Сектор газа

Вмешательство государства в регулирование цены на газ для бытовых потребителей ставит вопрос о судьбе рынка по-украински

На момент подготовки статьи, к сожалению, нет окончательного текста постановления Кабинета Министров, но факт установления граничной регулируемой цены на газ сам по себе говорит, скорее, о перераспределении денежных потоков, а снижение цены для бытовых потребителях — это побочный эффект. Исходя из этого и попробуем разобраться в происходящем процессе.

Олег БАКУЛИН, юрист

Из истории вопроса

Как наследие советского прошлого в независимой Украине бытовым потребителям газ традиционно поставляли обл/горгазы, которые объединяли в себе поставщиков и распределителей газа.

Газ они покупали у НАК "Нафтогаз Украины", а тот — у газодобывающих компаний с государственной частью в уставных капиталах. Навстречу газу двигался денежный поток, распределяясь в разных долях по всем участникам цепочки.

Присоединением в 2010 г. к Договору о создании Энергетического Сообщества и принятием Закона "Об основах функционирования рынка природного газа" начался процесс приобщения украинских потребителей к европейским газовым ценностям.

Если говорить коротко, то эти ценности особенно не отличались от наших и заключались в простом девизе "Потребитель всегда прав, потому что платит за все!". Но в европейском исполнении имелось небольшое усовершенствование: поскольку львиная доля в счете потребителя составляет стоимость газа как товара, чтобы потребитель мог платить меньше, европейцы предусмотрели ему право менять поставщиков, заставляя их конкурировать между собой за деньги потребителей. А для обеспечения такой конкуренции обязали отделить поставку от распределения газа, дабы избежать предоставления последних преимуществ своим поставщикам.

В принятом в 2010 г. Законе "Об основах функционирования рынка природного газа" установили переходный период для отделения поставки от распределения газа и предусмотрели, что с 1 января 2015 г. бытовые потребители становятся квалифицированными потребителями, что дает им право на свободный выбор поставщика газа.

О возможности сменить поставщика бытовые потребители в большинстве своем не знали, а остальные, которым по статусу надлежало об этом помнить, забыли. Но были такие, кто знал об этом: нашлась тройка бытовых потребителей, которые в силу наступившей у них квалификации, в июле 2015 г. заключили договоры с независимым поставщиком о покупке газа по низкой цене.

Как оказалось, это внесло диссонанс в привычный порядок вещей, ведь маленький копеечный ручеек мог превратиться в полноводную реку. Что тут началось! Жизнь у этих бытовых потребителей заиграла новыми красками.

Суровые работники оператора ГРС (горгаза) настойчиво стучали в двери квартир, требуя прекратить потребление газа без оплаты их родному поставщику. Оператор ГТС не знал, как оформлять транспортировку такого газа. НАК "Нафтогаз Украины" отказывалась продавать поставщику свой газ.

Уполномоченные органы и должностные лица в ответ на обращения потребителей делали вид, что не понимают сути вопроса и кивали на НКРЭКУ. НКРЭКУ на жалобы отвечала отписками. Антимонопольный комитет до сих пор обращения тех потребителей рассматривает. Казалось бы тупик.

На помощь пришел Секретариат Энергетического Сообщества, как оказалось не случайно упоминаемый в новом Законе "О рынке природного газа" аж 42 раза. Отправленная в его адрес жалоба, искренне надеюсь, сыграла свою роль.

И осенью 2017 г. как-то неожиданно все заработало в соответствии с законом, и изрядно потрепанная троица вздохнула свободно в наступившем исключительно для них рынке газа.

Остальным бытовым потребителям с 2015 г., после отделения поставки от распределения, газ начали поставлять поставщики со специальными обязанностями ("дочки" распределительных компаний (обл/горгазов), отобранные постановлениями Кабинета Министров в общественных, казалось бы , интересах.

Хотя в 2015 г. вступил в силу новый Закон "О рынке природного газа", сохраняя добрую старую традицию этим поставщикам газ продавал НАК "Нафтогаз Украины", покупавший его у АО "Укргаздобыча", приобщая бытовых потребителей к европейским ценностям через "хабовую" цену для него. Ну, а денежный поток двигался в привычном направлении, распределяясь между знакомыми всем лицами.

