Интегральные сложности

Проблемы функционирования рынка электроэнергии могут помешать интеграции с ENTSO-E

Объединение ОЭС Украины с сетью европейских системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E) запланировано на 2023 г. Оно крайне необходимо, так как решает сразу несколько стратегических задач.

Виталий КОРНИЕНКО

За счет приведения характеристик украинской энергосистемы в соответствие со стандартами ENTSO-E повышается ее надежность и стабильность. Исключается зависимость украинской ОЭС от Российской и Беларусской энергосистем (с которой мы синхронизированы сейчас), что должно несомненно усилить энергетическую безопасность страны.

Также синхронизация с ENTSO-E открывает широкие возможности для прихода в Украину европейских трейдеров и поставщиков электрической энергии, а также возможность для украинских генерирующих компаний полноценно выйти на европейский рынок. При этом на пути интеграции постоянно возникают различные помехи — правовые, регуляторные, технические, которые в лучшем случае могут отодвинуть процесс объединения на полгода (по заявлениям руководства системного оператора), а в худшем — на неопределенный срок, пока не будут решены внутренние проблемы с энергоблоками ТЭС и АЭС.

Новый поворот

10 февраля состоялась пресс-конференция энергохолдинга ДТЭК, на которой генеральный директор компании Максим Тимченко заявил, что текущие проблемы рынка электрической энергии (по его словам, это недофинансирование угольной генерации, низкие ценовые ограничения на рынке, регулярные вмешательства регулятора в работу рынка) ставят под угрозу запланированное время синхронизации с ENTSO-E, особенно если они будут повторяться в следующем году.

"Могу с полной уверенностью сказать, что если будет такая финансовая ситуация, как сейчас, если будет такая ситуация с правилами рынка, как у нас сейчас, и неработающее регулирование, если такая ситуация будет с техническим состоянием нашего оборудования — никто такую "головную боль" в Европе не ждет. Ни на техническом, ни на политическом уровне", — сказал М. Тимченко.

При этом, отвечая на вопрос, будут ли применены к украинским компаниям какие-либо санкции в случае срыва синхронизации, гендиректор ДТЭК недвусмысленно дал понять, что потеряет от этого только наша страна. "С учетом того, что мы синхронизацию переносим уже бесконечное количество раз, каких-то серьезных санкций не будет, кроме того, что в очередной раз подумают, что "это страна, которая дает обещания, но их потом не выполняет". Тут санкции не прямые, а с точки зрения придут ли инвесторы в эту страну, где последовательно не исполняют свои обязательства", — добавил М. Тимченко.

При этом, по его словам, в случае стабилизации ситуации в энергорынке, восстановления инвестиционного климата и последующей интеграции с ENTSO-E, из уст политиков исчезнут тезисы о монополии генерирующих компаний. "Все вопросы про монополию генерирующих компаний исчезнут, как только мы присоединимся, потому что это будет совершенно другой размер рынка".

Также буквально недавно (8 февраля) председатель правления НЭК "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий, выступая в одной из телепередач, аргументированно объяснил, почему Украине необходима интеграция в ENTSO-E, и что для этого осталось сделать. Он также заметил, что со стороны Украины почти все шаги выполнены, осталось лишь получить результаты по работе энергоблоков ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС и построить общую математическую модель синхронной работы украинской и европейской энергосистем. При этом В. Кудрицкий подчеркнул важность принятия парламентом законопроекта о сертификации "Укрэнерго" как решающего фактора присоединения, который сейчас находится в руках народных депутатов.

Попытка не пытка

И прежде чем решать нюансы с проблемами на рынке электрической энергии и состоянием энергоблоков, отечественный оператор системы передачи должен пройти процесс сертификации. Однако системный оператор "Укрэнерго" столкнулся с проблемой невозможности сертифицироваться для интеграции в ENTSO-E (как того требует "Третий энергопакет ЕС") в связи с коллизией украинского законодательства.

Именно в законе о рынке электрической энергии говорится, что оператор системы передачи должен быть исключительно владельцем системы передачи, то есть физических объектов энергосистемы.

При этом в законе Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества" говорится, что приватизации не подлежит: "имущество, которое обеспечивает целостность объединенной энергетической системы Украины и диспетчерское (оперативное) управление, магистральные и межгосударственные электрические сети". То есть данное имущество не может быть передано во владение даже государственного ОСП.

Еще в октябре 2020 г. член правления "Укрэнерго" Максим Юрков, который также курирует работу юридического подразделения компании, сообщал про эту проблему.

"Здесь у нас программный сбой, потому что статья 32 Закона "О рынке электроэнергии" предусматривает, что системный оператор должен быть собственником системы передачи - линий, станций, диспетчерских пунктов. А закон о приватизации это запрещает, он гласит — запрещено приватизировать, а соответственно и передавать в уставный капитал все, что обеспечивает работу ОЭС Украины", — сказал М. Юрков.

