Маргарита КОРОТКОВА: "Развивая людей, развиваем всю нефтегазовую отрасль Украины"

"Нафтогаз" системно инвестирует в развитие персонала по всем направлениям своей деятельности

АО "Укргаздобыча" (Группа "Нафтогаз") в процессе трансформации фокусируется на стратегических проектах: Черноморский шельф, Карпатский регион, газ плотных пород, доразведка разрабатываемых месторождений и исследовании новых, потенциально перспективных участков. Без высококвалифицированного персонала все эти проекты обречены. Группа "Нафтогаз" системно инвестирует в развитие персонала по всем направлениям своей деятельности. В частности, "Укргаздобыча" организовала собственную "Школу бурения". Об идее ее создания и результатах работы в интервью "ЭнергоБизнесу" рассказала директор по управлению персоналом и социальной политике Группы "Нафтогаз" Маргарита КОРОТКОВА.

Алла ЕРЕМЕНКО

— Расскажите, пожалуйста, когда стартовал проект "Школа бурения"? Будет ли он продолжен?

— 2018 г. стал годом основания нашего корпоративного образовательного проекта "Школа бурения". Мы убеждены, что, развивая наших людей, мы развиваем всю нефтегазовую отрасль страны. Первый тренинг в рамках проекта состоялся в декабре 2018 г. на базе учебно-курсового комбината ГПУ "Шебелинкагаздобыча". Последний тренинг этого курса прошел по сертификации IWCF в июле 2020 г.

На этом мы не останавливаемся. Следующим этапом развития программы является подготовка теперь уже внутренних тренеров для дальнейшей передачи как исторически накопленных, так и вновь полученных знаний. Изначально мы планировали оцифровку курса настолько, насколько это возможно, перевод как минимум теоретической части в формат дистанционного обучения. Именно такие методы помогут оптимизировать затраты и увеличить количество специалистов, которые смогут получить необходимые знания и навыки.

— Кто финансировал проект? Сколько средств в этот проект вложил "Нафтогаз Украины"? Ведь вы провозгласили, что "Школа бурения" является одной из крупнейших инвестиций в обучение в добывающей отрасли Украины ("Укргаздобыче").

— "Школа бурения" стала одной из крупнейших инвестиций в обучение персонала в газодобывающей отрасли Украины. Договоры были заключены с основным заказчиком АО "Укргаздобыча". В качестве генерального партнера мы привели в Украину самый крупный тренинговый центр нефтегазовой отрасли NЕхT, подразделение группы Schlumberger. В среднем непосредственно тренинговые услуги обошлись примерно в несколько тысяч долларов США за человека.

— Кто преподает в "Школе бурения"?

— Одна из ключевых целей проекта "Школа бурения" — это обеспечить компанию персоналом, умеющим квалифицированно работать на приобретенном оборудовании, используя современные технологии. К этой цели мы шли через полученные знания и опыт от преподавателей и тренеров компании NExT.

NЕхT — одна из самых крупных тренинговых компаний в нефтегазовой отрасли во всем мире. В этом центре работает более 3000 инструкторов, выпускниками их программ являются более 70 000 экспертов в направлении разведки и добычи нефти и газа.

До нашего сотрудничества компания не работала на украинском рынке. Он был для них не интересен. После длительных и упорных переговоров, Оксана Редюк — лидер данного проекта — все-таки добилась прихода этого провайдера на наш рынок и с весьма привлекательной ценой.

— В каких компаниях за рубежом сотрудники проходили обучение? На каких условиях? На каком оборудовании? Сколько в Украине, а сколько за рубежом?

— Корпоративный формат тренингов предполагал специально разработанные программы для проработки компетенций под наш запрос.

Для достижения максимального соотношения цена-качество лекции проводились зарубежными лекторами на территории Украины, что также позволило удешевить логистику и снизить стоимость проекта в целом.

Отработка необходимых навыков проходила в лабораториях или на тренажерах на базе крупнейших международных нефтесервисных компаний и на заводах ведущих производителей нефтегазового оборудования компаний — партнеров Schlumberger, а также у производителей бурового оборудования (HongHua, Bentec) во Франции, Китае, Германии, ОАЭ, Великобритания.

30% студентов "Школы бурения" имели возможность отработать полученные знания на практике за границей.

— Представители каких профессий имели/имеют возможность повышать квалификацию в "Школе бурения"?

— Бурение — это достаточно сложная совокупность технологических процессов. Поэтому был сделан акцент на комплексный подход в обучении и охвачено 14 профессий, так или иначе задействованных в производственном процессе.

Основные этапы бурения:

  • разрушение горных пород;
  • очистка скважины от частиц выбуренной горной породы (шлама);
  • крепление скважины — фиксация обсадных колонн и цементирование;
  • смена породоразрушающего инструмента (долота);
  • управление рисками и предупреждение осложнений/аварий.

    Соответственно программа была рассчитана на специалистов, задействованных во всех этих процессах — буровая бригада (бурильщики, буровые мастера и начальники буровой, инженеры по бурению) и супервайзеры по бурению, а также на других профильных специалистов, отвечающих за определенные технологии бурения - это лаборанты и инженеры по цементированию, инженеры по проектированию скважин, мастера и инженеры наклонно-направленного бурения, инженеры буровых растворов, и все они получили именно те модули программы, которые им нужны для работы по специальности.

    — Предусмотрена ли и какая специфика приобретения навыков буровых работ на шельфе Черного моря (в частности, глубоководное бурение), в регионе Карпат (сверхглубокое бурение, наклонно-направленное бурение и т.п.), при добыче газа плотных пород, доразведке разрабатываемых месторождений углеводородов, а также при исследовании новых потенциально привлекательных участков на суше?

    — Все эти проекты имеют для нас стратегическое значение. Потому в обучение мы включили модули для проработки необходимых компетенций для успешной их реализации.

    — Что представляют собой программные модули?

    — Всего было разработано и реализовано 15 модулей, включающих в себя лекции, проработки конкретных кейсов, выполнение практических заданий на оборудовании/тренажерах. Например, в лаборатории, которая обслуживает реальные буровые во Франции, наши инженеры буровых растворов под наблюдением инструкторов и лаборантов делали раствор для цементирования скважины. Для проработки этого практического занятия под лабораторию подрядчик специально мобилизовал реальный флот для цементирования.

    — Вы говорили о том, что продолжительность практического тренинга для одного студента составила 40 часов. Этого достаточно для освоения навыков работы с новым оборудованием и технологиями?

    — 40 часов — это средняя продолжительность только одного модуля программы. Например, мастер по бурению или начальник буровой должны пройти такие модули: "Буровое дело", "Буровой проект и управление рисками", "Геомеханика", "Оптимизация бурения". И получить сертификацию IWCF (Международный форум по управлению скважинами) и других.

    — На основании каких критериев отбирали сотрудников, которые прошли тренинги в "Школе бурения"?

    — Один из основных критериев для прохождения тренингов в "Школе бурения", помимо профильного базового образования и опыта, — это открытость к новым знаниям и желание учиться. Сотрудники, обладающие такими качествами, смогут успешно усвоить новые навыки и использовать приобретенные знания в работе.

    Кроме того, мы учитывали заинтересованность сотрудников продолжать свой трудовой путь в Компании — сохранение знаний и опыта немаловажная задача. Как прагматичный работодатель, мы рассчитываем вернуть инвестиции в обучение персонала.

    Мотивация также стала немаловажным фактором, который исследовался при отборе — обмен опытом с профессионалами международного уровня, доступ к знаниям ведущих мировых компаний о новейших технологиях и разработках — это факторы, которые движут нашими людьми.