Так продолжалось до 1 августа 2020 г., пока не засветил очередной структурный маяк о необходимости выполнять международные обязательства. И специальные обязанности на рынке газа отменили, объявив о прекращении неполноценного рынка газа для бытовых потребителей, и благословив их на подвиг, заявили: "Вы свободны, дорогие наши сограждане, от многолетнего ярма поставщиков, связанных с монополистами. Идите, выбирайте себе поставщиков с их свободными ценами".

При этом как-то стыдливо умолчали, что специальными обязанностями на рынке газа также были обязанности НАК "Нафтогаз Украины" продавать поставщикам газ, купленный у АО "Укргаздобыча" по регулируемой цене. А в свободном рынке никто никому газ продавать не обязан.

Пожалуй, стоит привести цифры из отчета НКРЭКУ за 2019 г., за отсутствием пока официальных результатов за 2020 г. Импорт газа — 11.55 млрд куб м, внутренняя добыча — 19.75 млрд куб м, из них АО "Укргаздобыча" — 13.6 млрд куб м. Потребление газа бытовыми потребителями — 8.33 млрд куб м.

Более чем понятно, что тот, кто имеет доступ к дешевому газу АО "Укргаздобыча", способен удовлетворить потребности всех бытовых потребителей Украины. Надеюсь не нужно напоминать, кто управляет государственным пакетом акций этой добывающей компании. Правильно, НАК "Нафтогаз Украины".

И там особенно не скрывали, что газа АО "Укргаздобыча" поставщикам, с которыми традиционно были заключены договоры бытовыми потребителями, не видать, как своих ушей.

А лишив таких поставщиков дешевого ресурса газа, оставалось воплотить в жизнь свою розовую мечту — получить доступ к бытовым потребителям. Многолетняя борьба за базы абонентов результатов не дала. За них "эти нехорошие"поставщикидержались зубами", не помогло и постановление Кабинета Министров, которое обязывало передать данные о бытовых потребителях в Министерство финансов, а взамен получить справку, что податель сего имеет право поставлять газ населению.

Пришлось, как нормальным героям, идти в обход. На помощь пришла НКРЭКУ с очередными усовершенствованиями своих регуляторных актов, как помпезно было объявлено "во имя и во благо потребителя".

Первое. Упростили процедуру смены бытовыми потребителями поставщика постановлением от 10.06.20 г. №1080. Аргументы, что такая процедура в соответствии со статьей 14 Закона "О рынке природного газа" невозможна при наличии долга перед действующим поставщиком, утонули в сладких речах радетелей за права потребителей.

Только радетели как-то совсем забыли, что о проблеме при смене поставщика было известно НКРЭКУ с 2015 г. Достаточно было удосужиться хотя бы один раз за пять лет провести внеплановую проверку и показательно наказать нарушителей в назидание остальным, отбивши охоту заниматься подобными "шалостями".

Второе. Постановлением от 23.09.20 г. №1752 ввели принудительную регистрация бытовых потребителей в реестре поставщика "последней надежды". Цель благородная — не оставить потребителей без газа в случае неприятностей или пропажи действующего поставщика. И хотя на протяжении последних пяти лет поставщик "последней надежды" ни одной поставки газа не сделал, возникло стойкое ощущение надвигающегося события, когда он очень понадобится.

1 октября 2020 г., как раз в день вступления в силу постановления НКРКЭУ №1752, такое событие произошло — без поставщика остались бытовые потребители Донецкой области. А далее — Херсонской, Мелитополя, Кременчуга, Гадяча.

Как не удивиться такой прозорливости — и день, и месяц, и год предусмотрели.

Третье. Постановлением от 10.06.20 г. №1080 продлили срок поставки поставщиком "последней надежды" до более 60 дней. Весьма спорное положение с точки зрения закона, продиктованное тем, что бытовые потребители просто не успевали или не хотели найти другого поставщика. А некоторые вообще не знали, что у них такой новомодный поставщик — "последней надежды".

Одновременно развернулась рекламная кампания, по силе и мощи соизмеримая с кампанией о прилете на землю инопланетян. Признаюсь, чтобы доказать свою лояльность государственной власти, сам чуть не побежал в ООО "ГК "Нафтогаз Украины" заключать договор. Остановило только то, что при детальной проверке этот поставщик оказался частным, а не государственным.