Поэтому для урегулирования этого вопроса еще 30 апреля 2020 г. был зарегистрирован и подан в Парламент законопроект №3364 "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно урегулирования кризиса неплатежей на рынке электрической энергии и вопросов сертификации оператора системы передачи)". Законопроект предлагал решить две основные задачи: первая — внести правки в текущее законодательство для возможности сертификации "Укрэнерго" по модели ISO (independent system operator), вторая — разделить деньги, которые "Укрэнерго" собрало с аукционов за доступ к межгосударственному сечению между НАЭК "Энергоатом" и ГП "Гарантированный покупатель" для погашения долгов перед ними.

Но 3 сентября 2020 г. депутаты не поддержали данный законопроект в первом чтении ("за" проголосовало 217 депутатов при необходимых 226), отправив его на доработку. При этом деньги "Укрэнерго" с аукционов за доступ к межгосударственному сечению разделили и без этого законопроекта, приняв до этого так называемый законопроект про реструктуризацию "зеленого" тарифа (Закон №810-IX).

В то же время М. Юрков в октябре констатировал, что если системный оператор не сертифицируется, то компанию не пустят в "закрытый клуб" европейских ОСП. И тогда "Укрэнерго" не сможет получить даже статус наблюдателя. "Поэтому надеюсь, что в ближайшее время закон примут. Ибо до сих пор, несмотря на декларации власти о важности интеграции в ENTSO-E, законы не принимаются", — констатировал М. Юрков.

Повторение — мать учения

Но уже с начала новой парламентской сессии, 27 января 2021 г., глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ, депутат Андрей Герус повторно зарегистрировал и внес "доработанный" законопроект №3364-1д на голосование в профильный комитет для его дальнейшего повторного голосования в парламенте в первом чтении. Комитет большинством голосов поддержал его в данном вопросе, ведь коммерческой выгоды он никому не приносит, а поэтому дебаты были бы неуместны.

В проекте закона отмечается, что согласно заключению Секретариата Энергетического Сообщества №1/20, "Укрэнерго", учитывая специфику украинского законодательства, не может быть сертифицировано по модели отделения собственности OU (ownership unbundling предполагает, что независимость системного оператора обеспечивается за счет того, что система передачи, частности магистральные сети, находится в его собственности).

Однако "Укрэнерго" может быть сертифицировано по модели ISO, которая предусматривает, что оператор системы передачи пользуется имуществом, которое обеспечивает целостность объединенной энергетической системы Украины и диспетчерское (оперативное) управление, а магистральные и межгосударственные электрические сети при этом остаются в собственности государства. Законопроект также вносит изменения в Хозяйственный кодекс, которые позволят "Укрэнерго" управлять ОЭС на праве хозяйственного ведения.

Что нам стоит ...

Директор Секретариата Энергетического Сообщества Янез Копач в начале ноября 2020 г., презентуя ежегодный отчет организации, отмечал, что принятие закона о сертификации — первоочередная мера для дальнейшей интеграции в Европу.

"Синхронизация с ENTSO-E — сложный технологический процесс, который требует выполнения многих условий Каталога мер (часть Соглашения "Об условиях будущего объединения украинской и европейской энергосистем"). Однако первым условием для любого дальнейшего обсуждения синхронизации сегодня все-таки есть сертификация НЭК "Укрэнерго" в качестве независимого оператора системы передачи электрической энергии. Поэтому решение этого вопроса со стороны Верховной Рады должно состояться как можно раньше", — отметил тогда Я. Копач.

При этом, по словам экс-руководителя "Укрэнерго" Всеволода Ковальчука, при котором как раз и начался активный процесс сертификации, правительство сознательно срывало сертификацию компании. Ведь была предусмотрена в законодательстве возможность сертификации исключительно согласно модели ownership unbundling, которая предусматривает передачу магистральной сети в собственность оператору, и которую позднее отклонило Энергетическое Сообщество, однако не передали сети и не изменили законодательство, чтобы применить модель independent system operator (ISO), что позволяет "Укрэнерго" управлять сетями и быть сертифицированным. Стоит напомнить, что именно В. Ковальчук 28 июня 2017 г. в Брюсселе во время Ассамблеи ENTSO-E подписал "Соглашение об условиях будущего объединения энергосистемы Украины и Молдовы с энергосистемой континентальной Европы". Уже 7 июля оно вступило в силу, а в ноябре 2017 г. "Укрэнерго" утвердило план мероприятий по синхронизации ОЭС с энергообъединением стран ЕС до 2023 г. После чего, в декабре 2018 г., план мероприятий был утвержден правительством Украины.

В результате, имеем вторую попытку принятия закона по сертификации "Укрэнерго", как необходимого фундамента для дальнейших действий по интеграции. Эта проблема пока остается закрепленной за народными избранниками. Для решения проблем, связанных с кризисом на энергорынке и в энергосистеме, до 2023 г. остается менее двух лет.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2021. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt