Наш старый сайт

Меморандум без обязательств

Меморандум без обязательств

№41 (1234) от 12.10.202113.10.2021

Меморандум без дополнительных обязательств для любой из сторон — этими словами начинается раздел ІІІ "Взаимные договоренности" Меморандума о взаимопонимании относительно урегулирования проблемных вопросов в сфере поставок тепловой энергии и горячей воды в отопительном сезоне 2021-2022 гг., подписанного в присутствии Президента Украины на Конгрессе местных и региональных властей 30 сентября 2021 г.

МНЕНИЕ

Сторонами стали КМУ в лице премьер-министра, министра развития общин и территорий, министра энергетики, глава НАК "Нафтогаз", представители Офиса президента, Всеукраинской организации органов местного самоуправления "Ассоциации городов Украины" и Палаты местной власти Конгресса.

В принципе, на этом чтение текста Меморандума можно и закончить. В случае невыполнения договоренностей со стороны КМУ или "Нафтогаза", в суд местные органы не смогут подать. Обязательств то нет, а на нет, как известно, и суда нет.

Между тем 8 октября во время выступления в ВР в рамках "Часа вопросов к правительству" министр энергетики Г. Галущенко на вопрос нардепа о конкретике в связи с Меморандумом, с легкой улыбкой ответил: "Не будем обсуждать юридическую форму… есть возможность апеллировать к тем пунктам, которые там прописаны… В противном случае было бы сложно создать механизмы, о которых я упоминал, ту же балансирующую группу…" А что же в тех пунктах?! "Обеспечение, недопущение, бесперебойные поставки, разблокировка счетов… и т.д.". А что, создать механизмы для выполнения обещаний президента о низких тарифах на газ, тепло и электроэнергию нельзя было прописать до этого Меморандума в соответствующих постановлениях и распоряжениях КМУ?!

На вопрос, когда же будет дорожная карта по реализации Меморандума, ответа не последовало… Министр, как сообщает релиз министерства, отметил, что "…Меморандум является действенным механизмом обеспечения стабильности тарифов для населения во время отопительного сезона".

Хорошо, стабильность тарифов для населения будет. Но будут ли услуги в наличии, чтобы их оплатить "по стабильным тарифам"? А именно, бесперебойные поставки электроэнергии и тепла потребителям?

Г. Галущенко заявил также о том, что за счет работы в ОЗП 14 из 15 энергоблоков АЭС компенсируется уменьшение производства электроэнергии на ТЭС и ТЭЦ, блоки которых останавливаются из-за отсутствия угля или слишком высокой цены на газ. Но ведь ТЭЦ производят еще и тепло для потребителей! И если на них нет угля или газа, то не будет, прежде всего, производства тепла! И призывы его к НКРЭКУ применить методы влияния на собственников ТЭС в связи с отставанием накопления угля в 3 раза по сравнению с планом, принятым министерством в августе, точно не инструмент оздоровления ситуации. Ну, выпишет НКРЭКУ штрафы, и кто их заплатит? Денег нет у лицензиатов. Кроме того, частные домохозяйства для отопления используют преимущественно газ, и газ — это основной энергоноситель для производства тепла и никаким электричеством АЭС его не заменишь.

С нашей точки зрения публично говорить министру энергетики, что в этом отопительном сезоне делается ставка на АЭС, некорректно. В производстве электроэнергии — возможно, но и это проблематично с т.з. балансировки ОЭС, когда пиковый и полупиковый спрос на электроэнергию покрывается подключением ТЭС на угле, который в дефиците. Если же начало отопительного сезона в городах будет отодвигаться, люди начнут обогреваться электроприборами. И тогда сети могут не выдержать, как и трансформаторные подстанции.

Еще на один момент я обратила внимание. Параллельно с выступлением Г. Галущенко в ВР проходил митинг Атомпрофсоюзов под Минюстом с требованием разблокировать счета НАЭК "Энергоатом". Лидеры профсоюзов не смогли встретиться и передать требования министру юстиции, который и управляет Исполнительной службой, арестовавшей счета по решению суда. Министр энергетики с высокой трибуны счел нужным не упоминать об этой проблеме, рассуждая о важной миссии АЭС в этот ОЗП. У меня риторический вопрос — а по какой причине? Боится окрика из Офиса Президента? Или в случае, если не получится работать 14 блоками, выгодно будет обвинить министра юстиции, что счета заблокированы по его вине? И разве можно разблокировать счета внесудебным способом?

На самом деле, все просто. Начинать готовиться к ОЗП надо было как минимум в апреле, после окончания предыдущего непростого ОЗП. А лучше вообще за год внедрять в энергетике долгосрочное прогнозирование. И газ закачивать, и увеличивать добычу угля на украинских шахтах, и быстро реагировать на ситуацию на рынке электроэнергии и волатильность цен на его отдельных сегментах. Нужен совершенно другой подход и к государственному регулированию, и к государственному управлению в сфере энергетики.

Сегодняшний энергетический кризис в Европе и Китае продемонстрировал, что приоритетом должен быть национальный протекционизм в защите энергетической безопасности. Уже ясно, что в нынешних условиях каждая страна будет выживать в одиночку. Выживет ли Украина без потери суверенитета — вот вопрос…

Ольга КОШАРНАЯ,
энергетический эксперт