    Также делался срез показателей результативности работы сотрудников, задействованных во всем процессе бурения. На основании этих результатов представители HR-подразделений проводили собеседования и формировали группы для прохождения обучения. Всего было отобрано и обучено 330 человек.

    — Учеба в "Школе бурения" отразилась на карьере и заработной плате участников тренингов? Кроме интересов добывающих подразделений компании?

    — Главная цель проекта — сделать прорыв в повышении квалификации персонала до такого уровня, когда используются не только навыки работы на новом оборудовании, но и полностью меняется философия бурения с "советской" на современную и высокотехнологичную.

    Для достижения этого мы определили для себя основные задачи: научить технический персонал мировым практикам бурения скважин, сформировать качественные процессы управления процессами бурения, обеспечить высокое качество управленческих решений. И нам это удалось.

    Лучшие из лучших сотрудников, которые прошли тренинги в "Школе бурения", уже получили повышение. Несколько примеров карьерных кейсов: главный технолог БУ "Укрбургаз" теперь работает главным инженером в этом управлении, ведущий инженер отдела по технологии бурения Хрестищенского ВБР БУ "Укрбургаз" возглавил отдел по технологии бурения БУ "Укрбургаз", начальник отдела по технологии бурения БУ "Укрбургаз" стал главным технологом БУ "Укрбургаз".

    Повышение производительности и безопасности, уменьшение затрат при бурении скважин стали возможными благодаря тому, что участники тренингов не только прослушали лекции, но получили и уже применили знания, а также реальные инструменты для эффективности ежедневной работы.

    Выпускники "Школы бурения" уже получили бонусы (денежные премии) за повышение показателей операционной деятельности компании — увеличение коммерческой скорости бурения, досрочный ввод пробуренной скважины.

    — Вы заявили, что "в результате нам удалось приблизить показатели бурения к международным стандартам". А именно?

    — Нам удалось достичь лучших результатов по таким основным бизнес-показателям:

  • коммерческая скорость бурения увеличилась на 57%,
  • потери времени на аварийный простой (который в международной практике составляет около 8%) к началу работы "Школы бурения" превышал 20%, сейчас — менее 10%.
    Досье "ЭнергоБизнеса"

    Маргарита КОРОТКОВА, директор по управлению персоналом и социальной политике Группы "Нафтогаз".

    Родилась в Киеве.

    Образование: Киевский Национальный университет имени Т. Шевченко, механико-математический факультет (1993-1998); курс HR менеджмента канадского колледжа Гранта МакЮена (2001-2002); курс финансов под руководством профессора М. Колисныка, Киево-Могилянская бизнес-школа (KMBS, 2004); степень МБА Kyiv School of Economics (KSE, 2018); тренинги и среднесрочные программы по направлениям менеджмент, коммуникации, проектное управление, финансы.

    Карьера: 2002 г. — Kvazar-Micro Corp, HR Director; с июля 2006 г. — Atoll-holding, HR Director; 2008-2010 гг. — FIM Group of Companies, Executive director; 2010-2012 гг. — Rusagro Invest, HR Director; с мая 2012 г. — Рубежанский картонно-тарный комбинат; с декабря 2012 г. — Geo Alliance Group, HR Director; c января 2014 г. HR директор в "Milkiland NV"; 2016-2018 гг. — директор по управлению персоналом АО "Укргазвидобування"; с октября 2017 г. — директор по управлению персоналом и социальной политике Группы "Нафтогаз".

    Семья: Замужем, сын.

    Хобби: Путешествия, музыка, искусство, дайвинг.

    Награды: Лауреат рейтинга "ТОП 50 HR-директоров в Украине", 2013; Лауреат рейтинга "ТОП 20 HR-лидеров 2017", первое место среди государственных компаний; Лауреат рейтинга "TОП 20 HR-директоров в Украине", 2020 (журнал "Бизнес").

  • Следующая новость

    Сектор газа
    Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt