+38 (044) 425-55-56

Александр ОЛЕКСЕНКО: "Системным бездействием КМУ загнал нас в угол"

Александр ОЛЕКСЕНКО: "Системным бездействием КМУ загнал нас в угол"

№20 (1213) от 18.05.202118.05.2021 00:00

Правительство должно проявить политическую волю для разрешения долговой проблемы

"Предприятия теплокоммунальной энергетики закупили газ на май благодаря лояльности банков-партнеров и компромиссу с "Нафтогазом", но остаются у него на коротком поводке многомиллиардных долгов", — считает глава "Полтаватеплоэнерго" Александр ОЛЕКСЕНКО.

20 мая истекает срок пролонгированного в очередной раз с 1 мая положения о специальных обязанностях (ПСО), в рамках которых НАК "Нафтогаз Украины" поставлял газ предприятиям теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) с 2018 г. "ЭнергоБизнес" уже в этом году неоднократно рассказывал о различных аспектах проблем ТКЭ (№№ 7, 16, 17). Есть ли жизнь для ТКЭ без ПСО и надежда у потребителей на централизованное снабжение горячей водой и теплом в будущем отопительном сезоне, каких нам ожидать тарифов, как в одном ТКЭ отражается весь спектр забот и проблем отрасли, — в интервью с генеральным директором ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" Александром ОЛЕКСЕНКО.

— С какими результатами "Полтаватеплоэнерго" закончило отопительный сезон 2020-2021 гг., с чем подошло к отмене ПСО?

— С тревогой, как в песне: "Мы летим, ковыляя во мгле, мы ползем на последнем крыле…". Тарифы экономически не обоснованы, постоянно растущая задолженность по газу, по его распределению и доставке, расчеты впритык по электроэнергии, воде, зарплата, не соответствующая уровню рынка и требованиям законодательства. И без понимания перспектив, как мы войдем в следующий отопительный сезон с точки зрения подготовки теплового хозяйства и закупки газа.

— Разве предприятия ТКЭ не стремились на рынок газа как самостоятельные субъекты, не привязанные к единому монопольному поставщику через механизм ПСО?

— Рынок газа сегодня существует фактически для крупных поставщиков, прежде всего "Нафтогаза" и его газоснабжающих компаний. Они определяют условия работы на рынке для остальных участников. К тому же на пороге рынка мы оказались в неравных условиях. Предприятия ТКЭ — с многомиллионной дебиторской задолженностью, долгами государства из-за невыплаченной разницы между экономически обоснованными и установленными НКРЭКУ тарифами и еще большими долгами перед "Нафтогазом". НАК также несла издержки в определенный период из-за разницы в ценах и неплатежей, в том числе предприятий ТКЭ. Но, во-первых, с НАКом правительство рассчиталось за разницу в ценах на газ. Во-вторых, "Нафтогаз" как субъект рынка регулярно выставляет нам штрафы и пени на сумму долга, сформировавшегося из-за невыплат нам государства. В отличие от НАКа, предприятия ТКЭ лишены возможности взыскать долги с правительства. Поэтому выход на рынок для ТКЭ и потенциальных поставщиков газа связан с риском того, что в любой момент "Нафтогаз" как кредитор может в судебном порядке потребовать ареста счетов и принудительного взыскания долгов, штрафов и пеней.

— В связи с предстоящей отменой ПСО, в конце апреля вас, как и другие предприятия ТКЭ, "Нафтогаз" предупредил о прекращении газопоставок с 1 мая. Но полтавчане не остались без горячей воды. Кто теперь поставщик газа?

— За неделю до начала мая "Нафтогаз" предупредил, что мы должны заплатить долг в размере более 500 млн грн и сделать авансовый платеж за газ, который будет потреблен в мае. Риск остаться без горячей воды у наших абонентов был, как никогда велик. Но мы заключили договор на поставку газа в мае с дочерней компанией НАКа — ООО "Газопоставляющая компания "Нафтогаз Трейдинг".

— На каких условиях "дочка" продала вам газ, учитывая, что "Полтаватеплоэнерго" должно "Нафтогазу" 570 млн грн?

— "Нафтогаз Трейдинг" продал газ, так как НАК согласился с тем, что тело нашего долга — это разница в тарифах, которую нам своевременно не возместил Кабмин — акционер "Нафтогаза Украины", соответственно, это не столько наша вина, сколько обстоятельства от нас не зависящие.
Условие поставок газа — 100% предоплаты. Цена — около 8.4 грн/куб м. В этот раз мы даже выиграли в цене, так как на рынке в это время цена газа на май уже превышала 9.3 грн/куб м.
Для обеспечения Полтавы централизованным горячим водоснабжением суточная потребность в газовом топливе составляет порядка 60-70 тыс куб м. В месяц расходуем более 2 млн куб м газа. А с учетом централизованного теплообеспечения в отопительный период ежемесячное газопотребление превышает летние объемы в десятки раз в зависимости от температурных и технологических режимов. В среднем за год получается до 100 млн куб м газа.

— Поставки газа по ПСО были дороже рыночных цен на 20-40%, теперь то этой проблемы нет? По крайней мере, у ТКЭ появляется выбор поставщика.

— Проблема, как и прежде, — где взять деньги и как погасить долги.

СПРАВКА
По данным НАК "Нафтогаз Украины", на 5 мая 2021 г. суммарная задолженность 233 крупнейших предприятий ТКЭ и ТЭЦ за газ, использованный для производства теплоэнергии, составляла 55.509 млрд грн, задолженность за 2021 г.— 20.959 млрд грн.
Суммарная задолженность ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" — 471 423 631 грн., задолженность за 2021 г. — 333 601 767 грн.
Накануне подписания договора с ООО "ГПК "Нафтогаз Трейдинг" на поставку газа в мае, ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" выплатило 12 408 790 грн долга.

— Где взяли деньги на авансовый платеж?

— У нас был небольшой резерв — кредитная линия двух банков, наших партнеров — "Полтава-банк" и "Укргазбанк". Мы ценим их доверие, не каждый банк сегодня согласится кредитовать предприятие ТКЭ. Взяли кредиты, сделали предоплату — почти 17 млн грн. Таким образом, с 1 мая смогли на некоторое время решить проблему обеспечения наших клиентов горячей водой. Но, как надолго хватит средств кредитных линий, ведь в отопительный сезон денег потребуется в десятки раз больше? Где их взять, никто из тепловиков не имеет представления. К тому же временный компромисс с "Нафтогазом" не исчерпывает суть проблемы — разница в тарифах ежемесячно продолжает увеличивать долг "Полтаватеплоэнерго".

Задолженность* "Полтаватеплоэнерго" за поставки газа "Нафтогазом Украины" в рамках ПСО, 2018-2021 гг.:

  • 2018 г. (по состоянию на 1.01.19 г.) — 285.48 млн грн;
  • 2019 г. (по состоянию на 1.01.20 г.) — 257.19 млн грн;
  • 2020 г. (по состоянию на 1.01.21 г.) — 334.29 млн грн;
  • 2021 г. (по состоянию на 5.05.21 г.) — 333. 60 млн грн.

*Долг не реструктуризирован.

На начало отопительного сезона 2020 г. наш долг составлял 257 млн грн, сегодня — 570 млн грн, из которых 410 млн грн — долги населения, а 160 млн грн — разница в тарифах. В то же время только за минувший отопительный сезон задолженность населения возросла на 69 млн грн.
Всего суммарная задолженность девяти предприятий ТКЭ и ТЭЦ Полтавской области за использованный природный газ —1 млрд 152 млн грн, из которых долги населения — 663 млн грн. При этом уровень расчетов населения в январе-марте 2020 г. составлял 89.8%, за аналогичный период текущего года — только 74%.
В структуре тарифа на теплообеспечение домохозяйств (рис. 1) доля природного газа составляет почти 67.2%.

Рис. 1. Структура тарифа ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" на услугу ЦО, предоставляемую населению

Структура тарифа на услугу с централизированного отопления населению

Тариф на поставку горячей воды включает расходы на газ несколько меньше, но все равно 5.2% — основная составляющая (рис. 2).

Рис. 2. Структура тарифа ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" на услугу по поставке горячей воды для потребностей населения (при отсутствии полотенцесушителя)

Но даже 100%-ная оплата населением и другими категориями потребителей тепла и горячей воды не позволит нам ни своевременно платить за поставки газа будущих периодов, ни с долгами рассчитаться, ни нормально подготовить систему к будущему отопительному сезону. В нашем тарифе, установленном НКРЭКУ еще в 2018 г. и давно не покрывающем затраты, не предусмотрены средства на погашение долгов, выплату штрафов и пеней. А затраты газа и электроэнергии "Полтаватеплоэнерго" (рис. 3) в общей структуре расходов составляют 87.6% (с НДС).

Рис. 3. Основные составляющие тарифа на теплоэнергию ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго"

В этом году отопительный сезон в Полтаве закончился 12 апреля. Сейчас — период активной подготовки к следующему отопительному сезону, что требует капитального ремонта и замены сетей и оборудования. Мы уже предупредили потребителей о неизбежных отключениях горячего водоснабжения, сопутствующих проведению этих работ, составили график и проинформировали наших абонентов. В то же время нам в значительной степени еще только предстоит найти средства на подготовку к следующему отопительному сезону, а это минимум 56 млн грн.

— Регулятор утверждает тарифы, если вы их обоснуете.

— Мы экономически обосновали необходимость повышения тарифа еще в декабре 2020 г. Уже середина мая, а НКРЭКУ не рассмотрела нашу заявку, и не только нашу. Мы отдаем себе отчет в том, что потребители наших услуг не смогут оплатить полную нынешнюю рыночную стоимость того же газа и его доставки, поэтому Регулятор и не спешит их вносить в наши тарифы, мол социально опасно и политически нецелесообразно. Полностью согласны с этими тезисами и мы! И разделяем мнение наших коллег из разных областей Украины о том, что правительство должно взять на себя смелость и проявить политическую волю для разрешения долговой проблемы. Как говорят мои коллеги из разных областей Украины: нет политической воли — не будет и отопительного сезона! Угроза блокирования счетов "за долги" дамокловым мечом висит над большинством предприятий ТКЭ, если не "Нафтогаз", так поставщики электроэнергии и облгазы в любой момент могут потребовать ареста счетов. И тогда уже будет не до политической воли…

— Звучит как ультиматум. Если КМУ ничего не предпринимает, какие Вы видите способы разрешения долговой проблемы?

— На самом деле своим системным бездействием КМУ загнал нас в угол — у предприятий ТКЭ глобально общие проблемы, независимо от формы собственности, объема производства и количества абонентов. Что касается тарифов, то мы предлагаем НКРЭКУ предусмотреть возможность ежемесячно изменять их в соответствии с рыночными ценами на газ. И это автоматически должны делать сами предприятия теплоэнергетики. Конечно же, Регулятор пусть мониторит, как ему и положено, выполнение условий всеми лицензиатами, а таких большинство среди крупных предприятий ТКЭ. Местные власти также не должны решать "свои проблемы" исключительно за счет ТКЭ. "Полтаватеплоэнерго" в этом смысле нетипичное предприятие, хотя и учреждено областной властью, а более 98% потребителей его услуг — жители Полтавы, но дотаций ни из областного, ни из местных бюджетов с 2018 г. мы не получаем.

— Как депутат Полтавского облсовета Вы не пытались убедить коллег-депутатов направить часть средств областного бюджета, например, на компенсацию части тарифа хотя бы для населения?

— "Помогите нашему горю не деньгами, так слезами"? Все понимают, в какой мы ситуации, но в облсовете 84 депутата, из них только 9 полтавчан. А в области, кроме "Полтаватеплоэнерго", еще 8 крупных предприятий ТКЭ и ТЭЦ, и у всех схожие проблемы, так как они, что называется, запрограммированы. Не говорю уже о других важных статьях расхода областного бюджета.

СПРАВКА
Потребителями услуг "Полтаватеплоэнерго" в настоящее время являются физические и юридические лица, проживающие в трех городах и двух поселках городского типа Полтавской области, в том числе: население — 91 231, бюджетные учреждения — 202, другие категории потребителей — 1335, религиозные учреждения — 5.

— Последний год Вы были и. о. гендиректора, чем не угодили Полтавскому облсовету?

— Мне это работать не мешало, было понимание со стороны администрации, да и не задумывался я над этим. Конфликтов не было и сейчас нет. Губернатор постоянно подключается к решению проблем нашего предприятия, пишет запросы, письма в нашу поддержку. В общем, нормальные деловые отношения.

— Вернемся к тарифам…

— Мы хотим быть честными с потребителями наших услуг. В период действия ПСО были и периоды, когда цены на газ позволяли снизить тариф ТКЭ, но мы не имеем права это делать, и даже если бы имели, то процедура пересмотра тарифа и утверждения нового Регулятором занимает несколько недель, а то и месяцев. Сейчас мы заключаем контракт на поставку на месяц и не можем предугадать, какой будет рыночная цена газа в июне-июле, а тем более в октябре.

Правительство должно вовремя разрабатывать документы, согласно которым оно же регулирует тарифы ТКЭ. Долгожданный закон №1060, предусматривающий разработку Кабмином типового договора в течение двух месяцев, давно истекших, и так вступил в действие с большим опозданием. Но из-за отсутствия типового договора ТКЭ не смогут воспользоваться новыми тарифами, даже если НКРЭКУ их утвердила или срочно сделает это.
Кабмин может частично дотировать тарифы ТКЭ, а не сваливать все на бюджеты местных громад, которые и так во многих случаях в той или иной форме вынуждены дотировать предприятия ТКЭ, являясь их соучредителями. Правительство должно четко определить, какую часть должны обеспечивать местные власти, какую регулировать НКРЭКУ, а какая доля может быть дотационной и за счет какого ресурса.

В начале текущего года между Ассоциацией городов, "Нафтогазом" и Кабмином был подписан меморандум, предусматривающий в том числе поиск вариантов разрешения долговой ситуации. Действие меморандума закончилось 14 апреля. Правительство сначала с 1 мая отменило ПСО, потом, в ручном режиме, продлило его действие еще на 20 дней. Но мы не видим никаких шагов со стороны государства для урегулирования долговой проблемы, в обострении которой государство же и виновно.

Долговую проблему предприятия ТКЭ, члены Межотраслевой ассоциации "Укртеплокомунэнерго", предлагают решить в несколько этапов.

Во-первых, правительство может через серию бухгалтерских проводок списать сумму долга на 1 января 2021 г., равного разнице в тарифах, которую оно же не выплачивает ТКЭ с 2018 г. "Нафтогазу" же бюджет погасил в конце 2020 г. около 32.5 млрд грн задолженности за разницу в ценах газа, поставленного в рамках ПСО, и ценами рынка.
Во-вторых, логичным шагом, на наш взгляд, со стороны правительства и парламента является "списание" суммы пеней и штрафов, которые НАК продолжает ежемесячно насчитывать предприятиям ТКЭ на сумму долга правительства. В этом контексте существует несколько способов, надо в конце концов решиться это сделать. Оставшуюся сумму долгов — реструктуризировать с отсрочкой выплат, для начала проведя аудит долгов, начисленных "Нафтогазом".

В-третьих, регулятор должен предусмотреть в тарифе значительно большую часть на инвестпрограмму ТКЭ, чтобы эти средства обеспечивали возможность для выполнения полноценных ремонтов и замены оборудования, а не латания дыр. Для этого и правительство должно позаботиться о "расшивании" долгов ТКЭ, чтобы они могли привлечь инвестиции международных финансовых институтов и доноров, таких как ЕБРР, Всемирный банк и др. Без решения долговой задачи ни о каких инвестициях и речи не может быть.

— Что с долгами потребителей?

— Население в своем большинстве платит исправно за услуги. Несвоевременность часто связана с долгами по зарплатам или проблемами с начислением и своевременной выплатой льгот и субсидий. Но эту проблему также надо решать на государственном уровне, а не за счет ТКЭ по сути.

И поэтому, в-четвертых, на законодательном уровне предприятия ТКЭ должны иметь действенные механизмы взыскания долгов как с юридических, так и с физических лиц.

— Каким способом?

— Например, приравнять должников к злостным неплательщикам алиментов. Причем с правом взвешенного отчуждения имущества в счет погашения долгов. Минюст даже намерен инициировать такую меру в отношении руководителей предприятий, долги которых превышают 1 млрд грн, например, запретить им выезд за рубеж.

— Тут Вы не оригинальны…

— Опыт показывает, наибольшие должники — вовсе не социально незащищенные граждане. У меня на памяти есть пример, когда один такой абонент, задолжавший нашему предприятию более 50 тыс грн, буквально за несколько часов "нашел" деньги для погашения многомесячной задолженности, как только, согласно решению суда, мы вознамерились наложить арест на его движимое имущество — автомобиль премиум-класса. Тогда вовсе не малоимущие должники не будут руководствоваться принципом в стиле "долги платят только дураки и трусы". Без радикальных действий по отчуждению имущества — нет решения. Субсидии же не получают те, кто имеет задолженность по выплате как зарплат сотрудникам, так и неплательщики алиментов. Учитывая, что законодательно это возможно сделать, эта мера послужит хорошим стимулом.

— Где будете брать газ на июнь, август и в последующем? Вряд ли "Нафтогаз Трейдинг" отступит от условия авансового платежа или банковской гарантии…

— Если не договоримся, будем выходить с заявкой на Украинскую энергетическую биржу, покупать наиболее дешевый газ на приемлемых для нас условиях. Мы уже работаем в этом направлении, есть кейс трейдеров, они заинтересованы в стабильных поставках. Но все заинтересованы как минимум в своевременных расчетах и тех же банковских гарантиях.

Банковскую гарантию тоже не дают "просто так", вносите деньги на счет в банке — получите гарантию. Все риски несвоевременных платежей, ценовых колебаний несут опять-таки предприятия ТКЭ. По сути рынок газа действует только в отношении поставщиков газа. А у нас — тариф ниже себестоимости на 20-40%, кассовый разрыв платежей абонентов в 1-2 месяца и постоянно растущие долги за поставленный газ, электроэнергию. "Нафтогаз" выставляет нам акты с долгом, в котором штрафы и пени составляют 150-200 млн грн, мы их не признаем, но долго так продолжаться не может. Верховная Рада и правительство должны взять на себя ответственность и разрубить этот гордиев узел. Тогда и с предприятий ТКЭ спрос будет другой.

— С лоббированием интересов у предприятий ТКЭ явно не складывается, в отличие от облгазов, газсбытов и "Нафтогаза". Хотя, как потребителю услуг "Киевтеплоэнерго", мне неприятно осознавать, что за все просчеты правительства, парламента и каждого ТКЭ в отдельности платили и платим мы, как говорится, по гамбургскому счету.

— И будете платить, если никто не решится разрубить долговой узел. Межотраслевая ассоциация "Укртеплокоммунэнерго", объединяющая почти 30 крупнейших предприятий ТКЭ Украины, готова хоть сегодня подать свои предложения, например, специально созданной рабочей группе парламентского комитета. Мы готовы к открытой дискуссии и надеемся, что она будет результативной. В противном случае для многих наших сограждан, и не только абонентов "Полтаватеплоэнерго", отопительный сезон не начнется не только этой осенью, но и в следующем году. А о централизованных поставках горячей воды можно будет забыть уже через пару недель, как о "несбыточном прошлом".

Досье "ЭнергоБизнеса"

Александр ОЛЕКСЕНКО, генеральный директор ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго".
Родился: 13.03.1972 г. в Бресте. Гражданин Украины, проживает в Полтаве.
Образование: 1989-1994 гг. — Харьковский государственный технический университет радиоэлектроники. Специальность: радиотехника.
1994 г. — Высшая школа международного бизнеса при Харьковском государственном экономическом университете. Специальность: международный менеджмент.
Карьера:
1994-1995 гг. — экономист объединения "Укргеофизика";
1995-1995 гг. — экономист АБ "Полтава-банк";
1995-2000 гг. — эксперт-консультант, начальник сектора векселей и долговых обязательств, начальник отдела фондовых операций и вексельного оборота Полтавского РУ КБ "ПриватБанк";
2000-2003 гг. — начальник финансового отдела ОАО "Полтаваоблэнерго";
2003-2010 гг. — финансовый директор ОАО "Полтаваоблэнерго";
2010 г. — финансовый директор ООО "Полтаваэлектросети";
2010-2017 гг. — заместитель генерального директора по экономике и финансам ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго";
2017-2019 гг. — и. о. генерального директора ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго";
2019-2020 гг. — директор филиала "Газопромышленное управление "Полтавагаздобыча" АО "Укргаздобыча";
2020-2021 гг. — и. о. генерального директора ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго";
с мая 2021 г. — генеральный директор ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго".
Общественно-политическая деятельность:
С 2006 г. — член ВО "Батьківщина",
2006-2011 гг. — депутат Полтавского областного совета V созыва,
2011-2015 гг. — депутат Полтавского областного совета VI созыва,
с 2020 г. — депутат Полтавского областного совета VIII созыва.
Семья: женат, воспитывает дочь и сына.
Хобби: большой теннис.