Наш старый сайт

Безопасность в "турборежиме"

Безопасность в "турборежиме"

№33 (1226) от 17.08.202118.08.2021

Прошедший осенне-зимний период был очень сложным. Пришлось импортировать электроэнергию из Беларуси и РФ на коммерческой основе, а не только в рамках аварийной помощи. И это при том, что к началу этого периода на складах ТЭС хранилось 2.5 млн т угля, подземные хранилища содержали 28.1 млрд куб м газа.

МНЕНИЕ

По состоянию на середину августа запасы энергоносителей в стране вызывают тревогу у экспертов. А вот чиновников, похоже, этот вопрос не волнует. Ю.Витренко заявил, что в ПХГ находится 17.1 млрд куб м. Однако из этих 17 млрд — 4.26 млрд куб м принадлежат нерезидентам. "Мы рассчитываем, что при нормальных условиях функционирования рынка, частные компании будут реализовывать объемы газа, которые они хранят в подземных хранилищах, в Украине, а не вывозить за границу", — сообщил Ю. Витренко. Но это не точно… Напомню, что из ОЗП 2020-2021 Украина вышла с запасом газа 15.291 млрд куб м.

Запасы угля на складах отечественных ТЭС сократились до 740 тыс т.

Приближается и ввод в эксплуатацию "Северного потока"-2, что увеличивает риски. Опять остро встал вопрос об энергетической безопасности Украины.

И вот 4 августа стало известно, что КМУ распоряжением №907-р утвердил Стратегию энергетической безопасности. Появление документа стало неожиданностью, поскольку, вопреки нормам действующих законов и постановлений КМУ относительно участия общественности в обсуждении проектов документов, текст ее не публиковался. Увы, это тенденция — игнорировать право граждан принимать участие в обсуждении стратегических и регуляторных документов.

Удивило, что Стратегия рассчитана всего на 4 года — до 2025 г. Мягко говоря, такой короткий период времени точно не соответствует статусу документа. Взять хотя бы для примера документы авторства ПАО "Укрэнерго": План развития ОЭС и Отчет о достаточности генерирующих мощностей ежегодно разрабатываются на 10 лет. Не говоря уже о действующей Энергостратегии до 2035 г.

В Стратегии подробно описано сегодняшнее состояние отечественной энергетики, определены основные угрозы энергобезопасности, стратегические цели. Но, складывается впечатление, что не сделано главного — не очерчены пути достижения этих целей, не определены цифровые индикаторы относительно рисков реализации угроз и, соответственно, методы противостояния им или их уменьшения. Можно подумать, что после написания трех сценариев в тексте у авторов закончился энтузиазм. И не покидает ощущение, что текст готовился просто с целью, как говорят в министерствах, "закрыть контрольку" (выполнение поручения контролируется КМУ).

Между тем уже в наступающем ОЗП существует огромная вероятность реализации большинства перечисленных угроз в энергетической сфере. И Антикризисный штаб в КМУ еще вчера должен был бы прорабатывать разные варианты сценариев противодействия и уменьшения наиболее вероятных угроз в условиях будущей зимы. Это касается и устойчивой работы ОЭСУ, и поставок газа на предприятия ТКЭ, и поставок нефти и нефтепродуктов. Но, как мне известно из личных источников, ничего этого не делается. Министр энергетики всех успокаивает заявлениями, что все под контролем и идет по плану, и предпочитает участвовать в мероприятиях с перерезанием ленточек то по случаю сдачи участка железной дороги к ЦХОЯТ, то по случаю презентации ЦХОЯТ, объекта, который не имеет отдельного разрешения на ввод его в эксплуатацию от Госатомрегулирования. Только 13 августа "Энергоатом", оператор этой ядерной установки, получил, наконец, сертификат ГАСИ на основании Акта о готовности объекта от 12.08.21 г. о том, что объект построен в соответствии с проектной документацией.

Удивительная скорость! Просто немыслимая для такой структуры, да еще и с таким сложным объектом. Подозреваю, что врио главы ГАСИ С.В.Голицин, сделавший стремительную карьеру от директора департамента регионального отделения ГАСИ в Луганской области до первого лица структуры, не смог устоять под давлением "Энергоатома" и его кураторов из ОПУ. Хотелось бы проверить, полным ли был пакет документов, представленный "Энергоатомом" на получение сертификата…

Отдельно замечу, что ЦХОЯТ — один из важнейших объектов, обеспечивающий независимость украинской ядерной энергетики от РФ. Работы на нем не велись весь 2020 г. и хранилище до сих пор не введено в эксплуатацию с соответствующим разрешением от Госатомрегулирования. Виноват в этом менеджмент "Энергоатома", несомненно.

Наблюдая все эти процессы, понимаешь, что у теперешних власть предержащих в приоритете не интересы энергобезопасности страны, не "разруливание" кризисных явлений в энергетике, а желание не раздражать Офис президента.

Для воюющего уже восьмой год с РФ государства непозволительная роскошь такие чиновники. А может, их бездеятельность и есть частью гибридного плана Кремля?

 

Ольга КОШАРНАЯ,
энергетический эксперт