После совершения всех этих телодвижений, при наличии монопольного доступа к дешевому ресурсу АО "Укргаздобыча", казалось, что бытовые потребители как переспевшие яблоки сами упадут в руки родственной компании НАК "Нафтогаз Украины".

Но вмешались объективная реальность и немного человеческий фактор. Ларчик открывается просто: как не упрощай для бытового потребителя процедуру смены поставщика, заключение договора с новым поставщиком требует обработки и проверки таким поставщиком полученных документов, даже если они отправлены через мобильное дополнение банка или с цифровой подписью электронной почтой. Нужно вручную внести данные каждого потребителя в информационную платформу оператора ГТС. А это все время и люди, много людей.

Объявленный приз, кажется, стотысячному потребителю, только подтвердил гипотезу, что с такими темпами всех не охватишь, миллиардный ресурс газа не продашь и денежный поток не оседлаешь. Или, как иногда говорят, полученные средства не освоишь.

Если верить озвученной информации компетентными источниками, в результате ООО "ГК "Нафтогаз Украины" охватило только три процента бытовых потребителей.

И получилось то, что получилось: дешевый газ есть, желание его продать хоть отбавляй, а продавать некому. Денежный поток обмелел, с тремя процентами рай на земле не построишь. И почему-то никто не отменил расхожую истину, что жадность порождает бедность.

А в это время бывшие поставщики со специальными обязанностями, оставшись без дешевого ресурса газа АО "Укргаздобыча", стали покупать импортный газ, либо добытый частными добывающими компаниями. Также поступили поставщики, которые начали поставку бытовым потребителям, поверившим в пришедший, казалось, навсегда рынок газа.

Как всегда, неожиданно импортный газ начал дорожать, о чем уже знает, наверное, каждый школьник. Это повлекло поднятие цены газа внутренней частной добычи. И, безусловно, такое подорожание на оптовом рынке подняло конечную розничную цену газа для бытовых потребителей.

А для потребителя, и его понять не сложно, самое главное — сколько он заплатит за газ из собственного кошелька. И ему абсолютно неважно, что, к примеру, один поставщик покупает газ по 8000 грн и продает по 9 000 грн, а другой монопольно покупает по 4000 грн и продает по 6990 грн. И для бытового потребителя все равно, кто из них больше обогащается — первый или второй, лишь бы платить меньше.

А вот что это за новый вид конкуренции и похоже ли это вообще на конкуренцию, стоит уточнить у идейных вдохновителей такого оскала рынка газа для бытовых потребителей.

Всю несуразность возникшей ситуации с регулированием цены на газ лучше всего отображает заявление того же ООО "ГК "Нафтогаз Украины", отказывающегося от своей формулы цены с учетом цены хаба и согласного продавать газ как поставщик "последней надежды" по 6990 грн за 1 тыс куб м. Хаб получается уже не нужен? В этом никто и не сомневался.

Чего нам теперь ждать

Не один вменяемый поставщик не будет покупать газ по 7 000-10 000 грн и продавать его себе в убыток по 6990 грн. Это противоречит самой сути хозяйственной деятельности. Поэтому, либо поставщики будут продавать выше граничной цены, что чревато серьезными последствиями со стороны государственных органов, либо уйдут и никогда не вернутся.

Останутся только те, которые найдут более дешевый ресурс, может быть сами знаете у кого? И еще — поставщик "последней надежды", к которому в силу приведенных выше положений постановлений НКРЭКУ, даже письменные договоры заключать не придется — бытовых потребителей принудительно закрепят за ним в информационной платформе оператора ГТС и он будет считаться их поставщиком.

Нерешенным остается пока технический вопрос с приобретением ООО "ГК "Нафтогаз Украины" станка для печати платежных квитанций. Но для разворота денежного потока в свою сторону можно на такой пустяк и потратиться. Или уже потратились?

А что с потребителями? Ну если "убивать рынок" и лишать бытовых потребителей права выбирать поставщиков, цена газа должна быть где-то 5000 грн за тыс куб м.

В заключении напомню адептам рынка газа, к которым тоже принадлежу, наверное, нужно честно сказать бытовым потребителям, что в рыночных условиях газ для них всегда будет дороже, чем для других, промышленных потребителей, поскольку в рознице товар всегда дороже в силу больших затрат на его поставку.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt