куб м газа! Это большое достижение Украины, доверие партнеров и перспектива…

— Перспектива создания газового хаба в Украине?

— Многолетняя политическая мантра о создании регионального газового хаба в Украине такой и останется в случае отсутствия консолидации усилий Оператора ГТС, Оператора ПХГ, Верховной Рады, правительства, Регулятора, АМКУ. Для этого недостаточно объемного внутреннего рынка газа. Необходимо уникальное выгодное предложение. И Украина его сделала — мощная система ГТС и подземных хранилищ газа.

— В Украине все это было и есть. В чем уникальность?

— Уникальность в синергии украинского предложения, которое приняли наши международные партнеры. Изменился тон разговора об Украине и с представителями Украины на международных конференциях. 2016-2017 гг. и сегодня — совершенно разные вещи. Сегодня с нами говорят, как с партнерами на рынке газа, нам доверяют и не поучают, как прежде, не смотрят свысока.

В 2016 г. от имени Украины, в т. ч. и я как народный депутат, обещали Европейскому Энергетическому Сообществу, Еврокомиссии имплементировать евродирективы, выполнить ряд обязательств. Сегодня я могу уверенно сказать, что мы сделали все для урегулирования ситуации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мы не просто приняли европейские ценности, а, можно сказать, возвели их в ранг собственных и довели до логического окончания. Международные партнеры ожидали этого от нас прежде всего в транспортировке газа. Сегодня этим занимается самостоятельная компания — Оператор ГТС. Не формально, а законодательно и практически!

В отличие от некоторых других стран. Например, Сербии, которая также является договорной стороной Европейского Энергетического Сообщества. Соответственно, обязательства по имплементации требований Третьего энергетического пакета у нас одинаковы. Но к способу отделения транспортировки в этой стране — множество вопросов, прежде всего у Европейского Энергетического Сообщества. Отношение к нам, как к равноправным партнерам, должно сохраниться. И над этим предстоит постоянно и усиленно работать.

— Словакия продолжает играть "свою игру" или есть прогресс?

— Переговоры продолжаются. С одной стороны, словаки прекрасно осознают, насколько их ГТС важна для Украины в транспортировке газа. С другой — Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) начало собственное расследование в связи с обращениями участников рынка газа обеих стран и, разумеется, нашего обращения.

— Вердикт/рекомендации ACER безусловен/обязателен для исполнения операторами ГТС Еврозоны?

— Формально нет. Но если вы работаете на этом рынке, не учитывать его правил и тенденций — создавать проблемы, прежде всего себе.

Мы инициировали переговоры со всеми сопричастными/приграничными странами и их операторами ГТС. Состоялись позитивные переговоры с Польшей и Венгрией. Договариваемся о времени проведения переговоров с румынами. Это непросто в условиях ограничений, связанных с пандемией.

— Оператор ГТС Словакии (Еustreаm) злоупотребляет монопольным положением на рынке транспортировки газа?

— Это не моя формулировка. Я стараюсь избегать оценочных суждений.

-— Вопрос — не оценочное суждение, закон не запрещает называть вещи своими именами в вопросе.

— Мне бы хотелось, чтобы словаки понимали: не всегда сегодняшняя важность дает право, как вы сказали, "злоупотреблять" положением. Через пару лет все может измениться. Именно поэтому необходимо развивать отношения с приграничными государствами.

— Словаки могут отвергнуть предложение ОГТСУ?

— С точки зрения закона словаки вправе отвергнуть наше предложение о сотрудничестве. Но с точки зрения запроса рынка, когда все торговые партнеры говорят, что им выгодны условия, предлагаемые украинской стороной, нужно искать пути сближения. Мы их ищем. Увы, я не уполномочена об этом говорить в деталях.

— Но ищут ли словаки?

— Со словаками очень важно искать и находить варианты сотрудничества. Речь не о конкретных личностях, и даже не об операторах ГТС. Речь о торговых отношениях Словакии и Украины. Надеюсь, словаки это тоже понимают.

Мы должны добиться того, чего достигли с Польшей и Венгрией — подписать соглашение по каждой точке входа в ГТС Украины. И это реально.

Надеюсь, нет ни одного представителя государства, который был бы против. Это точка зрения не только Оператора ГТС, а всего рынка.

— Непростые отношения ОГТСУ с Румынией имеют перспективу?

— В отличие от Словакии, Румыния взяла на себя определенные обязательства (формально и неформально) в меморандумах с ЕС. Это означает, что Румыния обязалась заключить соглашение с Украиной по всем точкам соединения ГТС. Они понимают важность таких обязательств.

Хотя до сих пор транзит газа через одну точку из четырех возможных — все наше сотрудничество. При том, что для Трансбалканского коридора увеличение точек межгосударственного соединения на границе с Румынией, прозрачное распределение мощностей на аукционах — существенно повысят экономическую привлекательность этого маршрута.

Параллельно с этим процессом законодательный орган Румынии принял поправки в закон, согласно которому обязал Оператора ГТС подписать с нами соответствующие соглашения по точкам входа в ГТС Украины. Как и с другими приграничными государствами. В настоящее время румынский Регулятор рассматривает специальные регуляции, которые обязывают Румынию подписать соответствующие документы со всеми приграничными государствами.

Совместные усилия и доказательство взаимовыгодности предложений Украины, на мой взгляд, привели к конструктивным решениям органов власти других стран. Не могу сказать, что это исключительно заслуга ОГТСУ, но однозначно наша позиция была учтена.

— Тернистый путь…

— Когда подписывали Соглашение об Ассоциации с ЕС, вряд ли кто-то предполагал, какие политические и экономические проблемы могут возникнуть как в Украине, так и на международных рынках. К сожалению, Украина пока не научилась отстаивать свои экономические интересы. Но школу "молодого бойца" уже прошла.

— Согласно закону №3176, ОГТСУ может закупать газ для производственно-технологических потерь (ПТП) на бирже. Планируете такие закупки и когда?

— Нюанс в том, что этот закон еще не подписан, т. е. на момент нашего разговора не вступил в силу. Поэтому Оператор ГТС пока закупает газ для ПТП и совершения балансирующих действий согласно требованиям Закона "О государственных закупках".

— Как и прежде, на ProZorro? Хотя практика биржевых торгов свидетельствует, что там газ торгуется дешевле и быстрее.

— Закупки ОГТСУ на ProZorro сейчас самые дешевые на рынке, мы приспособились и могли бы жить так и дальше. Но мы понимаем необходимость развития украинского биржевого рынка газа и свою собственную роль в этом процессе, и поэтому готовы начать его использовать, хотя ликвидности там пока мало.

— Возвращаясь к консолидации усилий и системности в энергетике. Юрий Витренко пока назначен врио министра Минэнерго. Но в январе 2021 г. будет второй "подход к штанге" в ВР. Способен ли Ю. Витренко организовать системную работу энергорынка и собрать не медийных, а реальных экспертов в условный пока координационный центр?

— Моя нынешняя должность не позволяет давать даже предположительных оценок действиям врио Минэнерго. Это было бы некорректно и к ОГТСУ, и к врио министра энергетики. Но как человек, знакомый со всем спектром проблематики энергорынка, отвечу так.

  • Во-первых, важно, чтобы такой координационный центр появился. Я об этом говорила и при предыдущем президенте, министрах, и при нынешнем. Энергетика у нас, как особое поле жизнедеятельности страны, в т. ч. для дипломатии. Ни в одной другой сфере нет такого комплекса проблем, особенно в части природного газа и атомной энергетики. В других секторах энергетики также масса вопросов, но они больше внутриукраинские. В то время как наши ожидания в секторах газа и атомной энергии связаны с реакцией и ожиданиями наших международных партнеров.
  • Во-вторых, появление консолидированной позиции (координационного центра) может быть реализовано вице-премьером, министром энергетики, которые имеют возможность и желание для этого. Юридически полномочий для этого у Кабмина достаточно и сейчас. Проблемы возникают при попытке скоординировать действия министерств. Особенно, когда речь идет о внешней политике.
  • В-третьих, поэтому так важна координация глав Минэнерго и МИД.
  • В-четвертых, если не вице-премьер по проблемам энергетики, то глава Минэнерго должен координировать в первую очередь и внешние энергопроблемы.

    В некоторых странах есть спецпослы по вопросам энергетики. И практика их работы весьма плодотворна.

    — В Украине есть СНБО, Антикризисный центр по проблемам энергетики, возглавляемый премьером. Этого недостаточно?

    — СНБО решает другие задачи, Антикризисный энергоцентр, насколько мне известно, в основном сосредоточен на решении проблем, которые мы сами же создали, — долговых. Это проблемы, но в основном внутренние.

    Могу только посочувствовать человеку, назначенному главой Минэнерго и тем более вице-премьеру по энергетике. Но, надеюсь, что за сонмом внутренних проблем он не забудет о приоритете международных энергетических отношений, прежде всего газовых. Четыре года действия контракта промелькнут очень быстро. И кроме финансовых, Украину могут ожидать технические проблемы.

    — Технических проблем — уже достаточно…

    — Однозначно ОГТСУ будет активно привлекать министра или временно исполняющего его обязанности, вице-премьера, если он будет назначен.

    Очень важно, чтобы средства на программы ремонтов и модернизации газопроводов и компрессорных станций, согласно десятилетнему Плану развития ГТС, были направлены вовремя и в полном объеме. Для этого в первую очередь нужно гарантировать финансовую стабильность ОГТСУ — решить проблему накопления задолженностей облгазов за негативные небалансы. К завершению контракта 2024 г. мы должны успеть подготовить украинскую ГТС к разным сценариям, в т. ч. и к сценарию "нулевого транзита" — фокусировка на более эффективное взаимодействие со всеми соседними странами-операторами ГТС, обеспечение нужд внутренних потребителей и развитие восточно-европейского газового хаба в Украине.

    Кто бы ни был назначен, мы будем работать над реализацией этих целей. Если будет назначен вице-премьером-министром энергетики Юрий Витренко, нам будет легче найти с ним общий язык. Он несколько лет занимался проблемами газотранспортной отрасли, знает и понимает их. Упускать время для нас непозволительно — для Оператора ГТС это вопрос выживания.

    ***

    Основные показатели работы Оператора ГТС Украины в 2020 г.

    В 2020 г. транзит газа Оператора ГТС Украины в Европу составил 55.8 млрд куб м (на 38% меньше по сравнению с 2019 г.). Объемы транспортировки газа из Европы в Украину за аналогичный период составили 15.9 млрд куб м (на 12% больше по сравнению с 2019 г.).

    Ключевыми факторами снижения объемов транзита в Европу стали запуск новых газопроводов в обход Украины, а также уменьшение спроса на голубое топливо в ЕС и значительные запасы газа в европейских ПХГ.

    Транзит газа из Украины в Европу в 2020 г., млрд куб м

    Польша Словакия Венгрия Румыния Молдова
    3.8 38.5 9.6 0.9 3

    Транспортировка газа из Европы в Украину в 2020 г.

    Словакия Венгрия Польша
    10.2 4.2 1.5

    Всего за период с января по декабрь 2020 г. транспортировку газа из ЕС в Украину заказывали 82 трейдера, из них 52 украинские компании и 30 иностранных.

    Оператор ГТС Украины по итогам 11 мес. 2020 г. работы с момента приобретения статуса лицензированного оператора ГТС (с 1 января 2020 г.) получил доход от транспортировки природного газа в размере 48.6 млрд грн. В целом по результатам 2020 г. Оператор ожидает получить 53 млрд грн (без НДС) дохода от транспортировки природного газа.

    Налоговые отчисления компании в бюджеты всех уровней по состоянию на декабрь 2020 г. составили 12.5 млрд грн. Ожидается, что по итогам 2020 г. (с учетом начисления и оплаты налога на прибыль за IV кв. 2020 г.) ОГТСУ отчислит более 14 млрд грн в государственный и местные бюджеты, и таким образом, войдет в десятку крупнейших налогоплательщиков в Украине.

    ***

    Досье "ЭнергоБизнеса"

    Ольга БЕЛЬКОВА — директор по вопросам взаимодействия с государственными регуляторными органами и международными организациями ООО "Оператор ГТС Украины"

    Образование: Черкасский государственный технический университет (1997 г.), экономист; Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (2001 г.), юрист; Harvard Kennedy School of Government (2011 г.), магистр государственного управления.

    Карьера: заместитель директора международной программы Junior Achievement International в Украине; директор по финансовым и административным вопросам в компании Land O'Lakes (маркетинговый проект в области сельского хозяйства, спонсируемый USAID в Украине); директор по международным проектам управленческой команды Фонда Виктора Пинчука; управляющий бизнес-партнер акселератора EastLabs.co.

    С декабря 2012 г. по июнь 2020 г. — депутат Верховной Рады. В 2012-2014 гг. — член фракции "УДАР В. Кличко"; в 2014-2019 гг. — заместитель председателя Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, член фракции Блока Петра Порошенко; в 2019-2020 гг. — член фракции партии "Батькивщина", член Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики; с 24.06.20 г. — директор по вопросам взаимодействия с государственными регуляторными органами и международными организациями ООО "Оператор ГТС Украины".

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt